Стратегия развития для малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 225.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Матрица «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция»

Привлекательность отрасли

Конкурентная позиция

 

хорошая

средняя

плохая

 

высокая

Успех

Успех

Вопросительный знак

5

средняя

Успех

Средний бизнес

Поражение

 

низкая

Доходный бизнес

Поражение

Поражение

 

1

 

5

   

1


Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey: попадание в квадрат «Средний бизнес» в среднепривлекательной отрасли со средней конкурентной позицией.

Попадание в квадрат "Средний  бизнес" не дает возможности однозначно судить о дальнейшей судьбе СЕБ. По отношению к ней решение может  быть принято только по результатам  анализа состояния всего портфеля бизнесов (продуктов).

В соответствии с полученными  результатами в своей деятельности фирме стоит придерживаться агрессивной  рыночной стратегии. В этом случае фирма  быстрее сможет завоевать нужные позиции на рынке и встать в  ряд с самыми крупными и известными организациями в своем секторе.

Вообще для любого предприятия  разработка и реализация целей будут  значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно  их сформирует и стимулирует их осуществление  во всей организации.

Быстрое нарастание во внешней  среде организаций, обострение конкурентной борьбы на городском и территориальном  рынках делают особенно актуальным разработку и внедрение систем стратегического  управления. Решение этой задачи следует  осуществлять постепенно, путем внедрения  в управленческую практику организаций  отдельных элементов стратегического  управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную  и формализованную систему.

Рекомендации в области  агрессивной рыночной стратегии:

1)В области маркетинга:

- интенсивный анализ рынка;

- активное изучение потребителей;

- интенсивная реклама;

- участия в демонстрациях,  ярмарках, презентациях, организация  новых филиалов;

- усовершенствование системы  предоставления прямых и косвенных  скидок;

- усовершенствование условий  покупки в кредит, дальнейшее  расширения ассортимента.

2)В области производства  и его обеспечения: 

- совершенствование службы  доставки.

3)В области кадровой  политики:

- повышение квалификации  персонала;

- привлечение и обучение  дополнительного персонала.

4)В области финансовой  политики:

- вложение капитала в  продукцию, которая пользуется  большим спросом.

Процесс реализации стратегии  состоит из пяти основных этапов.

1. Углубленное изучение  состояния среды, целей и разработанных  стратегий. Необходимо провести  разъяснительную работу среди  сотрудников с целью вовлечения  их в процесс реализации стратегии.  Это необходимо провести в  форме собраний, а также произвести  выпуск печатных изданий, в  которых в форме тезисов и  постулатов отразить основные  моменты стратегического развития  предприятия.

2. Принятие решений руководства по эффективному использованию ресурсов. Анализируются данные, полученные из соответствующих отделов, а также их оценки со стороны бухгалтерии на предмет финансового обоснования.

3. Изменение организационной  структуры. В организационной  структуре необходимы изменения:  появление отдела стратегического  развития и его инфраструктуры, появление отдела по маркетингу.

4. Внесение необходимых изменений в жизнедеятельность предприятия.

5. Внесение изменений в генеральную стратегию. Таких изменений необходимо всячески избегать, если только изменения не приведут либо к заметному ухудшению положения предприятия (вплоть до банкротства), либо не принесут заметно больших доходов. При изменении генеральной стратегии необходимо взвесить все «за» и «против» и подходить к данному процессу очень осторожно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

К основным категориям, определяющим экономическую сущность предпринимательства, относятся:

- использование инвестиционных  механизмов;

- инновационность в управлении, технологиях, взаимодействии и  т. д.;

- финансовое, кредитное и  материально-техническое обеспечение  предпринимательского процесса;

- общая ценовая политика;

- стимулирование и мотивация  труда наемных работников субъекта  предпринимательства и т. д.

Широко используемое понятие «малые и средние предприятия» (МСП) в подавляющем большинстве случаев означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Налицо суженная трактовка этого понятия (как правило, малое предпринимательство, малый бизнес и т. д.), и она приводит при международных сравнениях к занижению показателей развития этого сектора в 4-5 раз. В мире в категорию МСП обычно относят любые предприятия с числом занятых до 250 (либо до 500 человек в некоторых странах). Поскольку законодательного понятия среднего предприятия в России буквально до 1 января 2008 года не было, то сокращение МСП употреблялось «автоматически» по аналогии с тем, как это делается во всем мире, где, действительно, выделяется группа малых и средних предприятий. Данные о средних предприятиях в показателях российского сектора МСП не отражаются (за единичными исключениями), а группируются с крупными предприятиями.

Практически во всех странах  существует своя классификация предприятий, которая делит экономическую  деятельность на малый, средний и  крупный секторы экономики. Но, как  правило, малый и средний секторы  экономики объединяют в одну группу при разработке законов и программ развития и поддержки.

Изучение зарубежного  опыта показывает, что непременным  условием успеха в развитии малого и среднего бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она должна осуществляться в различных формах: стимулировании производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлении налоговых льгот, дотаций, льготном банковском кредитовании, создании информационно-консультативных и научно-технических центров, развитии системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль здесь играет принятие и исполнение специального законодательства.

Основным документом, регулирующим деятельность предпринимательских структур на территории РФ, является Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 года.

Новый Закон устанавливает  два критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Во-первых, это  средняя численность работников. В соответствии с ним выделяется три вида субъектов такого рода: средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек, малые предприятия  – до 100 человек, в рамках которых  создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек. Вторым критерием  является выручка от реализации товаров, работ и услуг без учета  НДС, или балансовая стоимость активов  за предшествующий календарный год. Последняя не должна превышать предельные значения, установленные правительством для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства.

К важнейшим направлениям развития малых форм хозяйствования отнесено:

Во-первых, производство товаров  народного потребления и продукции  промышленного применения в соответствии с быстроменяющимся спросом.

Во-вторых, производство комплектующей продукции и оказание услуг для головных, как правило, крупных предприятий.

В-третьих, инновационное  направление.

В-четвертых, можно отметить направление, которое связано с  использованием ограниченных локальных  источников сырьевых материалов (например, в промышленности строительных материалов, в переработке сельхозпродукции).

В-пятых, направление, связанное  с малосерийным производством продукции  для местных нужд.

В-шестых, производство некоторых  видов машин и оборудования, изготовляемых  небольшими сериями, которое можно  наиболее эффективно осуществлять именно на небольших предприятиях (станки, научные приборы и т. п.).

В-седьмых, определенные сферы  строительства, ориентированного на сооружение небольших по объему работ и пространственно  рассредоточенных объектов (в небольших  городах, сельской местности, дорожном строительстве).

В-восьмых, оказание услуг  населению. Особое значение развитие этого  направления должно иметь в небольших  и удаленных от крупных городов  населенных пунктах.

В-девятых, оптовая и розничная  торговля.

В-десятых, общественное питание.

В-одиннадцатых, многие виды производства, торговли и услуг, специально ориентированных на малые формы  хозяйствования.

В основе повышения конкурентоспособности  экономики страны находится институт малого и среднего предпринимательства, который способствует выполнению следующих  важнейших социально-экономических  задач:

- выбору инновационного пути развития;

- расширению производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечению условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса;

- использованию местных источников сырья и отходов крупного производства.

- приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания и т. д.

Значительное повышение  роли малого бизнеса как сектора  экономики обусловлено следующими причинами: дифференциация спроса и  индивидуализация потребительских  вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные  потребительские товары, создало  предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные  производства; в связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций  на основе аутсорсинга, франчайзинга и  субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности основных производств крупных компаний; возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.

В основе развития малого и  среднего бизнеса находится стратегия, которая в условиях современной  России должна пройти различные этапы, в связи с чем необходима разработка программы реформирования малого и  среднего предпринимательства, которая  включает:

1. Совершенствование стратегии  и тактики взаимодействия представителей  малых предприятий и власти.

2. Совершенствование законодательства  в области поддержки малого  и среднего бизнеса.

3. Совершенствование механизмов, обеспечивающих малым и средним предпринимательским структурам доступ к финансовым ресурсам.

4. Снижение административных  барьеров на пути развития  малого и среднего предпринимательства.

5. Активное взаимодействие  предприятий малого и среднего  бизнеса с региональными кластерами  для более эффективного развития  малого предпринимательства, повышение  конкурентоспособности регионального  кластера.

6. Создание институтов  частногосударственного партнерства.

7. Государственную поддержку  модернизации и технического  оснащения предприятий малого  и среднего бизнеса с использованием  лизинга.

8. Поддержку инновационной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

 

Вариант 2

 

1. Из практики бизнеса 

Гостиничная сеть «Хилтон» известна во всем мире гостиницами,  расположенными в  центральных районах крупных  городов. Огромные конференц- и банкетные  залы, большие холлы и внутренний интерьер, а так же высококвалифицированный  персонал, позволяют отнести гостиницы  к разряду шикарных. Руководство  сети «Хилтон» никогда не строило  гостиницы бизнес-класса и ниже.

Приверженность руководства «Хилтон»  к идее сохранения имиджа  дорогих  гостиниц привело к резкому сокращению гостиничных площадей и снижению посещения клиентами.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, было принято решение о строительстве 100 недорогих гостиниц бизнес-класса, а так же пансионов для семейного  проживания. Строительство планируется  в пригороде крупных городов, где обычно размещаются гостиницы  данного уровня. Стоимость номеров  будет в пределах 50-80$ в  сутки. А так как спрос на подобные гостиницы очень высок «Хилтон» планирует добиться конкурентного  преимущества за счет высокого уровня обслуживания и дополнительного  сервиса, а именно установка в  каждом номере факсов, принтера  и  подключения к Интернету. В каждом номере планируется мини-кухня с  микроволновой печью.

Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса