Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6 Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10 Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22 ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35 2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35 2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59
Однако тестовые формы не должны
исключить другие формы измерителей, равно
как и не должны игнорироваться в случаях,
которые считаются непригодными для использования
тестов. Как показывает опыт тест может
быть адаптирован под значительное разнообразие
задач, либо иные формы могут быть приведены
к сопоставимости с ним по технологичности
и корректности [7, c. 57].
Параллельно с педагогическим
мониторингом развиваются и другие направления
оценки качества работы образовательного
учреждения. Например, оценка состояния
здоровья детей, оценка психологической
комфортности образовательной среды и
другие направления системно или ситуативно
возникающие как целевая установка деятельности
Службы.
В рамках данного направления
могут проводиться анкетирования родителей
и учащихся, выпускников школы. К таким
видам мониторинга можно отнести:
• заполнение и анализ дневников
самонаблюдения по динамике здоровья
школьников;
• исследование по изучению
комфортности расписания для учащихся
разных классов.
• исследование, по проблемам
школьного питания, среди учащихся:
• проблемные и тематические
исследования (например, мониторинг травматизма
учащихся 1- 10 классов)
• анализ режима дня учащихся
классов
• анализ коммуникативных компетенций
кадрового состава школы
• анализ заболеваемости сотрудников
школы
Отдельно сформулированы задачи
и направления внутришкольного мониторинга
относительно проблема оценки качества
профильного образования.
В целом логика создания внутришкольной
системы мониторинга предполагает следующие
шаги [11, c. 21]:
1. Документальное обоснование
А) Положение о порядке проведения
текущего и итогового контроля и оценки
уровня учебных достижений учащихся
Б) Положение о порядке оценивания
личных достижений учащихся (портфолио)
В) Положение о службе мониторинга
и оценки эффективности
-Выбор направления работы
(предметы, параллели, проблемные зоны)
-Составление плана работы
-Создание группы разработчиков
тестового материала
-Технологичность процесса
2. Работа с кадрами
-Обучение разработчиков
измерителей
-Создание единых требований
к технологии образовательного
процесса
- Работа по снижению
негативных психологических последствий
акта оценивания
3. Требования к процедурам, содержанию,
количеству, размеру и частоте оценивания.
4. Аналитика и формирование
информации
5. Рекомендации по работе
в рамках МО.
Взаимодействие структур мониторинга
с МО или кафедрами направлено на использование
оценивания мониторинга в успехах
индивида и системы в достижении образовательных
стандартов.
Использование всего
комплекса методов педагогических
измерений должно способствовать
формированию базы для аналитической
и коррекционной работы. Просчитываемый
средний балл и проценты по
каждому заданию дают возможность
для различных видов сравнения,
а именно: какие из тем усвоены
лучше, какие темы из года в
год показывают стабильно низкие
и высокие результаты; сравнения
по классам, работающим учителям, получение
оценки знаний для выявления динамики
достижения предполагаемых результатов
и качества образования. Кроме того, полученный
материал позволяет выявить зоны риска
и ограничений при достижении предполагаемых
результатов и качества образования.
При составлении рейтинга появляется
возможность выделить учеников, показывающих
стабильно высокие и низкие результаты,
что является предпосылкой к использованию
индивидуального подхода к учащимся при
обучении.
Главным итогом мониторинговых
исследований является формирование информации,
необходимой для принятия управленческих
решений с целью совершенствования учебного
процесса и повышения качества обучения.
Таким образом, служба мониторинга,
помимо проблем эффективности может решить
следующие проблемы:
1. Создание единого уклада,
единой корпоративной культуры,
единой системы требований к
технологии образовательного процесса.
2. Обеспечение преемственности
между ступенями общего образования,
с минимизацией потерь на переходе,
что позволяло учащимся и родителям
строить ясную и долговременную
образовательную стратегию в
рамках одного учебного заведения.
3. Создание реальной вариативности
содержания образования, без ревизии
ключевых элементов «базиса», что
позволяет учащимся реализовать
свое право на академическую
мобильность ученика. Особенно это
зарекомендовало себя в старшей
школе и в условиях профильного
обучения.
4. Создание условий для
самореализации учащихся в различных
сферах основного и дополнительного
образования, что являлось ответом
не только на современные запросы
индивидуального образования, но
и индивидуального развития в
целом.
5. Широкое использование
в образовательном процессе информационных
ресурсов, включая современные информационные
технологии, что позволило учесть требования
к владению современными коммуникациями.
6. Определение вектора
роста квалификационного запаса
преподавателей с учетом специфики
индивидуальных образовательных
программ. Здесь имеется ввиду
программа работы с персоналом
школы (его подготовкой, переподготовкой
и расширением профессиональной
базы), ориентированная на подготовку
специалистов, способных работать
в условиях индивидуальных программ.
1.3. Оценка результатов
освоения основной образовательной
программы начального общего
образования
В соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
в школе разработана система оценки, ориентированная
на выявление и оценку образовательных
достижений учащихся с целью итоговой
оценки подготовки выпускников на ступени
начального общего образования [24].
Особенностями системы оценки
являются:
комплексный подход к оценке
результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов
общего образования);
использование планируемых
результатов освоения основных образовательных
программ в качестве содержательной и
критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения
содержания отдельных учебных предметов
на основе системно-деятельностного подхода,
проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных
задач;
сочетание внешней и внутренней
оценки как механизма обеспечения качества
образования;
использование персонифицированных
процедур итоговой оценки и аттестации
обучающихся и неперсонифицированных
процедур оценки состояния и тенденций
развития системы образования;
уровневый подход к разработке
планируемых результатов, инструментария
и представлению их;
использование накопительной
системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных
достижений;
использование наряду со стандартизированными
письменными или устными работами
таких форм и методов оценки, как проекты,
практические работы, творческие работы,
самоанализ, самооценка, наблюдения и
др.;
использование контекстной
информации об условиях и особенностях
реализации образовательных программ
при интерпретации результатов педагогических
измерений.
Оценка
личностных результатов
Объектом оценки личностных
результатов являются сформированные
у учащихся универсальные учебные
действия, включаемые в три основных
блока [23, c. 15]:
самоопределение — сформированность
внутренней позиции обучающегося — принятие
и освоение новой социальной роли обучающегося;
становление основ российской гражданской
идентичности личности как чувства гордости
за свою Родину, народ, историю и осознание
своей этнической принадлежности; развитие
самоуважения и способности адекватно
оценивать себя и свои достижения, видеть
сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск
и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения
обучающимися на основе устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов;
понимания границ того, «что я знаю», и
того, «что я не знаю», «незнания» и стремления
к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация
— знание основных моральных норм и ориентация
на их выполнение на основе понимания
их социальной необходимости; способность
к моральной децентрации — учёту позиций,
мотивов и интересов участников моральной
дилеммы при её разрешении; развитие этических
чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения.
Основное содержание
оценки личностных результатов
на ступени начального общего
образования строится вокруг
оценки [2, c. 23]:
сформированности внутренней
позиции обучающегося, которая находит
отражение в эмоционально-положительном
отношении обучающегося к образовательному
учреждению,
ориентации на содержательные
моменты образовательного процесса -уроки, познание нового, овладение
умениями и новыми компетенциями, характер
учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
- и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности
- чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки,
включая осознание своих возможностей
в учении, способности адекватно судить
о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
умения видеть свои достоинства и недостатки,
уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации
учебной деятельности, включая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы,
любознательность и интерес к новому содержанию
и способам решения проблем, приобретению
новых знаний и умений, мотивации достижения
результата, стремления к совершенствованию
своих способностей;
знания моральных норм и сформированности
морально-этических суждений, способности
к решению моральных проблем на основе
децентрации (координации различных точек
зрения на решение моральной дилеммы);
способности к оценке своих поступков
и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов
осуществляется, во-первых, в ходе внешних
неперсонифицированных мониторинговых
исследований специалистами, не работающими
в школе.
Во-вторых, внутренняя оценка
достижения личностных результатов учащихся
осуществляется учителем по итогам наблюдений,
анкетирования и др.
Личностные результаты выпускников
на ступени начального общего образования
в полном соответствии с требованиями
Стандарта не подлежат итоговой оценке,
т.к. оценка личностных результатов учащихся
отражает эффективность воспитательной
и образовательной деятельности школы.
Оценка
метапредметных результатов
Оценка метапредметных
результатов предполагает сформированность
универсальных учебных действий
учащихся (регулятивных, коммуникативных,
познавательных), т. е. таких умственных
действий обучающихся, которые направлены
на анализ своей познавательной деятельности
и управления ею. К ним относятся [23, c. 16]:
способность обучающегося принимать
и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно
преобразовывать практическую задачу
в познавательную; умение планировать
собственную деятельность в соответствии
с поставленной задачей и условиями её
реализации и искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои
действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность
в обучении;
умение осуществлять информационный
поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных
источников;
умение использовать знаково-символические
средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных
и практических задач;
способность к осуществлению
логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установлению аналогий, отнесению
к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом
и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.
Достижение метапредметных
результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса
— учебных предметов, представленных
в обязательной части учебного плана.