Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:06, реферат

Краткое описание

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 93.36 Кб (Скачать файл)

3. Изучение (Анализ) конкурентов: Выявление слабых и сильных сторон конкурентов.

4. Анализ рынка рабочей  силы: Наличие кадров, необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола; Стоимость рабочей силы; Анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке.  

Вопрос 2. Анализ внутренней среды 

Внутренняя среда  – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации:

1. Кадровый срез  внутренней среды - взаимодействие  менеджеров и рабочих: найм, обучение и продвижение кадров; Анализ результатов труда и стимулирование; Поддержание между работниками.

2. Организационный  срез: Коммуникационные процессы; Организационные  структуры; Нормы, правила, процедуры;  Распределение прав и обязанностей; Иерархия подчинения;

3. Производственный  срез;

4. Маркетинговый срез  – это всё то, что связанно  с реализацией продукции;

5. Финансовый срез  – эффективное использование  и движение денежных средств  в организации;

6. Организационная  культура – набор наиболее  важных предположений, принимаемых  членами организации и получающему выражение в заявленных организационных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Внутренняя среда  пронизывается организационной  культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

Стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует  внимание на выяснении того, какие  угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Угроза – то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копирование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей, снижение покупательной способности потребителя.

Возможности – нечто дающее фирме шанс упрочить свое положение: внедрение новых технологий, выпустить новый продукт, снижение налогов, рост доходов населения.

Слабые и сильные  стороны внутренней среды также  как угрозы и возможности определяют условия успешного существования  организации.

SWOT – анализ (сила, слабость, возможности, угрозы).

  Возможности:

1.

2.

3.

Угроза:

1.

2.

3.

Сильные стороны:

1.

2.

3.

Сила и возможность (следует разрабатывать стратегию  по использованию сильных сторон организации для того, что получить отдачу от возможностей, которые появились  во внешней среде) Сила и угроза (использование  силы для устранения угроз)
Слабые стороны:

1.

2.

3.

Слабость и возможность (стратегия должна быть построена  так, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в  организации слабости) Слабость и угроза (вырабатывать стратегию, которая позволяет  избавиться от слабости и предотвратить  угрозу)
 

 

Этапы проведения SWOT анализа:

1. Изучаются сильные  стороны: платежеспособность товаров,  цена товара, прогрессивные технологии, квалификация кадров, цена ресурсов, географическое положение фирмы,  сила конкуренции на входе  и выходе системы менеджмента,  инфраструктура.

2. Изучение слабостей  фирмы (он начинается с анализа  конкурентоспособности выпускаемых  товаров по всем рынкам).

3. Изучаются факторы  макросреды фирмы: политические, экономические, рыночные, с целью  прогнозирования стратегических (на  будущее) или тактических (здесь  и сейчас) угроз фирме и своевременного  предотвращения убытков от них.

4. Изучаются стратегические  и тактические возможности фирмы,  необходимые для предотвращения  угроз, уменьшения слабостей и  роста силы.

5. Согласуются силы  с возможностями для формирования  проект отдельных разделов стратегии  фирмы.  

Влияние возможностей на организацию:

Вероятность использования возможностей Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние
Высокая ВС ВУ ВМ
Средняя СС СУ СМ
Низкая НС НУ НМ

Возможности, выпадающие на поля ВС, ВУ, СС имеют большое значение для организации и их нужно использовать обязательно.

Возможности, выпадающие на поля СМ, НУ, НМ практически не заслуживают внимания организации.

Оставшиеся возможности  используют в том случае, если у  организации имеется достаточно ресурсов.

Влияние угроз на организацию.

Вероятность реализации угроз разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние Легкие ушибы
Высокая ВР ВК ВТ ВЛ
Средняя СР СК СТ СЛ
Низкая НР НК НТ НЛ

Поле ВР, ВК, СР представляют огромную угрозу для организации  и требуют немедленного и обязательного  устранения.

Поля ВТ, СК, НР должны находиться в поле зрения руководства и быть устранены в первостепенном порядке.

Поля НК, СТ, ВЛ внимательный и ответственный подход к их устранению.

Оставшиеся поля внимательное отслеживание их развития, хотя не ставиться  задача их первостепенного устранения.

Профиль среды.

Факторы среды Возможности для отрасли А Влияние на организацию В Направленность влияния С Степень важности Д=А*В*С.

В таблицу профиля  среды выписываются отдельные факторы  среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:

1. оценка его важности  для отрасли по шкале: 3 – сильное  значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение.

2. оценка влияния  на организацию; 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое  влияние, 0 – отсутствие влияния.

3. оценка направленности  влияния по шкале: (+1) – позитивная  направленность, (-1) – негативная  направленность.

Далее все экспертные оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.

  5. Миссия организации

Вопрос 1. Миссия организации.

В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Характеристики миссии:

1. сформированные  в ней задачи фирмы должны  быть измеримыми.

2. декларация о  миссии компании должна продемонстрировать  ее отличие от других фирм, отразить индивидуальность или  даже уникальность.

3. декларация о  миссии должна определить виды  деятельности, которыми компания  намерена заниматься, при чем они отнюдь не обязаны совпадать с текущим бизнесом.

4. декларация о  миссии должна быть релевантной  (относящейся к делу) всем заинтересованным  группам.

5. декларация о  миссии должна быть вдохновляющей  и захватывающей.

Группы людей, чьи  интересы должны быть учтены при определении  предназначения организации:

- собственники организации

- сотрудники организации

- покупателя продукта  организации

- деловые партнеры  организации

- местное сообщество, находящиеся с организацией во взаимодействии (социальная и экологическая составляющая)

- общество в целом.

Миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:

- история фирмы,  в процессе которой вырабатывается  философия фирмы, формируются  ее профиль и стиль деятельности, место на рынке.

- существующий стиль  поведения и способ действия  собственников и управленческого  персонала.

- состояние среды  обитания организации

- ресурсы, которые  она может привести в действие  для достижения своих целей

- отличительные особенности,  которыми обладает организация.

В расшифровке, которая  сопровождает миссию, должны быть отражены следующие характеристики организации:

1. целевые ориентиры  организации, отражающие то, на  решение каких задач направлена  деятельность организации, и то, к чему стремится организация  в своей деятельности в долгосрочной  перспективе.

2. сфера деятельности  организации, отражающая то, какой  продукт организация предлагает  покупателю, и то на каком рынке  организация осуществляет реализацию  своего продукта.

3. философия организации.

4. возможности и  способы осуществления деятельности  организации, отражающие то, в  чем сила организации, в чем  ее отличительные возможности  для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполнить свою работу.

Что дает миссия для  деятельности организации:

1. она дает субъектам  внешней среды общее представление  о том, что собой представляет  организация.

2. миссия способствует  формированию единения внутри  организации и созданию корпоративного  духа.

3. миссия создает  возможность для более действенного  управления организацией.

  6. Методология стратегического  менеджмента

Эта модель является обобщением сложного и многостороннего  процесса стратегического менеджмента, который рассматривается в книге. В самом общем виде ее шаги представлены на рис. 1.

Каждый из этих шагов представляет собой систему  действий, состоящую из многих взаимосвязанных  элементов. Детально содержание модели мы рассмотрим в последующих главах, сейчас же выделим предпосылки или  методологические основания исследований в области стратегического менеджмента.

Изучение  рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.

Сбор  информации. Организации необходимы достаточное количество каналов поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.

Эмпирические  исследования. Стратегический менеджмент — высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей как локальных процессов, так и разработки "глобальных" стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом. Однако даже на первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими факторами для формулирования и выбора стратегии.

Рис. 1. Основные шаги модели стратегического  менеджмента

Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.

Информация о работе Стратегический менеджмент