Стратегия развития для малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 225.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6

1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6

1.2 Теоретические аспекты  стратегии роста фирм 12

1.3 Особенности стратегии  роста малых и средних фирм 16

2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24

2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24

2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32

2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35

2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52

3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65

Заключение 69

Практическая часть 74

Литература  78

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство, как  социально-экономическое явление, находится сейчас в условиях интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, в центре внимания ученых, экономистов, социологов и т. д. В зависимости от макроэкономических задач, стоящих перед обществом, меняется и понятие о содержании предпринимательства, его организационно-институциональной форме.

Происходит переоценка роли и места малого и среднего предпринимательства  в экономике России. Возрастает потребность  в развитии предпринимательства  как основного фактора ускоренного социально-экономического развития региона. В связи с этим в России в последние годы предпринимаются существенные меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, институт предпринимательства продолжает испытывать серьезные трудности в своем развитии. Малый и средний бизнес обусловлен его противоречивостью, неоднородностью не только в форме организации производства, способов хозяйствования, но и мотивов деятельности, основополагающих принципов, составляющих сущность данного явления. Особенностью становления малого и среднего бизнеса в России является его исторический период формирования, очерченный кратчайшим временным отрезком, основными источниками накопления капитала, отсутствием правового законодательства на момент его создания. Следовательно, сущностная основа развития малого и среднего предпринимательства в России – еще не сложившаяся, не утвердившая себя эволюционная модель, качественное содержание которой просматривается лишь в тенденциозном плане.

Вступление малого и среднего предпринимательства в полосу рыночных преобразований высветило значительный дефицит в его теоретическом осмыслении, вызванный недооценкой предпринимательства в период кризисных преобразований в России.

Наиболее важным пробелом в исследованиях развития малого и среднего предпринимательства  представляется отсутствие анализа  связи социального и политического  аспекта деятельности российского  предпринимательства как института, который может быть положен в  основу разработки программы реформирования малого и среднего предпринимательства, что определило цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ закономерностей и тенденций  развития малого и среднего предпринимательства  в современной экономике России и разработка на этой основе стратегической программы реформирования малого и  среднего предпринимательства. Реализация поставленной цели обусловливает решение  следующих задач:

- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.

- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).

- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.

- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.

Предметом исследования выступают  организационно-управленческие отношения, складывающиеся в процессе реформирования малого и среднего предпринимательства.

Объектом исследования является стратегия развития малых и средних  предпринимательских структур в  современной России.

Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использования основных положений и выводов исследования для дальнейшего научного анализа и развития малого и среднего предпринимательства в экономике России, а также при формировании стратегии развития региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  разработки стратегии развития  для малого и среднего бизнеса

 

1.1 Сущность малого и среднего бизнеса

 

В мировой практике предприятия  малого бизнеса – это малые  предприятия различной организационно-правовой формы; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных  культур, скота и прочие кустарные  промыслы). Каждую из этих форм характеризует  относительно небольшой объем используемых ресурсов – труда и капитала. Такие понятия, как «малый и средний  бизнес», «малые и средние предприятия (МСП)», «предприятия малого и среднего бизнеса» и т.п., за прошедшие 15 лет стали широко использоваться в специализированной литературе и в деловой среде.

Следует отметить, что широко используемое в России понятие «малые и средние предприятия» (как и  соответствующая аббревиатура МСП) в подавляющем большинстве случаев  означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Налицо суженная трактовка, и она приводит при  международных сравнениях к занижению  показателей развития этого сектора  в 4-5 раз. В мире в категорию МСП  обычно относят любые предприятия  с числом занятых до 250 (либо до 500 человек в некоторых странах). Поскольку понятия среднего предприятия  в России нет, то сокращение МСП употребляется  «автоматически» по аналогии с тем, как это делается во всем мире, где, действительно, выделяется группа малых  и средних предприятий. Данные о  средних предприятиях в показателях  российского сектора МСП не отражаются (за единичными исключениями), а группируются с крупными предприятиями.

Этимологически термин «малый бизнес» в России был привит англоязычной литературой, в которой применяется  определение «small business», что переводится в России как малый бизнес (мелкий плюс средний).

Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции  в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые  области производства – машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также  другие наукоемкие, высокотехнологичные  сферы производства.

В экономике России одновременно функционируют крупные, средние  и малые предприятия, а также  осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Масштабы предприятий  зависят от специфики отраслей и  их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой  капиталоемкостью и значительными  объемами производства, и отрасли  для которых не требуются крупные  предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым и средним предприятиям.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым  относятся соответствующие определенным критериям:

- потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за  исключением государственных и  муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный  реестр юридических лиц;

- физические лица, внесенные  в Единый государственный реестр  индивидуальных предпринимателей  и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица;

- крестьянские (фермерские) хозяйства. 

К критериям для определения  категории субъекта малого и среднего предпринимательства относятся:

Первый - состав учредителей юридических лиц: доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.

Второй - средняя численность  работников:

-в категорию малых  попадают компании со штатом  от 16 до 100 человек;

- организации с количеством  сотрудников не более 15 человек  признаются микропредприятиями, которые  также относятся к категории  малых;

- фирмы с числом работающих  от 101 до 250 человек причисляются  к группе средних.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том  числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного  времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с  законодательством о бухгалтерском учете. Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без  учета налога на добавленную стоимость  для следующих категорий субъектов  малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн.  рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

- средние предприятия  - 1000 млн. рублей.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители необходимых  для производства конечной продукции  отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным  предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода  к определению места и роли малых предприятий в экономике. В малом и среднем бизнесе  кроются большие резервы, которые  можно эффективно использовать в  России.

Мелкие и средние фирмы  отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками  концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних  предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные  корпорации предоставляют им возможность  первыми опробовать производство новой  продукции, чтобы затем самим  перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство.

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и  кооперации множества работников. Это  характерно особенно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных  с производством потребительских  товаров.

Возможность эффективного функционирования малого или среднего предпринимательства (бизнеса), определяется рядом его  преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и  приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что  невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

Необходимо отметить, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Масштабы развития малого и среднего бизнеса в России и  его вклад в оздоровление экономики  сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого бизнеса. Между тем эти  предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются  в разносторонней государственной  поддержке.

Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса