Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Переход
к рыночным отношениям и развитие
экономики изменили условия функционирования
розничных торговых предприятий. По
мере улучшения и стабилизации ситуации
на рынке увеличивается
Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить за конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий.
Тремя «слонами», на которых покоится розничная торговля, являются конкуренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты.
В
этих условиях успех хозяйствующего
субъекта напрямую зависит от достижения
конкурентоспособности и
Решение
проблемы повышения
В последние годы как в теории, так и на практике все больше внимания уделяется необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.
В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приоритетов в нелегком деле повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений.
Цель
дипломной работы – изучение теоретических
и методологических положений сущности
конкурентоспособности
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
Предметом исследования является конкурентоспособность розничного торгового предприятия ИП Шкурдода А.Н.
Объектом исследования определена деятельность ИП Шкурдода А.Н.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия и торговли. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В. Я. Горфинкель, Б. Голд, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В. Паретто, М. Портер, К.А. Раицкий, А.Н. Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.
Информационная база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических изданиях Госкомстата РФ, статистических материалах отдельных муниципальных образований, законодательных и нормативных актах России, данных экспертных оценок анализа, работ отечественных и зарубежных ученых, а также материалов собственных исследований.
Основными методами исследования являются: системно – структурный, причинно – следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей на уровне предприятия.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 9 приложений. Основной текст работы изложен на 78 страницах машинописного текста, включающего 15 таблиц, 6 рисунков. Список использованной литературы содержит 68 наименований.
Стержнем
современного рыночного механизма
можно назвать конкуренцию. Это
связано не только с тем, что масштабы
ее проявления неизмеримо возросли за
последние годы. Главное здесь
состоит в том, что конкуренция,
являясь конкретной формой функционирования
рыночных отношений, составляет важный
элемент рыночного механизма, что
позволяет выделить в нем две
стороны: механизм взаимосвязи спроса
и предложения с целевой
Этим
порождается необходимость
Большой
зарубежный опыт изучения конкуренции
и предпринимательства пока еще
не позволяет адекватно отразить
процессы их взаимодействия в системе
переходной экономики России. В связи
с этим возникает потребность
в разработке отечественной методологической
базы исследования данных процессов
с учетом особенностей рыночной экономики
переходного периода и
Поскольку
процесс взаимодействия конкуренции
и предпринимательства
Конкуренция
представляется, с одной стороны,
эффективным механизмом естественного
регулирования рыночной экономики
и отбора наиболее устойчивых с финансовой
точки зрения предприятий, способных
успешно функционировать в
Различают
понятия конкурентоспособность
предприятия и
Под
«конкурентоспособностью
За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ.
Пирамида
конкурентных преимуществ и
Рисунок 1. Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности
Выделяют несколько параметров, определяющих конкурентоспособность предприятия:
Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:
Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия