Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6
Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6
Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10
Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35
2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35
2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом окончательный.docx

— 160.36 Кб (Скачать файл)

УД1, УД2 … – результаты проверочных работ

Для определения уровня обученности предлагается 2 варианта работы, одинаковых по содержанию, уровню сложности и порядку следования заданий. Общее время выполнения работы – один урок (40 минут).

Оценка выполнения заданий и работы в целом

За каждое верно выполненное задание базового и повышенного уровней ученик получает один балл. За выполнение задания высокого уровня ученик может получить 0, 1 или 2 балла. Максимальное количество баллов за выполнение работы зависит от количества требований, заложенных в проверочную работу.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень достигнут учащимися – низкий, средний, высокий.

Если в результате выполнения всей проверочной работы ученик набрал менее 0,7 доли – это низкий уровень выполнения работы, от 0,7 до 0,89 доли – средний уровень выполнения проверочной работы, от 0,9 до 1 доли – высокий.

Задания проверяются учителем или экспертом на основе рекомендаций по проверке и оценке этих заданий.

Анализ результатов проверочных работ производится по нестандартной схеме.

После написания работы составляется матрица, в которую заносятся составляющие образовательного стандарта, список класса и результаты выполнения работы.

За каждое верно выполненное задание базового и повышенного уровней ученик получает один балл, за неправильный ответ – ноль. Максимальное количество баллов за выполнение работы зависит от количества правильно полученных ответов.

Производим вычисления по горизонтали. Складываем все баллы и заносим в графу «Сумма баллов». Затем находим долю выполненных требований ГОСа, заложенных в данную проверочную работу от общего количества.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень достигнут каждым учащимся – низкий, средний, высокий и классом в целом.

1–0,9 – высокий уровень

0,89–0,71 – средний уровень

0,7–0,6 – низкий уровень

ниже 0,6 – обучение выходит на коррекционный уровень.

Затем производятся подсчеты по вертикали. Выявляется количество учащихся, усвоивших данное требование стандарта.

Модуль 2. Уровень воспитанности (УВ)

Диагностика воспитанности – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными; характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, классный руководитель изучает уровень воспитанности ученика.

Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Критерий воспитанности — это теоретически разработанные учеными показатели уровня сформированности различных качеств личности. Мы используем авторской концепцией М.И. Шиловой, в которой на основе квалиметрического подхода были разработаны целостные диагностические программы изучения воспитанности. В этих программах авторские критерии воспитанности были выражены через выбор конкретных показателей – единиц наблюдения.

Оформляются в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом.

Текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы.

Текущая диагностика выполняет роль экспресс информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива проводится постоянно. Классный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями.

Классный руководитель диагностирует уровень воспитанности обучающихся, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств школьников.

Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сенситивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

Уровень воспитанности (УВ) определяется важнейшими поведенческими умениями и навыками. Мы оценили уровень сформированности общественной активности (Оа), долг, ответственность (От), бережливость (Б), дисциплинированности (Д), ответственности (От), трудолюбие (Т), коллективизм  (К), доброта  (До), честность (Ч), скромность (С).   Рассчитывается УВ как среднее арифметическое уровней сформированности всех показателей по формуле:

 

                           Оа + От + Б + Д + От + Т + К + До + Ч + С

УВ =                                                  10


 

Уровень воспитанности учащихся зафиксирован по окончании 3 класса. Уровень сформированности составляющих данного показателя определяли по трем уровням.

0 уровень – очень низкий,

1 уровень – низкий

2 уровень – средний

3 уровень высокий

Модуль 3. Уровень образованности – это показатель уровня сформированности  общеучебных умений и навыков (ОУУН).

Проанализировав свою деятельность по формированию у детей общеучебных умений и навыков, определили уровень их сформированности у учащихся по следующим направлениям: (в соответствии с ГОСом )

I Учебно-организационные

1 ур. – ребенок использует  знания о способе деятельности, творчески вносит свои элементы

2 ур. овладевает соответствующими  элементами

3 ур. выполняет работу, подражая  учителю или по образцу

II Учебно  – интеллектуальные

1 ур. - использует умения  правильно, уверенно

2 ур. – допускает ошибки, использует операции не полностью

3 ур. – не владеет сформированным  интеллектуальным умением

III Учебно – коммуникативные

1 ур. – сформированы основные  типы монологической речи

2 ур. – умения сформированы  частично, ребенок включается в  диалог

3 ур. – умения сформированы  на низком уровне, ребенок слабо  управляет собственным вниманием

IV Учебно  – информационные

1 ур. – владеет приемами  работы с учебником, работает  с дополнительной литературой 

2 ур. – работает с учебником  недостаточно самостоятельно и  уверенно

3 ур. – затрудняется в  работе с планом, тезисами, не  обращается к дополнительной  литературе.

Полученные данные уровня образованности и уровня воспитанности позволили вычислить единый интегральный показатель уровня образованности.

Ниже приведены данные, полученные при апробации технологии оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения (см. табл. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Средний уровень социальной компетентности – единый интегральный показатель уровня образованности обучающихся

 

Фамилия     имя

Уровень  обученности

Уровень   воспитанности

Уровень        компетентности

 

4

4,2

4,1

 

4,5

4

4,25

 

4,5

4,1

4,3

 

4,7

4,5

4,6

 

4,7

4,7

4,7

 

3,5

4,5

4

 

4

3,9

3,95

 

4,7

4,5

4,6

 

4,7

4,1

4,4

 

4,8

4,4

4,6

 

4,7

4,6

4,65

 

4,5

4,7

4,6

 

4,3

4,5

4,4

 

4,8

4,3

4,55

 

5

4,8

4,9

 

4,5

3,9

4,7

 

3

3,8

3,4

 

4,7

3,9

4,3

 

3,3

3,7

4

 

4,5

4,1

4,3

 

4,7

4,4

4,55

 

4

4,1

4,05

 

5

4

4,5

 

5

4

4,5

 

4,3

4,6

4,45

 

 

 

 

Ср. по классу

4,416

 

4,252

 

4,382


 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методические  рекомендации по организации  внутреннего         мониторинга качества образования  в образовательном учреждении

 

Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.

Современные научно-методологические основы образовательного процесса, базирующиеся на них методы оценки образовательных достижений обучающихся дают педагогу широкий спектр возможностей для локальной оценки различных качеств учащегося, развиваемых и приобретаемых в образовательном процессе. Вместе с тем, существует проблема отбора методов и их оптимального сочетания, учитывающего специфику образовательной ситуации в конкретном образовательном учреждении и дающего системное представление как об индивидуальном развитии обучающегося, так и ученического коллектива в целом.

Наряду с осуществлением методов оценки образовательных достижений учащихся, педагогу требуется сегодня знание и грамотное применение специфических методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.

Таким образом, необходимость внедрения указанных методов обусловлена рядом объективных факторов, среди них – ограниченные содержательные и технологические возможности традиционной системы оценки качества образования, ориентированной преимущественно на оценку результата освоения обучающимися содержания учебных дисциплин.

Система оценки образовательных достижений обучающихся, должна основываться на понимании результата образования как социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия можно описать то, какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды. В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека, и признается интегративной характеристикой современного человека (Крокинская O.K., Баранова Л.А., Куницына В.Н. и др.). Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества.

Информация о работе Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения