Теории рассмотрения основных типов организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: оценка, анализ и сопоставление особенностей менталитета с моделью менеджмента. Сравнение разных моделей менеджмента.
Основными задачами для достижения целей являются:
- изучение основных теоретических аспектов моделей менеджмента
-выявление характерных особенностей менеджмента
-выявление ментальных черт конкретной страны

Содержание

Введение
1 Рассмотрение моделей менеджмента объектов исследования курсовой работы
1.1 Японский менеджмент 3
1.2 Американский менеджмент 6
1.3 Немецкий менеджмент 9
1.4 Английский менеджмент 13
1.5 Китайский менеджмент 16
1.6 Французский менеджмент 18
1.7 Российский менеджмент 22
1.8 Усовершенствование менеджмента России 26
2. Теории рассмотрения основных типов организаций
2.1 Теория управления Маг Грегора. 29
2.2 Характеристика основных типов организаций по Оучи 30
2.3 Философии управления персоналом 30
2.4 Классификация Хофстейда 31
Заключение 35
Список используемых источников 37
Приложение 38

Вложенные файлы: 1 файл

КККурсовая 5курс.docx

— 103.55 Кб (Скачать файл)

которые существуют и на Западе. Однако в силу специфики языка, мировоззрения, менталитета понимаются эти термины в двух культурах по-разному. Восток и Запад делает разные акценты при употреблении таких понятий как «приказ», «указание», «распоряжение», «решение», «стратегия»,  «награда и наказание».  Объяснить смысловые различия этих терминов европейцам не легче, чем китайцам понять, что мы имеем ввиду. В отличие от европейцев у  китайцев существует устоявшиеся обоснование этих терминов. То есть разработаны четкие иерархии, что и для чего служит, четко обозначено какими должны быть награды, а какими- наказания и за какие поступки. Стоит отметить еще сам процесс управления. Процесс управления- это то, каким именно ,с помощью каких инструментов и технологий осуществляется управление.

У китайцев свое представление о том, что необходимо для успешного управления. Руководитель должен быть способен вникать в суть явлений. Правильно их описывать и формулировать то есть давать «имена». С помощью таких правильных описаний и формулировок он должен контролировать свои эмоциональные реакции. Если руководитель способен это делать, тогда у него есть возможность эффективно и успешно, проходить разные  этапы  развития процесса или проблемы. Таким образом, процесс управления состоит в том, чтобы все время возвращаться к исправлению «имен» или понятий, корректировать их. На пути «исправления имен» важно, чтобы у руководителя появилась правильная система иерархии целей и ценностей. В противном случае, он будет вынужден возвращаться к исправлению одних и тех же понятий, не понимая, что их искажение зависит от правильности целей и ценностей, стоящих на более высокой ступени иерархии. И обо всем этом рассказывает трактат «Дао-дэ-цзин» он учит тому как правильно принимать решения и не сбиваться с этого пути. Конечно процесс управления по-китайски не ограничивается «изменением имен» это всего лишь один из характерных, один из главных принципов. Стоит отметить ещё одну особенность. В Китае все предприятия устроены как семья, по семейному типу, то следует понимать, что суть этой организации не только  в том, что существует отец- руководитель, а все остальные должны относится быть друг другу братьями и сестрами. Главная задача семьи-организации дать человеку соответствующее воспитание, наставление, чтобы и уже исходя все другие моральные наставления, чтобы и «корни» и «верхушки» были правильными. На протяжение тысячелетий официальная идеология рассматривала китайскую нацию как одну большую семью.  Авторы также рассказывают и про цели и задачи управления по-китайски. Цели и задачи ни чем не будут отличатся от задач управления по-американски или по-русски. Главное эффективность достижения поставленных целей. Под целью в Китае обычно понимают идеальное описание результата деятельности. А в западном менеджменте под главной целью понимают прибыль.

Китайцы давно подметили, что все люди различаются по своим психологическим типам, а также то, что для различных типов людей характерны различные виды занятий. Искусство китайского менеджмента учит, что ,во-первых, определенные черты характера врожденные, и изменить те, которые есть, или развить недостающие практически невозможно. Во-вторых не существует характеристик личности, присущих для всех начальников вообще. Считается что любой начальник, в зависимости от своих дарований, пригоден только к определенному уровню руководства и может осуществлять его в ограниченных сферах деятельности. Но даже там, где он способен проявить свои качества

руководителя, они могут выражаться  по-разному. Потому что начальники одного и того же типа могут быть и сильными и слабыми. В Китае, действительно, существует неформальное представление о том, что хорошим руководителем надо родится, научится этому вряд ли возможно.

В Китае более четко, более жестоко выстроены взаимоотношения между руководителями и подчиненными.  В трудовом коллективе существует принимаемое всеми его членами разграничение. К назначенному на должность сразу начинают относится по-другому, даже если это бывший коллега. К руководителю относится сначала как к руководителю, а потом- как к человеку. Идеальная китайская модель состоит в том что каждый работник, каждый менеджер должен переживать как за свою работу, так и за успех всей организации, чувствовать личную ответственность за результаты ее деятельности.

Китай- это «родовая» страна. Считается важным, из какого рода человек ведет свое начало, поскольку есть те или иные характеристики рода, то есть черты свойственные всем его представителям, и это тоже стараются учитывать. Китайцы в значительной мере привязаны к месту жительства, поэтому большое значение имеет землячество, особенно среди тех, кто уехал из родных мест. Способы работы руководства с коллективом в Китае в основном те же, что и других странах. Это индивидуальная работа, через собеседование, семью, так и групповая по формированию коллективного духа

 

 

Черты менталитета

Обусловленные ими особенности управления

1

 

 

2

3

 

4

5

6

Коллективизм

 

 

 

Национальный шовинизм

Почтение старших (как по возрасту,так и по положению)

Трудолюбие

Пунктуальность

Конфуцианство,

Буддизм, Даоцизм

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы

Настороженность к работе с иностранцами

 

Субординация  и жесткая дисциплина, преобладает авторитарный стиль руководства

 

Высокая производительность при всех прочих равных условиях;

исполнение договорных обязательств – китайцы закончат работу с точностью до назначенного часа.

Производство и деньги – вторично, религия, вера – цель жизни; религиозные ценности определяют поведение на производстве


 

 

[Виногродский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции: учеб. Пособие- М.:]

1.6 Французский менеджмент

Уникальные образовательные характеристики французских управленцев обеспечивают такие предсказуемые результаты, как жесткая иерархичность и дистанцированность в их взаимоотношениях с подчиненными. Вывод об авторитарном подходе получил

 

подтверждение в исследовании А. Лорана по параметру

«Организации как системы власти». Представления французов относительно власти и полномочий оказались более персонализированными но сравнению с менеджерами других стран.

Фокусирование на формальной, письменной коммуникации -- один из примеров в целом формальной структуры во французских организациях. С самого начала своей карьеры в компании молодые французские менеджеры уясняют необходимость соблюдения формальности во взаимоотношениях с другими сотрудниками. То, что этот вид коммуникации является предпочтительным, может объясняться высоким уровнем избегания неопределенности. Причем Францию можно рассматривать как «образцовую модель использования... формализованных, письменных, строгих правил... и т. д.» В такой среде формальные процедуры, включая письменные правила и подробные инструкции, используются для повышения предсказуемости и надежности организационных процессов и операций. «Если вы стремитесь сократить ней определенность в очень сложной организации, то формальные процедуры являются, очевидным, если не неизбежным решением». Кроме того, такой формальный подход снижает риски типа личной безответственности и/или перекладывания ее на других.

Формальные управленческие структуры могут быть одной из причин жестких иерархических отношений во французской организации, которая, как было выяснено в одном из сравнительных исследований, включает большее число уровней иерархии. Подсчитано, что во Франции в 1,5-2 раза больше менеджеров, чем в немецких организациях. Эти данные подтверждаются выводом Ж.-Л. Барсо и П. Лоуренса о том, что «Франция имеет давнюю традицию ... иерархической жесткости и индивидуального уважения власти». Эта организационная характеристика может быть связана с происхождением некоторых управленческих кадров из военной среды, где строгая иерархия является обязательной.

Подход к распределению полномочий в организации, основывающийся на построении строгой иерархической лестницы от низшего к высшему звену, и строгое разделение функций и обязанностей способствуют элитарному поведению и ориентированному на статус мышлению.

Формальная и бюрократическая структура управления, наличие жестких иерархических отношений во французской организации нашли подтверждение в исследовании А. Лорана, который сравнил менеджеров с различными национально-культурным происхождением из девяти европейских стран и США и рассмотрел их базовые представления об организациях. Он идентифицировал ряд измерений, в том числе такие, как «организации как системы формализации ролей» и «организации как системы иерархических взаимоотношений». Лоран пришел к выводу о том, что французские менеджеры испытывают относительно большую потребность в формализации ролей. Данные Лорана также подтвердили приверженность французских менеджеров традиционному и классическому типу иерархии.

Для французских менеджеров и руководителей имеют значение титулы, а также разного рода знаки и символы, подчеркивающие их власть и ответственность -- размещение офисов, титулы и имена на дверных табличках, формальные процедуры доступа к руководителю организации через секретарей и комнаты ожидания. Структурная иерархия, например в L'Air Liquide, видна в расположении кабинетов: президент компании и его ближайшее окружение располагаются на самом верхнем этаже здания головного офиса, вице-президенты занимают следующие два этажа ниже, еще ниже располагаются менеджеры и т. д. вплоть до цокольного этажа, где находится машинописное бюро.

Принцип сосредоточения всей полноты власти в руках лидера является неотъемлемой частью французской модели управления. Это не означает, что французы слепо повинуются центральной власти. Как раз наоборот: существует постоянное напряжение между потребностью в сильной власти, с одной стороны, и индивидуальными протестами против нее -- с другой.

Обстановка во французских компаниях на первый взгляд кажется весьма демократичной. Начальник всегда обращается к подчиненным на «ты», может похлопать по плечу. На самом деле французская деловая культура автократична -- решения всегда принимаются руководителем единолично. Однако ошибки легко прощаются, особенно если менеджер занимает высокий пост.

Французские управленцы, принимающие решения, придают особое значение рациональным аспектам своих действий и мышления. Рациональность при этом рассматривается как идеал, который часто соотносится с картезианством. Картезианский метод состоит из нескольких простых правил. Первое правило состоит в том, что сначала необходимо найти стартовую точку, которая была бы настолько очевидна, что не оставляла бы места для сомнений. Второе правило гласит, что двигаться следует от простых элементов к более сложным, и делать это следует дедуктивным, строго контролируемым способом без перепрыгиваний. Далее необходим последовательный обзор проблемы, позволяющий убедиться в том, что все возможности были приняты во внимание. Декартовским идеалом в науке был математический способ анализа причинно-следственных зависимостей, и сам Декарт не признавал интуицию и эмоции в качестве возможных средств проникновения в суть проблем.

Отличительные черты французской модели менеджмента, будучи ее конкурентным преимуществом, однако, могут превратиться в недостатки в условиях глобальной конкуренции. Например, в некоторых компаниях молодые менеджеры, пришедшие после окончания престижных и элитных учебных заведений, нередко уклоняются от перевода в зарубежные подразделения и филиалы, опасаясь того, что их образовательные характеристики не будут должным образом оценены за границей. Ряд крупных французских компаний (JJsinor-Sasilor, Thomson, Groupt Bull) после приобретения зарубежных активов, особенно в США, испытали серьезные проблемы в обеспечении рентабельности.

Французская модель демонстрирует сочетание сильных и слабых сторон. В частности, то внимание, которое уделяется интеллектуальным способностям менеджеров, помогает в реализации НИОКР, но при этом меньше подходит в ситуации, когда необходимо быстрое реагирование на быстро меняющуюся среду бизнеса на некоторых рынках, а планирование по принципу «сверху вниз» оказывается слишком громоздким. Тем не менее, французская модель менеджмента в целом гармонична и последовательна, со своей ясной логикой и правилами, понятными целями и результатами.

 

 

Черты менталитета

Обусловленные ими особенности управления

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

4

5

Рационализм

 

 

 

Индивидуализм

 

Любовь к экспериментам

Традиционность

этноцентризм

Главной чертой управления становится выбор оптимального решения; формирование оптимальной структуры производства; рациональные отношения в коллективе; отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления

Формальные отношения на производстве; формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; на управленческое решение влияет чувство собственного достоинства работника

Выдумывание различных нововведений

 

Соблюдение всех норм и правил

Настороженность в работе с иностранцами


 

[Книга: Ушаков Д.С. Страноведенье: учебное пособие. (Серия “Туризм и сервис”)- М.:ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2009.-256 с.]

[Менталитет французов//http://www.go-france.ru/ment.html]

 

 

 

 

 

 

1.7 Российский менеджмент

 

Сравнение поведения российских и американских бизнесменов и менеджеров

 

Россия

Забота о людях является одной из основных ценностей общества. Люди работают, чтобы жить

Отношения между людьми важнее бизнеса. 

Люди должны быть скромными по умолчанию. Резюме должно быть кратким и содержать только существенные моменты. 

Решения, как правило, принимаются после длительного обсуждения на совещаниях или комиссиях. 

Поощряются спокойная атмосфера внутри организации и стремление к коллективному результату. 

Разрешение конфликта происходит на основе компромисса и переговоров. 

США

Основные ценности общества – материальный успех и прогресс. Люди живут, чтобы работать.

 

Бизнес важнее отношений между людьми.

 

Люди должны быть напористы, амбициозны. Резюме должно быть подробным и наилучшим образом иллюстрировать все достоинства его автора.

Решения, как правило, принимаются единолично

 

Поощряются конкуренция внутри организации и стремление каждого к получению наилучших личных результатов.

Разрешение конфликтов происходит путем борьбы. Действует принцип «Пусть победит сильнейший».

Информация о работе Теории рассмотрения основных типов организаций