Социально-экономическая система ООО "Легар" с позиции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в описании основных характеристик социально-экономической системы (Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Легар») с позиции менеджмента.
В соответствие с целью будут решаться следующие задачи:
- описать реально действующее предприятие с точки зрения воздействия на нее факторов внешней и внутренней среды;
- проанализировать внешнюю и внутреннюю среду экономического объекта с учетом его миссий и целей;
- сформулировать конкретные стратегии развития предприятия на основе анализа миссии и целей деятельности торгового предприятия;
- сформулировать проблему, имеющую место в деятельности предприятия, и предложить меры для ее разрешения.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ООО Легар НГУЭИУ 9814 андрей 900.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время  главный упор руководство ООО  «Легар» делает на повышении уровня качества обслуживания и качества реализуемой  продукции. Тем самым, активно идет процесс реализации бизнес стратегии.

Вместе с тем, высокая  конкуренция на рынке не позволяет фирме приступить к планомерной реализации корпоративной стратегии, то есть более широкого охвата рынка за счет создания новых предприятий торговли и выхода на международные рынки.

 

3. Анализ внутренней и внешней среды

 

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

Ситуационный, или «SWOT (СВОТ)-анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных и  слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.

Для установления связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и  возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшие над ней угрозы.

PEST-анализ представляет собой анализ макроокружения, которое создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Макроокружение определяется пятью компонентами (по расшифровке «PEST»):

Р – политико-правовые компонент (факторы);

Е – экономические  факторы;

S – социальные факторы;

Т – технологические  факторы.

Охарактеризуем по отдельности  все компоненты:

1) Правовая компонента.

Анализ правового регулирования дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Необходимо обратить внимание на действенность правовой системы, степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы.

2) Политическая компонента.

Изучается для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов власти, государства в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

3) Экономическая компонента.

Ее изучение позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Важно обратить внимание на такие факторы, как общий уровень  экономического развития, тип и уровень  развитости конкурентных отношений, величина заработной платы и т.д. Для стратегического менеджмента представляют интерес не значения показателей как таковые, а то, какие возможности для ведения бизнеса это дает.

4) Социальная компонента.

Ее изучение направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе, демографическая структура общества, рост населения, мобильность людей и т. д. Социальная компонента влияет не только на макроокружение, но и на внутреннюю среду организации. Также особенностью социальных процессов является то, что изменяются они относительно медленно, но приводят к очень существенным изменениям в окружении организации.

5) Технологическая компонента.

Ее анализ позволяет  своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых продуктов, усовершенствования производимых продуктов, модернизации технологии. Отслеживание процесса развития технологий важно также потому, что организация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от используемой технологии14.

Модель «пяти  сил конкуренции Портера»

В самом общем виде конкурентом фирмы является любой  субъект деятельности на рынке, который  своими действиями может снизить  доход фирмы от реализуемого ею продукта либо вообще лишить ее этого дохода.

Силы, формирующие конкурентную среду продукта и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп. Анализ конкурентной среды излагается в соответствии с концепцией стратегии «пяти сил конкуренции Портера».

1. Первую группу составляют  конкурентные силы продавцов аналогичной продукции. То есть в первой группе представлена внутриотраслевая конкуренция, которая при традиционном рассмотрении рыночных систем выступала синонимом конкуренции вообще.

Такими конкурентами для магазина могут быть представлены следующие объекты:

  1. Магазин, сеть магазинов, реализующих виноводочную продукцию;
  2. Различные магазины «советского времени», в которых продаются товары;
  3. отделы в магазинах и супермаркетах вообще.

2. Вторую группу формируют поставщики продукции. Сила воздействия представителей этой группы на конкурентный потенциал фирмы состоит в их способности удерживать производителя продуктов в качестве своего клиента. В первую очередь это проявляется в том, что данная группа оказывает существенное влияние на качество и себестоимость продуктов.

Поставщики могут предоставлять  производителю продукта некачественные товары или по довольно высокой цене. Таким образом, качество реализуемой продукции снизится, либо может увеличиться себестоимость продукции. Поэтому производитель продукта не должен находиться в зависимости от поставщика сырья и других ресурсов, а должен действовать самостоятельно и свободно выбирать себе наиболее подходящего поставщика. Для этого у продавца продуктов на примете всегда должны иметься несколько других поставщиков.

3. В третью группу  входят покупатели продукта. Их  конкурентная сила состоит в  способности требовать наличие  определенных потребительских качеств у продукта, а также воздействовать на цену продукта в направлении ее уменьшения. То есть, другими словами, покупатели продукции могут быть недовольным качеством товара, либо его ценой. При действительности таких явлений фирма должна переанализировать своих поставщиков, используемые для производства продукции технологии, сбытовой процесс и т.д. с целью либо повышения качества продукции, либо снижения себестоимости продукции.

4. Четвертая группа  состоит из потенциальных продавцов аналогичной продукции. Их конкурентная сила состоит в возможности переключения потребителей на свою продукцию, а также в возможности отвлечения потенциальных потребителей продукта.

Здесь с одной стороны  фирма постоянно должна иметь  информацию о предприятиях, которые  в общем не выпускают аналогичную продукцию, но их ресурсы и технологии могут позволить им начать выпуск этих аналогичных продуктов. Например, к таким предприятиям можно отнести такие фирмы, которые выпускают продукты, но именно для производства и продажи готовой продукции.

С другой стороны между  всеми производителями продуктов, между всеми фирмами ведется  борьба за денежные средства потребителей. Учитывая то, что они очень ограничены, потребители, покупая один продукт, отказываются от другого. То есть одна фирма получает доход от продажи товара, а другие – нет. При большом ограничении денежных средств потребителей конкуренция между фирмами может обостряться.

5. Наконец, пятую группу  составляют продавцы замещающих  продуктов. Часто наблюдается  такая ситуация, когда именно конкурентные силы этой группы оказывается разрушительной и даже сокрушительной для продукта.

SNW – АНАЛИЗ – это  усовершенствованный анализ слабых  и сильных сторон. В отличие  от анализа слабых и сильных  сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает  среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».15

 

Практическая  часть

 

 

Главным катализатором  развития рынка стройматериалов  является активность строительной отрасли. Соответственно, активность населения  в области строительства и ремонта остается высокой и, возможно, продолжит свой рост в будущем. Продавцам товаров  это обещает, по минимальным оценкам, 30-40%-й рост оборотов. Объем одного из главных сегментов «домового рынка» - торговли кровельными материалами - может вырасти до $350-370 млн. в год. По оценке аналитиков, объем рынка отделочных материалов в России равен примерно $6 млрд. (из них $1,5 млрд. приходится на Москву). По различным оценкам, импорт составляет более 60% рынка отделочных материалов. Вместе с ростом спроса происходит изменение потребительских предпочтений в отношении используемых материалов. Это далеко не всегда оказывается на руку отечественным производителям, поскольку их продукция в основном изготовлена по традиционным, зачастую устаревшим технологиям. Неблагополучие российской промышленности в 90-е гг. позволило зарубежным компаниям обосноваться на российском рынке строительных материалов, обеспечив высокий уровень конкуренции на многих сегментах рынка.

Отечественные производители  функционируют в достаточно сложной ситуации, поскольку продолжается активное освоение рынка иностранными производителями, работающими более эффективно16.

Таблица 3.1

Характеристика внешней  среды

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Факторы внешней среды  прямого воздействия

1. Потребители

Круг потребителей продукции ООО «Легар» довольно широк и растет с каждым годом, но в последнее время не сложилось определенной категории людей, которые пользовались бы только продукцией ООО «Легар».

Увеличение числа потребителей вызывает необходимость увеличения ассортимента продаваемой продукции, расширения сферы деятельности предприятия.

2. Конкуренты

На рынке строительных материалов в городе Новосибирске и в НСО существует несколько крупных конкурентов, в частности, ООО «Строитель Сибири», «СМиТ» и т.д.. Конкуренцию составляют также торговые предприятия других регионов страны, и импортная продукция

Конкуренция оказывает существенное влияние на товарную и ценовую политику фирмы. В частности, при определении цены учитывается состояние и уровень цен на рынке строительных материалов.

3. Поставщики

ООО «Легар» тесно взаимодействует с поставщиками строительных материалов:

ООО "Завод кровельных материалов "КровТрейд" (г.Санкт-Петербург)

ООО «КровТрейд Компания» (г.Екатеринбург)

Характер взаимоотношений с  поставщиками определяется исходя из уровня и объема  продаваемой продукции.


 

Продолжение табл.3.1

4. Посреднические организации (транспортные, рекламные агентства,

Оказывают сопутствующие услуги (разработка рекламы, ее размещение), либо доставке товара в оптовую или розничную торговую сеть (транспортные организации).

Указанные организации способствуют продвижению товаров и стимулируют его сбыт за счет рекламы, иных средств воздействия на потребителя.

5. Оптовые и розничные торговые предприятия

Эти организации опосредуют движение товара от производителя к конечному потребителю. Они способствуют сбыту и реализации товара потребителям, а также преобразуют производственный ассортимент в торговый (упаковка, дизайн, установление розничной цены на товар)

Являются связующим звеном между  предприятием и потребителями. Способствуют формированию спроса на продаваемую продукцию, а также сбыту товара.

6. Рынок рабочей силы

Спрос на рабочую силу (специалистов) велик, поэтому данный фактор отражает потребность организации в персонале

Способствует притоку рабочей  силы в организацию, обновлению персонала

Факторы внешней среды косвенного воздействия

1. Политическая обстановка

Политическая стабильность (нестабильность) в обществе, которая определяется исходя из реальных предпосылок властных отношений

Определяет ориентиры деятельности организаций

2. Экономическая политика государства

Государство воздействует на деятельность предприятия через систему мер налогового, ценового, инвестиционного и иных механизмов

Государство посредством мер экономической политики стимулирует деятельность организации, либо, наоборот, создает препятствия, барьеры (например, ужесточение налогового бремени)

3. Социально-экономические условия в стране

Уровень жизни населения, средний  уровень заработной платы, наличие системы социального страхования

Чем выше уровень жизни и благосостояние, тем больше условий для удовлетворения потребности населения в продукции ООО «Легар»

4. Состояние текущего законодательства

Наличие совершенной и непротиворечивой системы текущего законодательства, регулирующей деятельность в данной сфере

Государство в нормах права регулирует порядок  и условия деятельности предприятия как в процессе основной деятельности (например, договорная работа), так в процессе его создания, реорганизации и ликвидации

Информация о работе Социально-экономическая система ООО "Легар" с позиции менеджмента