Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в виде следующей классификационной структуры:
Главным
элементом конкуренции на любом
рынке является продукция, с помощью
которой потребитель
Термин
«конкурентоспособность продукции (товара)»
не имеет сегодня однозначного и
общепринятого определения. Большинство
авторов согласны с тем, что это
совокупность качественных и экономических
характеристик изделия. Таким образом,
канонические путеводители по экономике
и менеджменту рассматривают
конкурентоспособность
Однако теоретическое исследование рынка показывает, что на конкурентоспособность изделия влияют не только его реальное качество, которое при обилии товаров становится все менее доступным для понимания покупателей, и стоимостные показатели, но и такая характеристика, как имидж этого товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным характеристикам, а также престижность владения данной продукцией.
С целью уточнения сущности конкурентоспособности розничных торговых предприятий автором были обобщены позиции различных ученых к понятию «конкурентоспособность» и выявлено, что имеющиеся понятия конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, так как характеризуют только один из множества аспектов конкурентоспособности в определенной области исследования.
Кроме того, автором уточнено содержание данного понятия. Под конкурентоспособностью розничного торгового предприятия автор понимает способность розничного торгового предприятия занимать преимущественное положение на рынке по сравнению с другими аналогичными торговыми предприятиями за счет обеспечения покупателя необходимыми товарами высокого качества, требуемого ассортимента, в удобное для него время, создавая наиболее привлекательные условия в процессе купли-продажи товаров.
Приведенное определение отражает сущность розничного торгового предприятия, связанную с удовлетворением потребностей покупателей в процессе «купли-продажи» товаров.
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых можно было бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности реализовывать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
Предприятие, имеющее более низкие издержки обращения, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта.
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке [67].
Анализ
деятельности предприятия по повышению
его конкурентоспособности
Вместе с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты и задачи:
Во
- первых, оценка конкурентоспособности,
т. е. определение показателей
Во - вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров;
В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль [48].
Проблема
оценки конкурентоспособности
Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:
—
определение состояния
—
выявление тенденций и
— определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
— выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.
В
зависимости от поставленной задачи
анализ может иметь разную степень
детализации и глубину
М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов:
Как
правило, в экономической литературе
выделяются следующие методы оценки
конкурентоспособности
1)
оценка с позиции
2)
оценка с позиции теории
3)
оценка исходя из теории
- структурный подход, сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;
- функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;
4)
оценка на базе качества
Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
(1) |
где,
- единичный параметрический
— величина i-гo параметра для анализируемой продукции;
— величина i-гo параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Сводные индексы определяются по ряду параметров:
(2) |
где,
— удельный вес i-гo параметра (определяется экспертным путем);
- единичный параметрический
В
качестве интегрального показателя
конкурентоспособности И. Ансоффом
для оценки позиции фирмы в
конкуренции предложен
Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия