Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:36, дипломная работа
Целью работы является проведение практического исследования деятельности организации и разработка основных рекомендаций по стратегическим направлениям ее развития.
Для достижения цели, перед написанием выпускной квалификационной работы, поставлены такие задачи:
1) определить сущности и содержание стратегии развития организации;
2) изучить модели разработки стратегии развития организации;
3) определить методы стратегического управления и планирования
Введение……………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические и методические основы стратегического управления……………………………………………………………….
7
1.1. Сущность и содержание стратегии развития организации………..
7
1.2. Модели разработки стратегии развития организации……………..
18
1.3. Методы стратегического управления и планирования…………….
29
2.
Анализ деятельности ООО "Арис-Про"…………………………….
37
2.1. Характеристика организации ООО "Арис-Про"…………………...
37
2.2. Анализ результатов деятельности ООО "Арис-Про"……………..
53
2.3. Изучение конкурентов ООО "Арис-Про"…………………………..
71
3.
Стратегические направления развития организации ООО
"Арис-Про"………………………………………………………………
77
3.1. Определение стратегической позиции ООО "Арис-Про"…………
77
3.2. Выявление сильных и слабых сторон организации ООО
"Арис-Про"………………………………………………………………...
81
3.3. Определение основных стратегических направлений организации ООО "Арис-Про"………………………………………….
87
Заключение…………………………………………………………………
96
Список использованных источников…………………………………...
101
Такие организации совершают закупки в ООО "Арис-Про" только на основании контракта и большими партиями. То есть, закрепление реализации, объясняется сегментом покупателей и договорной формой отношений между основными покупателями и организацией.
Фактом, который свидетельствует об относительной стабильности группы, является пропорциональное увеличение между объемов реализации и прибыли по реализации товаров.
Определять стадию жизненного цикла услуг ООО "Арис-Про" является не логичным, поскольку предприятие не имеет строго закрепленного спектра услуг, при этом, многие из услуг, например, такие как настройка музыкального оборудования, могут предоставляться предприятием в качестве дополнительных и бесплатных.
По этому, в рамках анализа предприятия с целью определения стратегической позиции, примем за условие то, что услуги предприятие находятся в стадии зрелости.
Можно определить, что 2012 г. является для ООО "Арис-Про" решающим, поскольку в 2003-2011 г. на предприятии, по показателям объемов реализации и прибыльности, наблюдался существенный спад. Дальнейшее снижение по выше определенным показателям, может привести к значительному ухудшению общих показателей деятельности ООО "Арис-Про", частичному или полному сокращению деятельности предприятия.
С целью дальнейшего определения стратегической позиции развития ООО "Арис-Про", используем матрицу БКГ.
Перед составлением матрицы, на основании предыдущего раздела работы и тематического исследования, необходимо использовать такие показатели, как:
1) динамика объемов реализации на региональном рынке звукового, светового и прочего профессионального оборудования;
2) темп роста части ООО "Арис-Про" на региональном рынке.
Проводя анализ, региональный рынок города будем рассматривать в четырех плоскостях, согласно интересующих групп товаров.
Матрицу БКГ представим на рисунке 3.6.
Рис. 3.1. Матрица БКГ ООО "Арис-Про".
На основании данных рисунка 3.1 можно отметить, что в наиболее трудной зоне – низкой скорости роста и удельного веса предприятия – не находиться товаров из ассортимента, которые предлагается ООО "Арис-Про". В зоне "Дикие кошки" находится две группы товарного ассортимента предприятия, а именно товары, которые находятся в группе "Звуковое оборудование" и "Системы оповещения и озвучивания".
Высокая скорость развития регионального рынка, делает такой сегмент наиболее привлекательным для ООО "Арис-Про". Руководство в условиях такого развития рыночной среды может выбрать агрессивную политику или политику плавного роста.
Агрессивная политика, учитывая жизненный цикл самого предприятия, а также показатели финансового состояния, которые рассчитаны в предыдущих параграфах дипломного проекта – является достаточно рискованной для ООО "Арис-Про". Ведь на текущий момент, устойчивость и ликвидность предприятия – достаточно низкие.
Возможности использования политики плавного роста, оценим в следующем параграфе дипломного проекта. Помимо этого, на основании рисунка 3.6, можно отметить, что товары ассортиментной группы "Световое оборудование и эффекты" находятся в слабо развивающейся среде. Учитывая тот момент, что товары данной группы находятся в жизненной стадии - развитие, а согласно данных выше указанного рисунка, отрасль развивается слабыми темпами, то можно сделать вывод о том, что внутри данного сегмента, происходит замена одних продавцов – другими.
Такая отрасль является интересной для предприятия и с целью дальнейшего увеличения части рынка, требует от руководства ООО "Арис-Про" выдержанной и точной тактики поведения.
В наиболее выгодном положении находятся товары из ассортиментной группы "Системы автоматики, телемеханики и связи для ЖД". Сегмент одноименного регионального рынка демонстрирует достаточные темпы роста, при этом часть реализации предприятия, в этом сегменте, постоянно увеличивается.
Итак, в результате написания данного параграфа дипломного проекта определено, что стадией жизненного цикла ООО "Арис-Про" является спад. Спад наблюдается больше 5 лет, поэтому можно утверждать, что следующее несколько лет деятельности предприятия являются решающими.
Для проведения анализа и определения стратегических позиций развития ООО "Арис-Про", использована методика СХЗ и метод БКГ. Следуя рекомендациям специалистов в сфере менеджмента, при определении стратегически важных для предприятия сфер, использовано такие показатели по группам товаров предприятия, как объемы реализации и чистая прибыль. Анализ динамики показателей выявил, что в стадии роста находятся только акустические системы и музыкальное оборудование. В результате построения БКГ матрицы, определено, что стратегически важной позицией для предприятия является поддержка и стимулирование реализации по группе "Световое оборудование и эффекты", увеличение доли по группе "Cистемы оповещения и озвучивания".
Как определено в теоретическом разделе дипломного проекта, наиболее эффективным методом, который используется в стратегическом управлении для проведения анализа, является СВОТ – анализ.
Для анализа и выявления сильных и слабых сторон, необходимо определить какие факторы внешней и внутренней среды ООО "Арис-Про", наиболее сильно влияют на организацию.
Перед определением наиболее важных факторов воздействия, проанализируем литературу и определим субъектов, сферы исследования внешней среды деятельности ООО "Арис-Про". Так, Дж. Белл внешнюю среду характеризирует с помощью таких элементов, как потребителей, конкурентов, правительственных учреждений, поставщиков. Однако такой подход автора не включает прочих слоев внешней среды, поэтому не может быть полностью и единично использован при проведении исследования ООО "Арис-Про".
Ф. Котлер считает, что внешняя среда (макросреда) состоит из шести основных факторов: демографических, экономических, природных, научно-технических, политических и факторов культурной среды. Факторы внешней среды классифицируют по следующим группам:
1) экономические - факторы, связанные с оборотом денег, товаров, информации и энергии.
2) политические - факторы, влияющие на политические взгляды, и подразделяют людей на отдельные политические группы и находят выражение в деятельности и принятии решений местными органами власти и правительства.
3) социально-демографические
4) технологические - факторы, связанные с развитием техники, оборудования, инструментов, процессов обработки и изготовления продуктов, материалов и технологий;
5) географические - факторы, связанные
с размещением, топографией местности,
климатом и натуральными
Такая классификация является более полной, поэтому может быть полностью использована при анализе ООО "Арис-Про" для характеристики внешней среды. Однако процессы, происходящие во внешней среде, очень сложны, взаимосвязаны и содержат много противоречий, вследствие этого, все эти процессы надо внимательно и систематически изучать.
При этом, во втором разделе дипломного проекта определено, что основные поставщики товаров предприятия – это иностранные компании. Поэтому учет только политических и экономических факторов национального рынка, не предполагает полное определение сильных и слабых сторон в деятельности ООО "Арис-Про".
Другой подход к перечню компонентов внешней среды принадлежит А. С. Виханского, который добавляет к выше упомянутую международную среду. Существует довольно большой перечень классификаций составляющих внешней среды. Основные направления и факторы, по которым в наибольшем объеме может осуществляться анализ и прогнозирование основных тенденций в макросреде с констатацией сложившейся ситуации, нельзя ограничиваться.
Факторы внешней среды имеют определенную связь между собой, с учетом которой, изменение одного фактора оказывает влияния на другие составляющие среды деятельности предприятия.
Поэтому, для определения общего состояния внешней среды ООО "Арис-Про" используем такие группы факторов:
1) состояние экономики и рынков (экономические факторы):
2) деятельность правительства (политико-институциональные факторы):
3) Структурные тенденции:
4) научно-технические тенденции:
5) социально-культурная составляющая:
- содействие / недоверие к бизнесу;
6) международная среда (стоимость
транспортных услуг, инфляция и
ставки банковского процента, обменный
курс валюты относительно стран
Рыночные возможности и потенциальные угрозы, которые могут возникнуть перед ООО "Арис-Про" со стороны внешней среды, определим в таблице 13.
Таблица 13
Рыночные возможности и угрозы ООО "Арис-Про"
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
Группа экономических факторов | ||
Характер экономики и экономических процессов |
Падение курса иностранной валюты приведет к снижению себестоимости товаров |
Рост курса – возрастание себестоимости – снижение спроса |
Система налогообложения |
Льготное налогообложение будет способствовать освобождению части средств, которые можно будет использовать для |
Увеличение количества непрямых или ставок прямых налогов приведет к снижению общей рентабельности |
развития |
деятельности предприятия | |
Конъюнктура национального рынка |
Изменение количества предприятий, которые обслуживают больше 15 % сегмента рынка, приведет к увеличению такой части предприятием |
Выход на рынок мелких предприятий, которые работают в сфере товаров не высокой стоимости, но среднего качества – негативно влияет на объемы реализации предприятием |
Темпы роста рынка |
При росте рынка, возникает возможность к экстенсивному развитию, объемы реализации увеличиваются |
При спаде в развитие рынка, объемы реализации предприятия уменьшаются |
Размеры и темпы роста сегментов в соответствии с интересами |
Возможен вариант экстренного диверсифицированного развития, который принесет прибыль |
Возможен вариант экстренного диверсифицированного развития, который принесет убытки |
Состояние финансового рынка |
При колебании на финансовом рынке возможно снижение курса валюты |
При колебании на финансовом рынке возможно увеличение курса валюты |
Инвестиционные процессы |
Инвестиции в развитие отечественной промышленности, в сфере звукового и прочего оборудования, приведет к снижению рисков |
Возможно появление новых конкурентов за счет развития сферы производства звукового и светового оборудования |
Ставки банковского процента |
Снижение процента приведет к наращивание объемов предприятия |
Возрастание ставки повлияет на уменьшение количества оборотных |
Ставки банковского процента |
за счет заемного ресурса |
средств предприятия
|
Информация о работе Стратегические направления развития организации ООО "Арис-Про"