Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шкурдода вар 2.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

Торговля  является одним из важнейших секторов экономики. Ее привлекательность для  инвесторов определяют высокие темпы  роста (ежегодно не менее 7%). В последние  годы конкуренция на розничном рынке  продовольственных товаров все  больше обостряется как за счет развития местных торговых предприятий и  сетей, так и за счет прихода иностранных  игроков. Рост уровня и качества жизни  привел к тому, что потребители  стали предъявлять более высокие  требования к торговым предприятиям, процессу продажи товаров и услуг. Определяющим фактором для совершения покупки является уже не цена товара, а удобство покупки, наличие комплекса  дополнительных услуг, атмосфера совершения покупки.

На примере розничного торгового предприятия ИП Шкурдода А.Н. была дана оценка конкурентоспособности предприятия на основе оценки конкурентного анализа и финансово-экономических показателей.

Конкурентоспособность торгового предприятия оценивалась  несколькими методиками: - SWOT-анализом, с помощью графических методов оценки конкурентоспособности (матрица МcKinsey) и аналитических методов оценки     конкурентоспособности (маркетингового подхода к определению конкурентоспособности предприятия и рейтинговой оценки, а также на основе опросов потребителей, проведенных автором).

В результате анализа конкурентоспособности  ИП Шкурдода А.Н. было выявлено, что на рынке оно занимает среднее положение и способно развиваться дальше. Конкурентная позиция предприятия по отношению к основным конкурентам ООО «Меркурий», ООО «Пятерочка» и ИП Мамедов А.И. нуждается во всестороннем укреплении. Конкурентным преимуществом исследуемого предприятия является длительность пребывания на рынке (более 14 лет, эффект опыта), выгодные отношения с поставщиками.

Наиболее  слабыми сторонами предприятия  является отсутствие целевого сегмента потребителей, незначительное количество постоянных покупателей, неэффективная  хозяйственная деятельность, устаревшие методы управления предприятием и персоналом, низкое качество и уровень обслуживания персонала, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие эффективной системы стимулирования, мотивации и премирования персонала, отсутствие системы обучения и подготовки персонала.

Для исследуемого предприятия с учетом анализа определяющих факторов была выбрана стратегия концентрации на узком сегменте на основе низких издержек. Сущность выбранной стратегии  ИП Шкурдода А.Н. состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды максимально снижать издержки с целью повышения эффективности деятельности предприятия и достижения конечных целей.

Среди путей повышения конкурентоспособности  предприятия были выделены:

- внедрение АСУ, которая позволит  жестко контролировать товарные  запасы и выявлять товары-неликвиды;

- внедрение на предприятии системы  анализа, планирования и контроля  деятельности предприятия;

- создание на предприятии системы  нормирования труда, плановых  показателей и текущего контроля;

- сокращение цены закупки товаров  путем давления на поставщиков  и частичный переход от договоров  комиссии к договорам купли-продажи  на льготных условиях;

- постоянное отслеживание спроса, потребителей и конкурентов предприятия;

- повышение уровня торговой надбавки  с 25% до 28% при снижении себестоимости товара;

- обеспечение прибыльной работы  предприятия;

- создание сбалансированного ассортимента  товаров;

- создание системы мотивации, стимулирования  и премирования работников;

- обеспечение хорошего качества  товаров при их низкой цене  относительно цен конкурентов  (товар менее известных торговых  марок);

- обеспечение высокого качества  обслуживания как стандарта обслуживания  покупателей.

Результатом выполнения мероприятий по повышению конкурентоспособности будут: поддержание низкого уровня  издержек  обращения; рост товарооборота; увеличение  суммы  прибыли  и уровня рентабельности; повышение доли торгового предприятия в рамках своего целевого сегмента.

Таким образом, подводя  итог вышесказанному, можно сделать  следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности  различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия  является отсутствие комплексности  и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей  степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и  теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности  предприятия подтверждает необходимость  ее комплексной оценки для выявления  возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной  деятельности.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических  систем/В.Л. Абрамова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №5.
  2. Абрютина М.С. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия. - М: Дело и сервис, 2007.
  3. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 2009.
  4. Азоев Г.Л. Управление организацией. - М.:ИНФРА-М, 2002 .
  5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000.
  6. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы/В. В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №1.
  7. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2004.
  8. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС,2007.
  9. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности/М. Ахматова, Е. Попов// Маркетинг. – 2003. - №4.
  10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  11. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  12. Баландин Е. Региональная торговля: Специфика продвижения магазинов/Е.Баландин // Современная торговля. – 2004. - №10.
  13. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М: ИНФРА-М, 2006.
  14. Баумгарт Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции/Л.В. Баумгарт// Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №4.
  15. Белоусов В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Каскад»)/В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №6.
  16. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. - Киев: Ника-центр, 2009.
  17. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации?/Т. Бочарова // Управление персоналом. – 2003. - №4.
  18. Булатова З.Г. Технико – экономический анализ хозяйственной деятельности. - Москва, 2008.
  19. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.:Юрист, 2007.
  20. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности “Менеджмент”. - М.:МГУ, 2009.
  21. Владиславлев Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. – М.: Ось-89, 2002.
  22. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. - М.: “Финансы и статистика”, 2007.
  23. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.:Дело, 2008
  24. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: “ЮНИТИ”, 2004 .
  25. Глущенко Е.В. и др. Основы предпринимательства. Учебное пособие. - М : Вестник, 2009.
  26. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М: Финпресс, 2008.
  27. Дафт Р.Л. Менеджмент – СПб.: Издательство «Питер», 2008.
  28. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. - СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 2009.
  29. Дэй Д. Стратегический маркетинг. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  30. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2009.
  31. Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия. (Мировой опыт)/А.Н. Захаров// Внешнеэкономический бюллетень. – 2004. - №3.
  32. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг. - М.: РИП-холдинг, 2002.
  33. Каплина О.В., Зайченко Д.А. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода/О.В. Каплина, Д.А. Зайченко// Маркетинг. – 2005. - №4.
  34. Карпова Е. Отечественная торговля: тенденции и перспективы/Е.Карпова//Российская торговля. - 2002. - № 8.
  35. Качалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон/И.Качалов//Рекламные технологии. - 2003. - № 6.
  36. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  37. Кинан У. Магазинный мерчандайзинг/У.Кинан//Маркетинговые коммуникации. - 2002. - № 6.
  38. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: Проспект,2004.
  39. Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности / Г. В. Коршунова // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 8.
  40. Кочетов Н. Ускорение освоения новой продукции как один из базовых компонентов конкурентоспособности/Н.Кочетов// Наука и инновации. – 2007 – № 8.
  41. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. - СПб.: 2007.
  42. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.: 2009.
  43. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2004.
  44. Ламперт X. Социальная и рыночная экономика. - М.: Дело, 2009.
  45. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г Основы предпринимательства. Учебное пособие. - М.:Финстатинформ, 2009.
  46. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. - Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009
  47. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. Учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2007.
  48. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
  49. Любушин Н.П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. - ЮНИТИ, 2007.
  50. Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
  51. Маркин Ю.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: Финансы и статистика, 2007.
  52. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. - Москва-Новосибирск.:2008.
  53. Межевов А. Оценка конкурентоспособности бизнеса/А. Межевов// Маркетинг. – 2005. - №5.
  54. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: “Дело”, 2008.
  55. Мясникович М. О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий/М. Мясникович // Наука и инновации. – 2009 – № 8.
  56. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.
  57. Парамонова Т. Н. Маркетинговые аспекты деятельности розничного торгового предприятия. — М., МГУК, 2002.
  58. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  59. Розанова В. Влияние психологических факторов на эффективность и конкурентоспособность современных организаций/В. Розанова// Консультант директора. – 2004. - №23.
  60. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.
  61. Соловьева В. Сети уверенно лидируют/В. Соловьева// Российская торговля. - №7-8. – 2005.
  62. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер.с англ. – М.:ЮНИТИ, 2008.
  63. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия?/Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и зарубежем. – 2003. - №4.
  64. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002.
  65. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005.
  66. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  67. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия/В. Шкардун// Маркетинг. – 2005. - №1.
  68. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке/В.Д. Шкардун, Т.М. Ахтямов// Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 4.

 


Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия