Стратегический анализ ЗАО «ТМК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка стратегии развития организации в современных условиях на основе стратегического анализа деятельности организации.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития предприятия;
провести стратегический анализ закрытого акционерного общества «ТМК»;
разработать стратегию развития предприятия.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия 4
1.1 Определение понятия стратегия различными авторами, её сущность классификация 4
1.2 Основные этапы и подходы к разработке стратегии 9
1.3 Оценка стратегии развития предприятия 15
2. Стратегический анализ ЗАО «ТМК» 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Стратегический анализ внешней среды исследуемого предприятия 24
2.3 Стратегический анализ внутренней среды исследуемого предприятия 34
3.Разработка стратегии развития предприятия 40
3.1 Выбор стратегии развития предприятия на основе аналитических моделей 40
3.2 Разработка плана мероприятий по реализации стратегии развития предприятия 44
3.3 Оценка разработанной стратегии 48
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 61
Приложение Д 66

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 202.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 2 – Характеристика экономических доминирующих показателей отрасли

№ п/п

Фактор

Характеристика

Емкость рынка

Объем работ по договорам строительного  подряда в 2011 к 2010 составил 107%, в 2012 к 2011 составил 111%. Таким образом, емкость рынка строительной отрасли от года к году растет.

Темп  роста

Исходя  из того, что емкость рынка увеличилась, значит и увеличились темпы роста. И в среднем темп роста составляет 9% ежегодно.

Прибыльность  отрасли

По  данным Росстата доходность строительной отрасли составляет – 5 %. Однако, министр  регионального развития Илья Пономарев  в интервью «Российской газете»  сообщил, что доходность строительной отрасли составляет не меньше 25-30%

Потребность в первоначальном капитале

Потребность в первоначальном капитале достаточно велика, так как приобретение специализированного оборудования, техники стоит дорого.

Технологические инновации

Строительная  отрасль считается одной из самых  консервативных отраслей по внедрению  новых технологий. Новые технологии есть, однако, переход на них является очень затратным 

Продуктовые инновации

Строительная  отрасль имеет большое количество продуктовых инноваций таких  как: новые материалы, комплектующие, спец.техника.

Вертикальная  интеграция

Высокая. Возможность интеграции с поставщиками, стать для себя поставщиком, возможность интеграции с потребителем.

Цикличность отрасли

Менее подвержена цикличности по сравнению  с другими отраслями, однако, некоторая  цикличность присуща.


 

Из данных таблицы 2 можно  сделать вывод, что емкость рынка  растет, следовательно темпы роста увеличиваются; прибыльность строительной отрасли не менее 25-30%, по словам министра регионального развития Ильи Пономарева; технологические инновации есть, но строительная отрасль является консервативной по отношению к ним; вертикальная интеграция в отрасли высокая; цикличность отрасли мальнекая.

Второй этап

 

Таблица 3 – Оценка экономических характеристик отрасли

Факторы

Ранг

Баллы

Оценка

1. Емкость рынка

0,08

5

0,4

2. Темпы роста и стадии развития отрасли

0,08

5

0,4

3. Прибыльность отрасли

0,3

4

1,2

4. Потребность в первоначальном  капитале

0,1

4

0,4

5.Технологическая подвижность отрасли (технологич. инновации)

0,1

2

0,2

6. Продуктовые инновации

0,04

3

0,12

7. Вертикальная интеграция

0,2

4

0,8

8. Цикличность отрасли

0,1

3

0,3

Итого

1,0

 

3,82




 

Вывод: Доминирующими экономическими характеристиками отрасли являются: прибыльность данной отрасли, вертикальная интеграция, емкость этого рынка и соответственно темпы роста. Вертикальная интеграция в строительной отрасли может быть как прогрессивная, так и регрессивная. Так же данная отрасль имеет очень емкий рынок, что очень часто привлекает внимание компаний, стремящихся поглотить конкурентов, имеющих устойчивые позиции в прибыльных отраслях. А быстрый рост данной отрасли делает возможным вытеснение слабых конкурентов.

Анализ конкурентной ситуации по методике М. Портера

Первый этап

1) «центральный ринг»:

1.1 количество и размер  компаний-конкурентов в отрасли;

Число малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в  строительстве в 2012 году, сократилось по сравнению с 2009 году и составило 30,9 тысяч организаций. Оборот малых предприятий составил 740,6 млрд.руб. (в 2009 году – 712,8 млрд.руб.)

Число средних предприятий (юридических лиц с численностью работников от 101 до 250 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) более 400 млн.рублей до предельного значения для данной категории – 1 млрд.рублей) выросло и составило в 2010 году 2,4 тыс. организаций (в 2009 году – 2,3 тыс. предприятий). Вырос и оборот средних предприятий, в 2010 году он составил 355,1 млрд. руб. (в 2009 году – 304,1 млрд. руб.) [12].

Количество компаний, конкурирующих  в отрасли, достаточно велико и имеются  много предприятий небольших  по размеру, т.е. идет жесткая конкуренция. Бальная оценка высокая.

1.2 барьеры выхода из  отрасли:

1.2.1 полнота, объем и  скорость возврата первоначальных  инвестиций для вхождения в  отрасль.

Мы считаем, что активы строительной компании продадутся, не так уж и быстро, ведь это специальная техника, которая имеет износ, как физический, так и моральный. Барьеры выхода средние, т.е. можно вернуть первоначальный капитал в неполном объеме при продаже активов. Бальная оценка средняя.

1.3 дифференциация товаров,  услуг в отрасли;

Дифференциация товара и  услуг в строительной отрасли  высокая. Строительная отрасль имеет широкий ассортимент товаров: начиная от шурупов, заканчивая метало-бетонными конструкциями. Градация услуг так же широка: от реконструкции объектов до строительства от основания. При этом многие компании схожи по пакету оказываемых услуг. Т.е. можно сказать, что конкуренция присутствует почти в максимальном объеме. Бальная оценка высокая.

1.4 наличие товара-заменителя.

В качестве товара-заменителя можно рассмотреть самостоятельное строительство, ремонт. На мой взгляд, данный товар-заменитель не востребован и не может в полном объеме заменить услуги, оказываемые строительными компаниями. Конкуренция минимальная, бальная оценка низкая.

2) угроза со стороны  товара-заменителя:

2.1 цена и качество товара-заменителя.

Мы считаем, цену и качество данного товара-заменителя низкой и  при этом данный товар-заменитель не может заменить весь спектр оказываемых  услуг. Угроза минимальная. Бальная оценка низкая.

3) угроза со стороны  новых конкурентов:

3.1 барьеры входа в отрасль:

3.1.1 первоначальный капитал;

Первоначальный капитал  для входа в эту отрасль  достаточно велик, так как необходимо приобретение дорогостоящего специализированного  оборудования и техники.

По сравнению с другими  отраслями, потребность в первоначальном капитале велика. Барьер входа выше, угроза со стороны конкурентов минимальная, бальная оценка высокая.

3.1.2 эффект масштаба;

Эффект масштаба в данной отрасли достаточно выраженный. Так как если компания владеет достаточно широким парком специальной техники, то ей не нужно переплачивать другим компаниям за аренду необходимой техники, а, следовательно, стоимость услуги снижается. А так же данная компания может самостоятельно, то есть без привлечения других компаний, производить строительные, строительно-ремонтные работы. Бальная оценка средняя.

3.1.3 сила имиджа марки;

В отрасли нет единственного узнаваемого бренда. Барьер входа высок, конкуренция ниже. Бальная оценка невысокая.

3.1.4 удержание перехода;

Затрат на конкуренцию  нового товара нет, значит бальная оценка нулевая.

3.1.5 доступ к сбытовым  сетям и к снабжению.

По моему мнению, спрос  на услуги предоставляемыми строительными компаниями высокий. Барьер входа высокий. Бальная оценка низкая.

3.2 сила реакции.

Сила реакции в прошлом  была так же высока, как и сейчас, т.к. вхождение в данную отрасль  требует большого первоначального капитала как раньше (год, два и более назад), так и сейчас. Тем самым угроза со стороны конкурентов не высока, бальная оценка низкая.

4) сила влияния поставщика:

4.1 количество и размер  поставщиков в отрасли;

По данным Консалтинг-Центра «ШАГ», строительный комплекс РФ включает в себя 8,76 тысяч компаний – производителей строительных материалов (данные на 2010 год). Из общей массы предприятий около ¼ являются потенциальными поставщиками. В итоге в строительной отрасли существует большое количество компаний поставщиков различных размеров. Бальная оценка высокая.

4.2 наличие товара-заменителя  для товара поставщика;

Его нет, тогда влияние  поставщика высокое. Бальная оценка низкая.

4.3 степень дифференциации  товара-поставщика;

Степень дифференциации товара-поставщика небольшая. Бальная оценка средняя.

4.4 возможность вертикальной  интеграции для поставщика;

Сила влияния средняя. Бальная оценка невысокая.

4.5 возможность организации  производителя для поставщика.

Строительные компании важны для собственников, но менее важны для простых пользователей, значит сила влияния высокая. Бальная оценка высокая.

5) сила влияния потребителя:

5.1 количество и размер  потребителей в отрасли

Количество потребителей много. Сила влияния высокая. Бальная оценка высокая.

5.2 наличие товара-заменителя  для товара потребителя;

В качестве товара-заменителя можно рассмотреть самостоятельное строительство, ремонт. На мой взгляд, данный товар-заменитель не востребован и не может в полном объеме заменить услуги, оказываемые строительными компаниями. Конкуренция минимальная, бальная оценка низкая.

5.3 степень дифференциации  товар-потребителя;

Самостоятельное строительство, ремонт, на мой взгляд, не востребован и не может в полном объеме заменить услуги, оказываемые строительными компаниями. Конкуренция минимальная, бальная оценка низкая.

5.4 возможность вертикальной  интеграции для потребителя;

Сила влияния минимальная  или отсутствует. Бальная оценка высокая.

5.5 важность потребителя  для нас.

Каждый потребитель важен  для строительной компании. Недаром строительные компании предлагают множество различных услуг на сегодняшний день. Поэтому сила влияния огромная. Бальная оценка высокая и равна 5.

Второй этап

Таблица 4 – Оценка конкурентной ситуации отрасли

Конкурентные силы

Баллы

1. Центральный  ринг

3,4

1.1 Кол-во  и размер компаний-конкурентов

5

1.2 Барьеры  выхода из отрасли

3

1.2.1 Полнота, объем и скорость возврата  первоначальных инвестиций для  вхождения в отрасль

3

1.3 Дифференциация  товаров, услуг в отрасли

5

1.4 Наличие  товара-заменителя

4

2. Угроза  со стороны товара-заменителя

1

2.1 Цена  и качество товара-заменителя

1

3. Угроза  со стороны новых конкурентов

2,1

3.1 Барьеры  входа в отрасль

4

3.1.1 Первоначальный капитал

4

3.1.2 Эффект масштаба

3

3.1.3 Сила имиджа марки

2

3.1.4 Удержание перехода

0

3.1.5 Доступ к сбытовым сетям и  к снабжению

1

3.2 Сила  реакции

1

4. Сила  влияния поставщика

2,5

4.1 Количество  и размер поставщиков в отрасли

4

4.2 Наличие  товара-заменителя для товара  поставщика

1

4.3 Степень  дифференциации товара-поставщика

3

4.4 Возможность  вертикальной интеграции для  поставщика

2

5. Сила  влияния потребителя

3,2

5.1 Количество  и размер потребителей в отрасли

5

5.2 Наличие  товара-заменителя для товара  потребителя

1

5.3  Степень дифференциации товара-потребителя

1

5.4  Возможность вертикальной интеграции  для потребителя

4

5.5  Важность потребителя для нас

5

Итого средний балл

2,44

Информация о работе Стратегический анализ ЗАО «ТМК»