Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа
Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78
Введение
Предпринимательство, как
социально-экономическое явление, находится
сейчас в условиях интеграции национальных
экономик в мировое хозяйство, в центре
внимания ученых, экономистов, социологов
и т. д. В зависимости от макроэкономических
задач, стоящих перед обществом, меняется
и понятие о содержании предпринимательства,
его организационно-
Происходит переоценка роли и места малого и среднего предпринимательства в экономике России. Возрастает потребность в развитии предпринимательства как основного фактора ускоренного социально-экономического развития региона. В связи с этим в России в последние годы предпринимаются существенные меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, институт предпринимательства продолжает испытывать серьезные трудности в своем развитии. Малый и средний бизнес обусловлен его противоречивостью, неоднородностью не только в форме организации производства, способов хозяйствования, но и мотивов деятельности, основополагающих принципов, составляющих сущность данного явления. Особенностью становления малого и среднего бизнеса в России является его исторический период формирования, очерченный кратчайшим временным отрезком, основными источниками накопления капитала, отсутствием правового законодательства на момент его создания. Следовательно, сущностная основа развития малого и среднего предпринимательства в России – еще не сложившаяся, не утвердившая себя эволюционная модель, качественное содержание которой просматривается лишь в тенденциозном плане.
Вступление малого и среднего предпринимательства в полосу рыночных преобразований высветило значительный дефицит в его теоретическом осмыслении, вызванный недооценкой предпринимательства в период кризисных преобразований в России.
Наиболее важным пробелом
в исследованиях развития малого
и среднего предпринимательства
представляется отсутствие анализа
связи социального и
Целью исследования является анализ закономерностей и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в современной экономике России и разработка на этой основе стратегической программы реформирования малого и среднего предпринимательства. Реализация поставленной цели обусловливает решение следующих задач:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования выступают организационно-управленческие отношения, складывающиеся в процессе реформирования малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования является стратегия развития малых и средних предпринимательских структур в современной России.
Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использования основных положений и выводов исследования для дальнейшего научного анализа и развития малого и среднего предпринимательства в экономике России, а также при формировании стратегии развития региона.
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса
В мировой практике предприятия
малого бизнеса – это малые
предприятия различной
Следует отметить, что широко
используемое в России понятие «малые
и средние предприятия» (как и
соответствующая аббревиатура МСП)
в подавляющем большинстве
Этимологически термин «малый бизнес» в России был привит англоязычной литературой, в которой применяется определение «small business», что переводится в России как малый бизнес (мелкий плюс средний).
Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства – машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.
В экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Масштабы предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым и средним предприятиям.
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым
предприятия относятся к
В статьях 3 и 4 Федерального
закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации" раскрывается
понятие субъектов малого и среднего
предпринимательства. К таковым
относятся соответствующие
- потребительские кооперативы
и коммерческие организации (
- физические лица, внесенные
в Единый государственный
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
К критериям для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства относятся:
Первый - состав учредителей юридических лиц: доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй - средняя численность работников:
-в категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек;
- организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых;
- фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий - выручка от реализации
товаров, работ, услуг и (или) балансовая
стоимость активов за предшествующий
календарный год. Выручка определяется
в порядке, установленном НК РФ, -
без учета НДС. Балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов)
исчисляется в соответствии с
законодательством о
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства"
установлены следующие значения
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) за предшествующий год без
учета налога на добавленную стоимость
для следующих категорий
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Малые предприятия эффективны
не только в потребительской сфере,
но и как производители
Мелкие и средние фирмы
отыскивают специализированные ниши,
где выступают субподрядчиками
концернов в крупносерийном производстве.
В Западной Европе примерно половина
продукции обрабатывающей промышленности
изготавливается на мелких и средних
предприятиях. Не являясь монопольными,
они все свои усилия направляют на
приспособление к внутренним условиям
производства и сбыта. Транснациональные
корпорации предоставляют им возможность
первыми опробовать производство новой
продукции, чтобы затем самим
перейти к массовому
В последнее время выявился
небывалый рост малого и среднего
бизнеса, особенно в сферах, где пока
не требуется значительных капиталов,
больших объемов оборудования и
кооперации множества работников. Это
характерно особенно для наукоемких
производств, а также отраслей, связанных
с производством
Возможность эффективного функционирования малого или среднего предпринимательства (бизнеса), определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Необходимо отметить, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Масштабы развития малого
и среднего бизнеса в России и
его вклад в оздоровление экономики
сегодня явно недостаточны. Одна из
причин такого положения состоит
в том, что не получила должного развития
государственная поддержка
Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса