Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:58, дипломная работа
Актуальность темы проекта. Актуальность темы проекта обусловлена стремительным ростом роли туризма в жизни и экономике региона. Повышение конкурентоспособности отечественного туризма на международном уровне и снижение экономического риска в условиях рыночных отношений между туристскими организациями могут быть обеспечены лишь при использовании основополагающих теоретических и практических разработок и рекомендаций логистики. Проблемы совершенствования управления туристической деятельностью важны и для туристической компании «Розовый слон», достаточно успешно оказывающей туристические услуги по России и странам Европы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………9
1.1 Основные понятия и определения туризма, как сферы деятельно-
сти ………………………………………………………………………………….. 9
1.2 Характеристика рынка туристических услуг региона………………16
1.3 Управление туристическими компаниями в условиях сервисной экономики………………………………………………………………………………27
2 ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «РОЗОВЫЙ СЛОН» КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………41
2.1 Общие сведения об организации …………………………………….41
2.2 Стратегия развития ООО «Розовый слон»………………………….42
2.3 Анализ внутренней и внешней среды организации…………………44
2.4 Организационная диагностика деятельности компании ……………48
2.5 Структурный анализ организации …………………………………..56
2.6 Функциональный анализ организации ………………………………62
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ …………………….69
3.1 Предложения по изменению в структуре и системе управления туристической компании………………………………………………………………69
3.2 Предложения по внедрению логистического подхода к управлению туристической компанией ………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ……………………104
Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу, которой пользуется турист. К материально-технической базе относятся: туристские фирмы, гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы и посты и т.д.
Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового дохода, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социально и экономическое значение, т.к.:
Растущее насыщение традиционных туристских рынков вынуждает отечественные туристские организации стремиться к поиску и подключению новых туристских рынков, а также совершенствованию уже действующих.
Генеральное соглашение, принятое во время проведения Российского туристского конгресса, разработанное Лигой защиты прав путешествующих, является по своей гражданско-правовой сути Договором присоединения, содержащим в себе генеральные принципы сотрудничества туроператоров и объектов размещения, базисные договорные условия и понятийно - терминологический аппарат договорно-правовых и технологических аспектов туристской деятельности. Благодаря Генеральному соглашению туроператоры и объекты размещения смогут организовывать процесс обслуживания туристов надежно и качественно с максимально достоверной информированностью туристов об условиях и правилах предстоящего тура.
По мнению участников Генерального соглашения, в туристской отрасли России сложилась ситуация, когда технологии, принципы и понятия, используемые туристскими фирмами и местами размещения туристов, существенно отличаются от принципов, правил и понятий, используемых на международном туристском рынке. Это привело к тому, что крупнейшие международные туроператоры, отправляющие и принимающие десятки тысяч российских туристов, встречают серьезные трудности в их обслуживании.
Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
Местные органы власти. Рассматривают туризм, как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь, как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе и иностранными.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
Рассмотрим основные понятия туризма по российскому законодательству.
В России в соответствии с федеральным законом “Об основах туристской деятельности в РФ”, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а так же определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов, приняты следующие определения основных понятий1:
Таким образом, туризм является важным объектом изучения. Он представляет собой область научных знаний, так как является существенным комплексом мирового хозяйства. И, наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма, как крупному сектору экономики страны.
За последние десятилетия 20-го столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Однако, в последнее время в России наблюдается интерес именно к внутреннему туризму.
Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:
В соответствии с Федеральным законом “Об основах туристской деятельности в РФ” туристским продуктом считается “право на тур, предназначенное для реализации туристу” (глава 1, ст.1). В свою очередь тур представляет собой комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия (глава 1, ст.1).
Таким образом, туризм, как относительно молодая сфера деятельности, как в России в целом и в нашем регионе в частности является важным объектом для изучения, развития. Использование новейших компьютерных технологий в туризме позволяет проводить тщательный анализ внешней среды и новых тенденций в турбизнесе, проводить прогнозирование спроса. Прослеживая динамику развития спроса на московском туррынке, можно определить, какие туры будут пользоваться наибольшей популярностью в нашем регионе, так как потребители очень чутко реагируют на информацию, появляющуюся в центральных средствах массовой информации и в сети Интернет. Очень важна роль маркетинговой политики в туристической фирме, что само по себе является новейшей областью изучения для тех, кто занимается туристским бизнесом. Далеко не все фирмы Ростова-на-Дону имеют определенную стратегию развития, а действуют интуитивно, исходя из собственного опыта или подстраиваясь под те или иные изменения, происходящие на региональном рынке. Специфический характер маркетинга на туристском рынке Ростова-на-Дону определен тем фактором, что преобладающее число туристических фирм ограничивает свои маркетинговые мероприятия проведением рекламных кампаний в основном в виде рекламы в печати.
Формирование туристского продукта производится туроператором исходя из конъюнктуры туристского рынка по конкретному заказу потенциальных туристов или организаций. Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Такой принцип работы не всегда приводит к желаемым результатам, не позволяет максимизировать прибыль или улучшать те или иные экономические показатели деятельности фирмы. Правильная стратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют фирме определить целевые рынки, выбрать постоянных надежных партнеров, существенно увеличить объем продаж и долю рынка.
Изменение политической ситуации в стране повлекло стремительное появление международного туризма в нашем регионе. Если в начале 90-х годов в Ростове существовало две крупные сети туристических агентств – “Спутник” и “Интурист” и порядка 10-ти фирм, организованных профсоюзами крупных предприятий, то на сегодняшний день по официальным данным Министерства по спорту и туризму Ростовской области, в нашем регионе зарегистрировано 105 туристских фирм. Из них 16 наиболее крупных агентств выступают, как туроператоры, остальные, более мелкие фирмы, работают как турагенты по всем маршрутам, организованным из Ростова-на-Дону. В основном это авиатуры в разные европейские страны (основной перечень стран представлен в таблице 1), многие занимаются внутренним туризмом, т.е. туры в пределах России, реже встречаются агентства, принимающие иностранных туристов.
В Ростове преобладают следующие направления туристических маршрутов: внутренний туризм, международный туризм и выездной. На рисунке 1 изображены основные направления туристического бизнеса ростовского региона.
Международный туризм на нашем рынке представлен такими направлениями, как: Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Египет, Италия, Болгария, Испания, Кипр, Германия, Израиль, Таиланд. Это те страны, куда из Ростова-на-Дону выполняются рейсы авиакомпании “Аэрофлот-Дон”. Два направления не представляют особого интереса для широкого круга туристических агентств: это Германия и Израиль. Рейс в Германию в основном загружается российскими и немецкими бизнесменами, которые, как правило, не пользуются услугами туристических агентств, самостоятельно приобретают авиабилеты и имеют многократные бизнес-визы.
Рейс в Израиль в основном загружается выезжающими на постоянное место жительства, или их родственниками и друзьями. Так же как и Германия, Израиль не вызывает большого интереса у потенциальных путешественников из-за очень высокой цены тура. Но в то же время, направление Германия можно рассматривать как перспективное в плане организации делового туризма, для организации деловых поездок, посещения выставок и интенсив - путешествий.
Интерес к остальным направлениям более или менее равномерно распределен между ростовскими агентствами и, соответственно, туристами. Многие направления сезонные. Летом летают такие рейсы, как Турция (Анталия), Болгария, Испания. Чартер в Египет выполняется периодически по заказу туроператоров, а круглогодичные направления – это ОАЭ, Италия, Кипр, Турция (Стамбул) выполняются на регулярной основе. Остальные рейсы сезонные. Например, туры в Египет организовываются периодически, т.е. не на регулярной основе, а в период каких – либо праздников или каникул. Летние туры, такие как Турция (Анталия), Испания, Болгария пользуются большим спросом у наших потребителей туристических услуг, но и в то же время создают высокую конкуренцию между собой. Уже на протяжении многих лет на ростовском рынке самыми популярными являются ОАЭ, Турция, Египет и Кипр. Привлекательность этих туров для ростовчан объясняется большой дифференциацией цен на каждом из этих маршрутов в зависимости от условий проживания, отличными от нашего региона климатическими условиями, безвизовым въездом и высоким уровнем сервиса.
Страна выезда |
Мин. цена тура на рынке, $ |
Период выполнения рейсов |
Какие туристские потребности удовлетворяет |
ОАЭ |
500 |
Круглый год |
Экскурсии, шоп, отдых, деловой туризм, круизы, обучение |
ЕГИПЕТ |
300 |
Октябрь-Март |
Отдых, экскурсии, круизы |
ТУРЦИЯ |
350 |
Июнь-Сентябрь |
Отдых, экскурсии, шоп |
ИТАЛИЯ |
750 |
Круглый год |
Шоп, экскурсии, отдых |
ИСПАНИЯ |
450 |
Июнь-август |
Отдых, экскурсии |
КИПР |
420 |
Круглый год |
Отдых, экскурсии |
БОЛГАРИЯ |
310 |
Июнь-Август |
Отдых |
ГЕРМАНИЯ |
800 |
Круглый год |
Деловые поездки |