Совершенствование управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблемных вопросов управления персоналом. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
анализ деятельности предприятия;
анализ управления персоналом;
поиск путей совершенствования управления.

Вложенные файлы: 1 файл

пример диплома.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

 

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2002 г. показатели рентабельности незначительно повысили свои значения относительно 2001, однако в 2003 г. они вновь снизились.

Однако в целом предприятие находится на рентабельном уровне.

На основе проведенного анализа финансовой деятельности магазина «Фора» за 2001-2003 гг. были сделаны следующие выводы.

За данный период выросли, как стоимостные, так и натуральные показатели деятельности предприятия. В результате снижения темпов роста выручки над темпами роста себестоимости увеличились затраты на 1 руб. товарной продукции.

Анализ ликвидности показал, что показатели ликвидности имеют невысокое значение. Анализ финансовой устойчивости показывает, что на данном этапе предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии. Также за период с 2001 по 2003 гг. произошло снижение соотношения заемных и собственных средств, что свидетельствует о снижении зависимости предприятия от привлеченного капитала.

Анализ деловой активности показал, что негативную тенденцию имеет коэффициент общей оборачиваемости капитала, а также другие коэффициенты, за счет снижения выручки от реализации.

Анализ рентабельности показал, что коэффициенты находятся на невысоком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств.

В целом, с учетом приведенных отрицательных и положительных моментов финансового состояния магазина «Фора» можно сделать вывод, что оно находится на стабильном уровне, но имеется тенденция ухудшения показателей за последний год.

Итак, исследование финансовых коэффициентов за ряд отчетных периодов позволили представить динамику за 2002-2003 гг. наиболее важных аспектов финансового состояния предприятия в достаточно лаконичном виде и поэтому является весьма удобным и полезным инструментом анализа.

 

 

3. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ  
УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Теоретические основы управления  персоналом

 

Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами, показывают что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в  ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства. В будущем с развитием научно-технического прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.

Внедрение достижений научно-технического прогресса в большинстве случаев определяется качеством рабочей силы и приводит к глубоким изменениям в трудовой деятельности человека.  Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что вызывает структурные сдвиги на рынке труда. С одной стороны, создаются предпосылки сохранения определённого числа безработных, с другой стороны, перманентно испытывается недостаток в квалифицированных кадрах, отвечающих требованиям использования новых технологий.

Облик современного руководителя определяют представления о труде и вытекающие из них системы мотивации и отношения сотрудников к труду.  Меняющиеся представления о содержании и характере труду, свободном времени и качестве жизни предъявляют новые требования руководству кадрами. Всё более важными становятся подготовка и непрерывное обучение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.

Предприятия сумеют выжить в жесткой конкурентной борьбе, если их руководящий персонал сможет правильно и своевременно оценить окружающий мир и тенденции общественного развития. Успешное управление кадрами прежде всего основывается на систематическом учете и анализе влияния окружающего мира, адаптации производства к внешним воздействиям.

Происходит расширение и углубление функций управления рабочей силой всех категорий.  Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства персоналом, превращение его в целостную систему. В процессах управления персоналом появляется необходимость организации мышления и действий всех работников с учётом потребностей партнёров по рынку.

Кадровая политика в настоящее время полностью совмещается с концепцией развития предприятия. Эта политика ориентируется на тенденции и планы развития предприятия и призвана учитывать:

  • долгосрочное страхование предприятия;
  • сохранение его независимости;
  • получение соответствующих дивидендов;
  • непрерывный необходимый рост предприятия;
  • самофинансирование роста;
  • сохранение финансового равновесия;
  • закрепление достигнутой прибыли.          

В рамках общей концепции развития предприятия выделяются три её важнейшие части:

  • производственная концепция, связанная с информацией о спросе потребителей, состоянии рынка, тенденциях его развития и т.д.;
  • финансово-экономическая концепция, учитывающая основные аспекты денежных ресурсов;
  • социальная концепция, связанная с развитием и удовлетворением потребностей человека.

Сфера кадровой политики охватывает основные аспекты развития предприятия:

  • сферы  деятельности производственной кадровой политики;
  • количественное и качественное планирование персонала;
  • занятость персонала(маркетинг персонала) сокращение штатов;
  • обучение персонала;
  • управление персоналом (кадровый контроль);
  • политика руководства, политика стимулирования;
  • социальная политика;
  • информационная (коммуникационная) политика;
  • содействие в деятельности предприятия (общественной и экономической).

Кадровая политика за последние годы претерпела серьёзные изменения. Дефицит квалифицированной  рабочей силы, способной работать в новых условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами как только административной  работы. Возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов. Складывается комплексное понимание кадровой политики как единства следующих мер:  

  • обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;
  • создание мотивации работника на высокопроизводительный, эффективный труд.

Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления фирмы: её высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.

Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общие положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения. Приём на работу сотрудников является компетенцией фирм и компаний. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можно увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами всё большее значение приобретают стратегические аспекты, однако  сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров, администрирование кадров.

С учётом основных положений всех составных частей концепции развития  предприятия определяются собственные цели кадровой политики, включающие:

  • цели, связанные с отношениями предприятия с окружающим миром (рынок труда, охрана окружающей среды, взаимоотношения с государственными и местными властями, профсоюзами и т.п.);
  • цели, реализация которых направлена на улучшение отношений  предприятия со своими сотрудниками (участие их в управлении предприятием, совершенствование стиля руководства, углубление профессиональных знаний, решение социальных вопросов и т.п.).

Экономические цели предполагают максимизацию прибыли и минимизацию затрат. В системах с рыночной экономикой они служат финансовым интересам владельцев предприятия или уже почти не отличаются от этих интересов индивидуальным целям  «уполномоченных» (менеджеров), которым владельцы поручили владеть предприятием. Если владельцами являются юридические лица, то они, преследуя экономические цели, могут стремиться и к максимально возможному удовлетворению потребностей населения.  С точки зрения интересов всего общества неуклонное следование экономическим целям отдельного предприятия может соответствовать социальным целям общества.

Под социальными целями следует также  понимать ожидания, потребности, интересы и требования сотрудников по отношению к предприятию или же те цели, реализации которых сотрудники придают большое значение.

Удовлетворение социальных целей выражается индивидуально в удовлетворённости  работой, обусловленной принципиальным улучшением материальных и нематериальных условий труда на предприятии.

Следует стремиться к внутрипроизводственному уравновешиванию интересов разных групп сотрудников.  При этом социальные цели преследуются принципиально на всех ступенях иерархической структуры предприятия, хотя и с различной степенью влияния на общее улучшение условий труда подавляющего большинства сотрудников.

Таким образом, социально-экономическая основа кадрового менеджмента, ориентированного на будущее, предусматривает осуществление ряда следующих мероприятий:

  • непрерывное последовательное планирование;
  • сравнение существующих и перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу;
  • профессиональный кадровый маркетинг в университетах и других учебных заведениях;
  • количественное и качественное планирование должностей персонала;
  • структурирование и планирование расходов на персонал;
  • регулярное представление информации о стратегии и деятельности предприятия;
  • введение в специальность;
  • повышение квалификации, в рамках которого наряду с актуализацией профессиональных знаний предусматривается проведение методического и социального обучения;
  • языковый курс;
  • стабильные структуры окладов;
  • гибкая система начисление окладов.

В области организации персонала:

  • распределение обязанностей между центральными и периферийными структурными подразделениями, обусловленное производственной необходимостью;
  • определение уровней руководства.

Главным фактором конкурентоспособности, экономического роста и эффективности производства является наличие  на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные перед ними производственные задачи. Для их эффективного управления в современных условиях нужна система работы с кадрами, позволяющая вести прогнозирование потребности и развития персонала, управлять кадрами от приема на работу до завершения карьеры и обеспечивать фирменные социальные гарантии по старости. Она направлена на достижение высокой эффективности труда каждого работника, создание таких экономических  стимулов и социальных гарантий, которые позволили бы сближать интересы работника с интересами предприятия, поднятие роли личности и стимулирование труда на более высокую ступень.

В условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения управленческая практика вырабатывала соответствующие методы организации деятельности фирмы. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем соответственно больше усложнялись системы управления, причем  последующие системы дополняли предыдущие.

Эволюция систем обще фирменного управления показывает, что сменявшие друг друга системы ориентировались на растущий уровень нестабильности и в особенности на все большую новизну событий и все меньшую непредсказуемость будущего.

Четыре этапа в развитии этих систем определяли и определяют характер управления:

  • управление на основе контроля за исполнением;
  • управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется,     но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого;
  • управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать      непредвиденные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них;
  • управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается      в настоящее время в условиях, когда многие важные задачи возникают     настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

С ростом уровня изменчивости экономической среды меняются и принципы, на основе которых формируются системы управления. Старые принципы, воплощающие командно-административное управление, уступают место новым, предполагающим делегирование полномочий, консенсус и инициативу

Информация о работе Совершенствование управления персоналом на предприятии