Социологическая диагностика в системе управления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

Социология появилась и долгое время развивалась как опросная исследовательская работа (технология), которая была направлена на открытие законов и закономерностей, получение нового знания. которые были недостаточно ориентированы на решение практических проблем. Перед социологией все больше ставились задачи не простого изучения объекта, а выявление проблем его существования и развития. У социологов все больше требовали конкретных предложений, путей решения социальных проблем.

Содержание

Понятие и сущность социологической диагностики.
Специфика социологической диагностики как исследовательской технологии.
Этапы социологической диагностики и основные подходы к их реализации.
Методы социологической диагностики.

Вложенные файлы: 1 файл

Соцдиагностика.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Суть  нормативного  подхода  в  диагностике  сводится  к  тому, что  группе диагностируемых  объектов непосредственно задается, в качестве  ориентира  и  критерия  оценки,  система показателей,  характеризующих их  нормальное  или конечное  целевое состояние, заданное как социально желательное.

Эти показатели могут быть определены следующим образом:

  • Либо на основе теоретических и концептуальных построений
  • Либо на основе принятых ценностей или идеалов.

Следовательно, характеризуя специфику  данного подхода к определению  эталонного  состояния,  следует  отметить  ряд его особенностей:

  • эталонное  состояние  всегда  задается  как  субъективно  желательное;
  • основой для определения желательного служит система ценностных представлений  и идеалов;
  • желательное  состояние  создается  для  данного  класса  объектов  как  неизменное,  независящее  от  ситуации  и  локальной  специфики.

Указанный  подход  получил  широкое  распространение  во многих  сферах  социологической  диагностики.  Позитивным    в указанном подходе представляется  его ярко  выраженная    целевая   ориентация,  возможность формализации    процесса  построения  эталона,   возможность сравнивать   состояние   нескольких   объектов,  достаточная    простота  и  технологичность,  адекватность  традиционной  производственной  системе.

К  недостаткам  следует отнести:

    • игнорирование  естественной  логики  развития  самого  объекта;
    • отсутствие  системности   при   взгляде   на   должное  состояние  объекта;
    • механистичность     задания    норматива,    который  строится  из  разнородных   желательных   свойств    данной    целостности    и  нередко  противоречащих  друг  другу.

Ситуационный  подход. В отличии от нормативного, где эталонное состояние объекта задается непосредственно,  как  ценностно – желательное, в данном подходе в качестве эталонного состояния объекта рассматривается  такое,  которое  обеспечивает  объекту  возможность наилучшим   образом  достигнуть  цели  в определенной  ситуации. Здесь процесс управления рассматривается как непрерывная цепь уникальных ситуаций, с которыми сталкивается управленец в процессе целедостижения и которые он должен решать.

В социологической диагностике  на базе данного подхода  сформировались  два  направления,  связанных с определением  эталонного состояния диагностируемого объекта, которые можно обозначить следующие:

  • практико – ситуационное
  • проблемно – ситуационное.

Практико – ситуационное  направление чаще  всего используется  в кадровой  диагностике,  где объектом   диагностирования  высту-пает  отдельный работник,  или коллектив в целом.

В  основе  подхода  лежит  представление,  что  любая  сложная  деятельность,  в которую  включен работник  может  быть  представлена  как совокупность более или менее устойчивых  и стандартизированных задач,  повседневно решаемых  работником  данного типа. Здесь признается возможность смоделировать значимые ситуации и представить их в виде специальных заданий для данного работника. В качестве критерия оценки его выполнения рассматривается успешность решения данной задачи. Основной метод – деловая игра.

К  безусловным  достоинствам подхода могут быть  отнесены:

    • ориентация  при  определении  эталона  на  конечный  результат;
    • стремление  к  формализации  процедуры  диагностики;
    • возможность  совмещать  диагностику  с  тренингом;
    • активность  объекта   диагностики;
    • открытость  ее  процедуры

К  его  недостаткам:

    • невозможность    воссоздания   из      фрагментов     деятельности  специфику  деятельности  во  всей  ее  полноте;
    • невозможность    определить     значимость   решаемой  задачи  с  учетом  специфики  деятельности  оцениваемого;
    • сведение    специфики    ситуации    к    специфике  деятельности,  фактическое  игнорирование   специфики  внешних,  по  отношению  к  объекту,  условий  и  специфики  самого  объекта;
    • невозможность установить достаточно строгий формальный  критерий  оценки  для  сложных  видов  деятельности.

Проблемно –  ситуационный подход к заданию эталона  в  социологической диагностике   базируется  на  рассмотрении  ситуации,  как   субъективно переживаемой, и представленной для субъекта в виде неповторимого и уникального сочетания  проблем, с которыми он сталкивается  в  процессе  достижения  цели. Суть диагностики в рамках  этого подхода составляет выявление перечня и иерархии  проблем. Процедура диагностики обычно строится на  данных  интервью, информации  полученной в ходе игры  или  изучения документов,  на  базе  которых  выявляется  перечень  проблем,  возникающих  на  предприятии.

Цель диагностики считается  достигнутой,  когда перечень проблем, реально возникающих или способных  возникнуть  на  предприятии, выявлен, структурирован, иерархизирован по значимости, выявлена ключевая проблема, позволяющая в случае ее  решения  решить другие проблемы, намечены направления и способы ее решения.

В качестве должного рассматривается  такое состояние объекта, при  котором проблемы , возникающие в  организации, по поводу и в ходе деятельности сняты. Этот способ задания должного чаще всего применяется  при обеспечении инновационных программ, в условиях использования новшеств, когда могут возникнуть непредвиденные препятствия и проблемы.

Достоинством данного подхода является то, что в нем обращается  внимание на уникальность и специфические особенности каждого объекта, а так же  на  специфику ситуации,  в которой действует объект.

К  числу  недостатков следует отнести:

    • попытку интерпретировать управленческую ситуацию как сочетание  проблем,  возникающих  на  предприятии;
    • отсутствие формализованного норматива исключает корректный  контроль  за  состоянием  объекта;
    • результат    диагностики   в   значительной    степени  зависит  от  качеств  и  ориентации  диагноста.

Таким образом, все вышеуказанные  подходы к заданию должного имеют свои достоинства и недостатки. Попытка преодоления этих недостатков привела к появлению альтернативного подхода к заданию должного – ситуативно - нормативного подхода.

Ситуативно - нормативный (социально-экологический) подход задания должного характеризуется  отказом от моделирования должного состояния объекта на основе ценностных представлений или поставленных целей. В качестве должного состояния социального объекта рассматривается такое его состояние, которое обеспечивает наилучшие условия для выполнения производственных и социальных функций в специфической ситуации. Данный способ предполагает создание такого норматива, который

  • должен описывать конечное состояние объекта т.е. конечный результат управления, который может быть зафиксирован в формальных показателях. (из нормативного подхода).
  • Должен зафиксировать наиболее благоприятное состояние социального объекта, с точки зрения выполнения его основных социальных функций в существующей общественной ситуации.

В рамках нормативно – ситуационного подхода используется еще один способ задания должного – «метод черного ящика».

Смысл процедуры заключался в следующем:

1. Отбираются и описываются несколько  однотипных социальных объектов  аналогичных диагностируемому объекту,  включенных в сходную ситуацию и действующих по одинаковым правилам.

2. Выделяются различия  в результатах их деятельности  и выявляются свойства их дифференцирующие. Далее выделяется совокупность  тех свойств, которая значимо  отличает объекты демонстрирующие  наилучшие показатели деятельности. При этом учитывается, что объект не свободен в выборе путей развития и форм поведения.

Далее методом проб и  ошибок формируются образцы поведения, навыки, установки, ценности, которые  адекватны сложившейся ситуации, идет освоение и активное использование этих образцов и здесь очень важно во время обнаружить те ценности, свойства и образцы поведения, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение конечных результатов в определенной ситуации. Это позволяет прогнозировать успешность деятельности любого конкретного объекта, но только на ближайшую перспективу. Здесь возможно прогнозировать лишь на один шаг от настоящего, а долгосрочные прогнозы обессмыслены.

Ситуационно – нормативный  подход требует тщательного сбора  информации, причем важнейшим требованием к информации является то, что она должна поддаваться формализации. Здесь могут быть использованы разные средства и методы: анализ документов, формализованное интервью, экспертный опрос и т.д.

Таким образом, в зависимости  от выбранного подхода к методологии на первом  этапе и подхода к заданию эталона на  втором, которые должны обязательно соотносится между собой, мы имеем определенное  описание  реального состояния объекта и его эталонного состояния, и можем перейти к заключительному  третьему  этапу.

Соотнесения эталонного и реального состояния  объекта. Этот этап является производным от двух первых. На сегодня  можно привести  две  группы  оснований для соотнесения реального и эталонного состояния объекта.

1. Одно из них может быть  дано по основанию процедуры   соотнесения состояния  объекта   и  эталона.  По  этому   основанию  блоки могут быть  двух направлений:

  • использующие  формальные  процедуры  для  такого  соотнесения;
  • не  использующие  формальные  процедуры.

2. Другое основание – жесткость   допустимых  границ  отклонения  от  эталонного  состояния. Это  разбиение имеет смысл лишь  для тех технологий, которые уже  попадают в  число жестко  формализованных. По этому основанию   блоки  могут  быть  распределены  на:

  • предусматривающие процедуру определения границ такого  отклонения;
  • не  предусматривающие  определения  таких  границ.

Используя эти и другие основания, в зависимости от конкретной ситуации и проблемы, на этом этапе очерчивается проблемное поле организации (определяется степень отклонения от эталона в реальном состоянии объекта), выявляются причины отклонения, вызвавших это несоответствие, предлагается комплекс мер, способствующих выходу из проблемных ситуаций и приближению к эталонному состоянию.

Реализуя все этапы социологической диагностики, диагност выявляет существующие недостатки в функционировании  предприятия, подталкивая его к позитивным изменениям. Такие исследования позволяют задать ориентиры и выявить направления, в которых необходимо двигаться предприятию.

Методы социологической  диагностики.

Существует три группы методов:

1. Методы сбора информации.

2. Методы обработки информации.

3. Методы определения проблем  и выявления проблемных полей.

4. Методы выработки решений.

Методы сбора информации. В ходе диагностики могут использоваться анкетирование, анализ документов, но самым распространенным является интервью.

Диагностическое интервью, являясь одним из способов получения диагностической информации, в отличие от традиционного имеет свои особенности. Диагностическое интервью направлено не столько на сбор информации, сколько на ее производство. Оно бывает двух видов: осваивающее и развивающее.

Осваивающее интервью проводится с целью получения сведений об организации, ее профиле, персонале, партнерах, истории организации и т.д.

Развивающее интервью – направлено на выявление проблем организации. здесь очень важно во время интервью уметь следующее:

  • Составить у респондента правильное представление о роли консультанта, снять возможные подозрения о проверке данной организации или данного подразделения, суметь четок сформулировать и донести до респондентов задачу консультанта: помочь выявить проблему.
  • Вовлечь респондента в консультационный процесс, создать у него позитивную мотивацию на сотрудничество.
  • Подчеркнуть конфиденциальность интервью.
  • Профессионально перейти к проблемному блоку, что во многом зависит от стиля и структуры интервью, от индивидуальности обеих сторон.

Начиная диагностическое интервью необходимо уметь снять первоначальное отчуждение, предложив респонденту рассказать о себе, своих функциях в организации, отношениях с коллегами и т.д. Здесь интервьюер заинтересован в наращивании того качества и влияния, которые считаются профессионально порочными в традиционном интервью. Интервьюер стремится проблематизировать высказывания респондента, в беседе с ним пытается сопоставить его высказывания с высказыванием других респондентов., вызвать у него сомнения в точности и непротиворечивости собственных высказываний. Тем самым развиваются первоначальные мнения, позиции, которые могут сохраняться или меняться.

Информация о работе Социологическая диагностика в системе управления.