Стратегия развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – формирование стратегии развития организации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования стратегии предприятия, его проблемы, исследовать стратегическое управление и планирование;
- провести анализ финансового состояния предприятия, анализ среды;
- на основе проведенного анализа сформировать стратегию развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….……………5
1.1. Основные понятия стратегического менеджмента……………………...……5
1.2. Виды стратегии…………………………………………………….……………7
1.3. Подходы к разработке процесса стратегического планирования………..…10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТК «МЕГАДОМ»……………………..16
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………16
2.2. Анализ внутренней среды предприятия……………………………………...19
2.3. Анализ внешней среды………………………………………………………..24
2.4. PEST и SWOT – анализ……….………..………………………….…………..30
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТК «МЕГАДОМ»…………………………………………………………………….…36
3.1. Выбор стратегии ТК «МегаДом» …………………………………………….36
3.2. Разработка мероприятий, направленных на развитие предприятия………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..49

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы формирования стратегии предприятия.docx

— 125.49 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….……3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….……………5

1.1. Основные понятия стратегического  менеджмента……………………...……5

1.2. Виды стратегии…………………………………………………….……………7

1.3. Подходы к разработке процесса стратегического планирования………..…10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТК «МЕГАДОМ»……………………..16

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………16

2.2. Анализ внутренней среды предприятия……………………………………...19

2.3. Анализ внешней среды………………………………………………………..24

2.4. PEST и SWOT – анализ……….………..………………………….…………..30

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТК «МЕГАДОМ»…………………………………………………………………….…36

3.1. Выбор стратегии ТК «МегаДом»  …………………………………………….36

3.2. Разработка мероприятий, направленных  на развитие предприятия………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..49

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

В менеджменте стратегия  рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции  организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор  правил, которыми руководствуется организация  при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление  миссии и достижение хозяйственных  целей организации.

Единой стратегии для всех организаций  не существует. Каждая организация  уникальна в своем роде, поэтому  и процесс выработки стратегии  для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное  стратегическое планирование, чтобы  обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей  фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии  через систему планов.

Задача стратегического планирования и управления – одна из тех, к  решению которых руководители предприятий  и сами предприятия оказались  неподготовленными, поскольку в  условиях централизации такие задачи решались преимущественно не на уровне товаропроизводителей, а в органах административного управления – министерствах и ведомствах. Практически полная самостоятельность в сфере разработки, реализации и контроля стратегических планов ставит сегодня в тупик многих руководителей предприятий и организаций. Следовательно, можно утверждать, что именно неподготовленность к принятию обоснованных, взвешенных и продуманных стратегических решений на  предприятиях служит серьёзным препятствием в реализации продуктивного потенциала имеющихся в стране трудовых и материальных ресурсов.

В такой ситуации вопрос о всесторонней (в том числе методической) поддержке  принятия стратегических решений стоит  достаточно остро и актуально.

Цель работы – формирование стратегии развития организации.

В связи с поставленной целью  решаются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты  формирования стратегии предприятия,  его проблемы, исследовать стратегическое  управление и планирование;

- провести анализ финансового  состояния предприятия, анализ  среды;

- на основе проведенного анализа  сформировать стратегию развития предприятия.

Объект исследования – торговая компания «Мегадом».

Предмет исследования – стратегия  развития предприятия.

Источниковедческой основой исследования являлись труды ведущих российских ученых, таких как Шеремет А.Д., Сайфеулин Р.С., Ковалев В.В. и Стоянова Е.С. , Клиланд У., Ансофф И.

При написании данной курсовой работы были использованы методы и инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической литературы.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

 РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Основные понятия стратегического менеджмента

Основная цель стратегии развития организации – создание комплекса  конкурентных преимуществ для достижения бизнес – успеха в долгосрочной перспективе. 1

Понятие «стратегия» взято из военного лексикона, и поначалу представляло собой часть военного искусства  и охватывало вопросы подготовки и ведения войны. Эту стратегическую доктрину уже в 500 году до н.э. изложил  китайский полководец Сун-Цу в своей  работе «Искусство ведения войны». Cлово «стратегия» произошло от греческого «strategos» – «искусство генерала». Именно «strategos» позволило  завоевать мир Александру Македонскому. Постепенно данное понятие перешло в лексикон делового управления и стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось деловой политикой.2

Слово «стратегия» давно завоевало  популярность. Существует множество  определений стратегии, что свидетельствует  о сложности данной категории. Наиболее распространенное из них: «стратегия»  – это планы высшего руководства  по достижению долгосрочных результатов, соответствующим целям и задачам  организации.

По утверждению Генри Минцберга, Брюса Альстрэнда и Джозефа Лэмпела, стратегия требует пяти определений (пять “П” стратегий ) :

  1. Стратегия - есть план, или нечто в этом роде (намеченная стратегия) руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее, предварительное прогнозирование;
  2. Стратегия – это принцип поведения или следование некой модели поведения с учетом поведения в прошлом;
  3. Стратегия – это позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках, указывающая место встречи товара с покупателем. По определению Майкла Портера: «стратегия представляет собой создание посредством  разнообразных действий уникальной и ценной позиции”.
  4. Стратегия – это перспектива, т.е. основной способ действия организации; по выражению Питера Друкера, это «теория бизнеса» данной организации. Стратегия, обращенная внутрь организации, точнее в большое будущее предприятия.
  5. Стратегия – это ловкий прием, особый «маневр», предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.

Таким образом, практически невозможно дать краткое определение стратегии, одного простого определения не существует.

Множество существующих, в настоящее время, определений стратегии объединяет понятие стратегии, как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки, и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние  предприятия, как средство связи предприятия  с внешней средой.

По  выражению Клейнер Г.Б. стратегия  должна стать «нитью времени связывающей  прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».

А.Чандлер, автор  одной из пионерских работ в области  стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение  основных долгосрочных целей и задач  предприятия и утверждение курса  действия и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий «Стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска». В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать?  Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

И. Ансофф выделяет несколько отличительных  особенностей стратегии:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих  направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
  4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий, поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии. 3

 

 

1.2. Виды стратегии

 

Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке,  осознании своих конкурентных преимуществ. В рыночных отношениях сложившихся, на настоящей момент,  в  нашей стране руководство предприятий должно само определять и прогнозировать: параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуги, цены, поставщиков, рынки сбыта. А  самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Разработка стратегии развития способствует формированию новых целевых установок интересов предприятия и его работников. Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, являются различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состояния среды.

Выделяют четыре базовые стратегии:

  1. Ограниченный рост
  2. Рост
  3. Сокращение
  4. Комбинированная стратегия

Рассмотрим каждую из них.

1. Стратегия ограниченного роста – цели устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Ее выбирают большинство фирм в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

2. Стратегия роста – применяется, чаще всего в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Филипп  Котлер выделяет три уровня стратегии роста:

1. Интенсивный рост – выявляются возможности, которыми фирма может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности. Оправдана, когда фирма не до конца использовала возможности, присущие ее нынешним товарам и рынкам. Существуют три разновидности интенсивного роста:

а) Глубокое внедрение на рынок  – заключается в изыскании  путей увеличения сбыта своих  существующих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;

б) Расширения границ рынка – заключается  в попытках фирмы увеличить сбыт благодаря внедрению ныне существующих товаров на новые рынки;

в) Совершенствование товара –  заключается в попытках фирмы  увеличить сбыт за счет создания новых  или усовершенствованных товаров  для ныне существующих рынков.

2.  Интеграционный рост –  выявляются возможности интеграции  с другими элементами маркетинговой  системы отрасли, оправдан в  тех случаях, когда у сферы  деятельности прочные позиции  и (или) когда фирма может  получить дополнительные выгоды  за счет перемещения в рамках  отрасли назад, вперед или по  горизонтали. Существуют три разновидности  интеграционного роста:

а) Регрессивная интеграция (назад) –  заключается в попытках фирмы  заполучить во владение или поставить  под более жесткий контроль своих  поставщиков;

б) Прогрессивная интеграция –  заключается в попытках фирмы  заполучить во владение или поставить  под более жесткий контроль систему  распределения;

в) Горизонтальная интеграция – заключается  в попытках фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий  контроль ряд предприятий конкурентов.

3. Диверсификационный рост –  выявляет возможности, открывающиеся  за пределами отрасли, оправдан  в тех случаях, когда отрасль  не дает фирме возможностей  для дальнейшего роста или  когда возможности роста за  пределами этой отрасли значительно  привлекательнее. Существуют три  разновидности диверсификации:

Информация о работе Стратегия развития организации