Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития организации в современных условиях на основе стратегического анализа деятельности организации.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития предприятия;
провести стратегический анализ закрытого акционерного общества «ТМК»;
разработать стратегию развития предприятия.
Введение 2
1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия 4
1.1 Определение понятия стратегия различными авторами, её сущность классификация 4
1.2 Основные этапы и подходы к разработке стратегии 9
1.3 Оценка стратегии развития предприятия 15
2. Стратегический анализ ЗАО «ТМК» 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Стратегический анализ внешней среды исследуемого предприятия 24
2.3 Стратегический анализ внутренней среды исследуемого предприятия 34
3.Разработка стратегии развития предприятия 40
3.1 Выбор стратегии развития предприятия на основе аналитических моделей 40
3.2 Разработка плана мероприятий по реализации стратегии развития предприятия 44
3.3 Оценка разработанной стратегии 48
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 61
Приложение Д 66
Относительно основных конкурентов компания имеет более устойчивую и выигрышную позицию. Относительная слабость заключается в таких факторах, как: широкий ассортимент услуг, наличие собственной специальной техники, возможность расширения в регионы. Но по основным показателям ЗАО «ТМК» не уступает своим конкурентам. Чтобы повысить свою конкурентоспособность по своим слабым позициям компании нужно выбрать стратегию интенсивного роста:
– развитие рынка (расширить сеть филиалов и представительств по России, а так же открыть филиалы за рубежом);
– развитие товара (расширить ассортимент предлагаемых услуг).
Для выбора стратегии развития предприятия ЗАО «ТМК» применим матричный подход к разработке стратегии, а именно построим матрицы БКГ, GE/ McKinsey, Шелл/ДПМ.
Матрица BCG
Основными конкурентами ЗАО «ТМК» (Выручка – 17млрд. руб.), являются НПО «Мостовик» (Выручка – 30 млрд. руб.), ГК «СК МОСТ» (Выручка – 23 млрд. руб.) и ОАО «Сибмост» (Выручка –6,2 млрд. руб.).
20 %
Темпы роста рынка, % |
Высокие |
«Звезды» |
«Знаки вопроса» |
Низкие |
«Дойные коровы» |
«Собаки» | |
1/2 |
1/ 2 | ||
Относительная доля рынка, % |
0 %
Рисунок 5 – Матрица BCG для ЗАО «ТМК»
Таким образом, НПО «Мостовик» попадает в «Звезды», а все остальные банки, включая ЗАО «ТМК» в «Знаки вопроса».
«Звезды» характеризуются лидирующим положением в отрасли. Типовой рыночной стратегией фирмы является итенсификация маркетинговых усилий для поддержания или увеличения доли рынка (наступательная стратегия).
«Знаки вопроса» занимает значительную долю на развивающемся отраслевом рынке. Необходимо сделать выбор из двух альтернативных стратегий: расширение инвестиций и интенсификация маркетинговых усилий (наступательная стратегия) или сокращение инвестиций и уход с рынка (дезинвистиционная стратегия). У ЗАО «ТМК» достаточно инвестиций и им следует сделать упор на маркетинг. В связи со спецификой строительных услуг логичнее всего выбрать стратегию стабильности с ориентацией на маркетинг, которая не идет в разрез с корпоративной стратегией проникновения на рынок.
Дополнительно к вышеперечисленному добавляются стратегические действия:
1) ориентация на маркетинг;
2) сокращение издержек обращения;
3) ориентация на инновации;
4) открытие новых филиалов.
Матрица General Electric/McKinsey
Конкурентная позиция, балл | ||||
9,9 |
6,6 |
3,3 |
Привлекательность отрасли, балл | |
1 |
2 |
3 |
99,9 | |
4 |
6 |
66,6 | ||
7 |
8 |
9 |
33,3 |
Рисунок 6 – Матрица McKinsey для ЗАО «ТМК»
Во время анализа конкурентной позиции мы выяснили, что конкурентная позиция ЗАО «ТМК» составляет 3,79. А привлекательность отрасли составляет 3,62. (получена на основе анализа доминирующих характеристик отрасли и анализе конкурентных сил по методике М. Портера). Исходя из этих данных, мы видим что ЗАО «ТМК» попадает в 5 квадрант. Здесь весьма рискованно давать рекомендации, ведь отклонение в анализе дает существенную погрешность, что влияет на правильность выбранной стратегии. Такие виды бизнеса еще называют «пограничными». По аналогу матрицы БКГ, где ЗАО «ТМК» попал в «Трудные дети», то можно сделать вывод о стратегии селективного роста.
Модель Shell/PDM
В модели Шелл/ДПМ по сравнению с моделью «Дженерал Электрик- МакКинзи» сделан больший упор на оценку количественных параметров. С помощью модели Шелл/ДПМ оценивается сразу и поток денежной наличности (матрица БКГ) и отдача от инвестиций (матрица «Дженерал Электрик-МакКинзи»). Также как и в модели «Дженерал Электрик-МакКинзи», здесь могут оцениваться виды бизнеса, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла.
По оси X в матрице направленной политики отражают сильные стороны предприятия (конкурентная позиция), а по оси Y – отраслевую привлекательность. Ось Y является общим измерением состояния и перспектив отрасли.
Таблица 12 – Переменные, характеризующие конкурентоспособность (Ось Х)
Показатель |
Балл |
1. Относительная доля рынка |
4 |
2. Охват дистрибьюторской сети |
4 |
3. Эффективность |
5 |
4. Технологические инновации |
3 |
5. Ширина и глубина предлагаемых услуг |
4 |
6. Автоматизированные устройства и оборудование |
5 |
7. Качество предоставляемых услуг |
5 |
Итого: |
30 |
Экспертным методом определяем, что конкурентоспособность ЗАО «ТМК», т.е. сила позиции бизнеса, находится на высоком уровне и составляет 30 баллов.
Таблица 13 – Переменные, характеризующие привлекательность отрасли (Ось У)
Показатель |
Балл |
1. Темпы роста отрасли |
5 |
2. Относительная отраслевая |
4 |
3. Технологические барьеры входа в отрасль |
4 |
4. Влияние поставщиков в отрасли |
2,5 |
5. Влияние государства в отрасли |
4 |
6. Имидж отрасли в обществе |
4 |
Итого: |
23,5 |
Привлекательность отрасли |
Высокая |
|||
Средняя |
| |||
Низкая |
||||
Низкая |
Средняя |
Высокая | ||
Рисунок 7 – Матрица Shell/PDM для ЗАО «ТМК»
Таким образом, ЗАО «ТМК» попадает в квадрант стратегии роста. Стратегия роста – предприятие имеет сильные позиции в умеренно привлекательной отрасли. Предприятию необходимо постараться сохранить свои позиции. Предполагаемые действия:
На основе анализа внешней и внутренней среды можно сделать вывод, что предприятие имеет внутренний потенциал для того, чтобы использовать возможности внешней среды для дальнейшего роста и развития.
Построение матриц показало, что строительная компания ЗАО «ТМК» находится на стадии роста и для дальнейшего развития ей необходимо расширять спектр оказываемых услуг, а так же расширять географический охват.
Значительный рост компании пришелся на последние 3-5 лет, это связано с выигрышем государственных тендеров на строительство некоторых объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году, до этого компания не была известна в столь широких кругах. Для привлечения новых клиентов и расширения географического охвата предлагается провести рекламную кампанию, которая в дальнейшем может привести к открытию новых филиалов, как это произошло в г. Владивостоке.
Для привлечения новых клиентов и для расширения клиентской базы фирме ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» необходимо заключить договор с информационным агентством «Трэйд.су» с целью проведения маркетинговых исследований, а также разработки и проведения рекламной кампании в сети Интернет. Поскольку деятельность компании специфична, то наиболее оптимальным каналом для привлечения новых клиентов будет Интернет-реклама и специализированные рекламные издания, например, журнал «Строительный вестник Приморья».
Интернет как средство рекламы завоевывает все более значимые позиции и обладает несколькими уникальными преимуществами:
- дешевизна контакта. Стоимость одного контакта потребителя информацией ниже в разы, чем при использовании любых других средств рекламы;
- возможность охватить федеральную аудиторию;
- возможность воздействовать на аудиторию, заинтересованную в вашем продукте;
- возможность предоставлять любые объемы информации в любом интересном для компании ключе.
Интернет - аудитория это уже далеко не только студенты и продвинутая молодежь, как было принято считать еще недавно. Сегодня Интернетом пользуются активно менеджеры высшего и среднего звена, специалисты. В бизнес - коммуникациях Интернет становится фактически незаменимым инструментом. Сегодня уже трудно представить более-менее серьезную организацию, не имеющую корпоративного доступа в Интернет и электронного ящика.
Торговая система Тrade.su охватывает Россию, Украину, Беларусь и Казахстан и предоставляет маркетинговую информацию о рынках, становящихся зоной свободной торговли.
Благодаря сотрудничеству более
чем с 50 региональными и федеральными
информационными агентствами
Регистрация и сотрудничество с «Трэйд.су» дает следующие возможности:
- размещение и просмотр информации о проводимых государственных тендерах и конкурсных закупках предприятий на территории четырех стран;
- размещение и просмотр информации об инвестиционных проектах, планируемых к реализации на территории четырех стран;
- проведение маркетинговых исследований рынков и предоставление уже проведенных исследований;
- размещение расширенной справочной информации в специализированном многоотраслевом каталоге.
Для ЗАО «ТМК» был разработан медиаплан рекламной кампании, приведенный в таблице 14.
Таблица 14 - Медиаплан рекламной кампании ЗАО «ТМК»
Площадка |
Формат рекламы и место |
Количество | |
Баннерная реклама | |||
Strol.ru – строительный портал |
Баннер 468x60 на внутренних страницах, верх |
1 месяц | |
Trade.su (www. trade.su) Крупнейший портал по тендерам и закупкам |
Баннер 468x60 в рубрике «Строительства и архитектура» |
1 месяц | |
Контекстная (поисковая) реклама | |||
Яндекс (www.yandex.ru), Маil.гu (www. mаil.гu). Ведущие интернет-порталы |
Рекламное объявление справа в результатах поиска |
120 целевых переходов на сайт | |
Реклама на популярных русскоязычных поисковых системах: Rambler.ru (www. rambler.ru), Aport.ru (www. Aport.ru) |
Рекламное объявление в результатах поиска под поисковой строкой |
90 целевых переходов на сайт | |
Реклама в Е-mail рассылках по корпоративным подписчикам | |||
Крупнейшая корпоративная |
Коммерческое предложение |
2 выпуска (более 20 000 писем) | |