Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:58, дипломная работа
Актуальность темы проекта. Актуальность темы проекта обусловлена стремительным ростом роли туризма в жизни и экономике региона. Повышение конкурентоспособности отечественного туризма на международном уровне и снижение экономического риска в условиях рыночных отношений между туристскими организациями могут быть обеспечены лишь при использовании основополагающих теоретических и практических разработок и рекомендаций логистики. Проблемы совершенствования управления туристической деятельностью важны и для туристической компании «Розовый слон», достаточно успешно оказывающей туристические услуги по России и странам Европы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………9
1.1 Основные понятия и определения туризма, как сферы деятельно-
сти ………………………………………………………………………………….. 9
1.2 Характеристика рынка туристических услуг региона………………16
1.3 Управление туристическими компаниями в условиях сервисной экономики………………………………………………………………………………27
2 ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «РОЗОВЫЙ СЛОН» КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………41
2.1 Общие сведения об организации …………………………………….41
2.2 Стратегия развития ООО «Розовый слон»………………………….42
2.3 Анализ внутренней и внешней среды организации…………………44
2.4 Организационная диагностика деятельности компании ……………48
2.5 Структурный анализ организации …………………………………..56
2.6 Функциональный анализ организации ………………………………62
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ …………………….69
3.1 Предложения по изменению в структуре и системе управления туристической компании………………………………………………………………69
3.2 Предложения по внедрению логистического подхода к управлению туристической компанией ………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ……………………104
4) осуществление финансовой политики (рост прибыли).
За 1998-2006 годы ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» расширило сферу своей деятельности в области туризма, и, соответственно, добилось роста прибыли.
Эффективность деятельности ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» непосредственно зависит от качества управления различными ресурсами. В настоящее время одним из важнейших ресурсов является персонал. Успех и процветание предприятия во многом определяется его интеллектуальным потенциалом, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которым они выполняют свои обязанности. Без инициативы, предприимчивости, способности к инновациям невозможно успешное функционирование предприятия в условиях рынка. Особенно возрастает роль персонала на предприятиях туриндустрии, т.к. здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.
Основные задачи, которые ставит перед собой компания «РОЗОВЫЙ СЛОН» для реализации поставленных целей:
2.2 Стратегия развития ООО «Розовый слон»
В целом, ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН » – динамично развивающаяся компания. В качестве общей продуктово – рыночной стратегии, можно выделить стратегию – «Новый товар – новые рынки», которой в настоящее время придерживается компания, т.к. она постоянно обновляет свою продуктовую линейку. В будущем «Розовый слон» собирается также использовать эту стратегию, т.к. собирается вводить новые услуги и выходить на новые рынки. Это ключевая стратегия ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН».
В то же время, как уже было сказано, «РОЗОВЫЙ СЛОН» занимается несколькими видами деятельности и для каждого вида деятельности можно выделить свою стратегию. Т.е. это логика формирования корпоративной стратегии как системы стратегий отдельных бизнесов.
Направления деятельности:
1. Производство и реализация, сервисное
обслуживание туристических
2. Продажа путевок в детский оздоровительный лагерь. Самая молодая область деятельности МВ, поэтому сначала необходимо использовать стратегию проникновения на рынок.
Выбор стратегии по М. Портеру
Проанализировав особенности услуг ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН», можно увидеть, что компания не может удерживать издержки на более низком уровне, чем у конкурентов.
В то же время «РОЗОВЫЙ СЛОН» может предложить уникальную в нашей стране услугу – сервисное обслуживание с индивидуальным подходом к клиенту, главным образом к корпоративным клиентам и партнерам – государственным органам власти. Так же выяснилось, что компания сосредоточивает свое внимание в основном на корпоративных клиентах в России. Так что можно сделать вывод, что ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» следует придерживаться конкурентной стратегии «Дифференциация».
Типовые стратегии.
Т.к. ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» осуществляет несколько видов деятельности, то в настоящее время используется и предполагается в дальнейшем осуществлять комбинацию следующих бизнес стратегий:
1. Стратегия прямой интеграции. «РОЗОВЫЙ СЛОН» конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается расширение рынка сбыта. Прямая интеграция с потребителями.
2. Развитие рынка. Компания в настоящее время развивается в своем бизнесе, а также существуют новые непроработанные и ненасыщенные рынки, поэтому планируется открывать новые представительства в России, а также на Украине.
3. Развитие услуги. «РОЗОВЫЙ СЛОН» конкурирует в отрасли, характеризующейся быстрыми изменениями. У компании имеются проектные возможности. Поэтому постепенно растет ассортимент услуг.
2.3 Анализ внутренней и внешней среды организации
Оценка стратегического климата компании ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» предполагает анализ макроклимата (СТЭП-анализ стратегических сфер) и микроклимата (анализ стратегических зон).
Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех организаций. Опишем ситуацию, которая в настоящий момент сложилась в различных сферах деятельности компании.
Социальная
Существует ряд основных факторов, которые оказывают влияние на туристский спрос, а, следовательно, и на туристский рынок. Спрос на туризм обусловлен покупательской способностью потребителя – наличием у населения денежных средств и желанием потратить их на путешествия. Основными факторами выступают изменения в покупательском поведении, уровень доходов населения, принадлежность к определенной расе, пол, образование, род занятия, мнения, мода, время, обычаи, привычки, традиции, образ жизни.
Туризм, как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени, может успешно существовать при наличии двух условий: свободного времени и достаточных материальных средств для этого. Потребность в отдыхе относится к верхнему уровню пирамиды потребностей человека. Для того, чтобы эта потребность приобрела массовый характер, общество должно иметь необходимый уровень благосостояния. В развитых странах рост общественного богатства сопровождается сокращением доли затрат на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан в пользу увеличения расходов на туризм и организацию свободного времени.
В настоящее время в структуре населения России можно выделить достаточно большой процент трудоспособного населения, так что недостатка трудовых ресурсов не наблюдается.
Руководство компании считает, что в России традиционно преобладает нежелание много работать даже за достаточно высокую для России заработную плату и связи с этим оценивает качество трудовых ресурсов как не очень высокое.
С другой стороны в настоящее время ВУЗы выпускают много квалифицированных кадров.
Можно сделать вывод, что в настоящее время влияние социальной среды в целом положительное.
Технологическая и научно-техническая
За последние десятилетия резко возросли темпы научных открытий. Технологии меняются, развиваются с очень большой скоростью.
Поэтому для того чтобы компания ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» могла успешно конкурировать с лидерами в области предоставления туристических услуг, она должна постоянно проводить инновационную деятельность.
Используя свои разработки и новые технологии ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» может добиться значительных конкурентных преимуществ, так как не все туристические фирмы занимаются детскими оздоровительными лагерями.
Экономическая и финансовая
В настоящее время в России увеличился спрос россиян на товары и услуги, наблюдается потребность в хорошем отдыхе. Это, в свою очередь ведет к тому, что увеличивается количество, как крупных корпоративных клиентов, так и клиентов – субъектов малого и среднего бизнеса.
С другой стороны экономическая ситуация в России всегда отличалась нестабильностью. В связи с этим не представляется возможным проводить стратегическое планирование на длительные сроки.
Существует большое количество налогов и, хотя налог на прибыль был существенно снижен, все равно налоговое бремя довольно серьезное.
До недавнего времени ЕСН был настолько большим, что компании ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» при среднем высоком уровне зарплаты приходилось строить различные схемы оплаты труда, для того, чтобы не уплачивать такой большой налог. И, хотя, ставка ЕСН была существенно снижена, она все равно остается большой.
Политическая и правовая
Политическая и правовая ситуация в России никогда не отличалась стабильностью. Налоговое законодательство постоянно изменяется, отсутствуют четкие указания по расчету налогов, предоставлению отчетности.
При этом у компании «РОЗОВЫЙ СЛОН» – в результате постепенно развивающегося сотрудничества с государственными органами, складываются хорошие отношения с ними, что впоследствии может помочь ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» при изменении политической ситуации.
Деловая среда, являясь частью внешней среды, составляет непосредственное окружение организации. В нее входят потребители продукции и услуг, поставщики сырья, материалов, энергии и других природных ресурсов, конкуренты, деловые партнеры, организации инфраструктуры, государственные и муниципальные органы, деловые объединения, ассоциации и другие заинтересованные лица и организации.
Деловая среда оказывает на организацию непосредственное влияние. Организация зависит от клиентов, покупателей, потребляющих ее продукцию, банков и других финансовых учреждений, от поставщиков, органов власти, налоговых служб, конкурентов.
Анализ и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов
М. Портер выделяет пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:
1. Наличие товаров (услуг) – заменителей. Т.к. «РОЗОВЫЙ СЛОН» занимается туризмом, то товаров (услуг) - заменителей нет, а есть только товары (услуги) – аналоги у конкурентов. Это оказывает благоприятное влияние на деятельность «РОЗОВЫЙ СЛОН» - ( + ).
2. Способность поставщиков
3. Угроза появления новых
4. Способность покупателей
5. Соперничество между основными конкурентами.
Среди конкурентов компании ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» можно выделить такие фирмы как, «Альфа-Дон-Тур» и другие. Все эти марки конкурентов известны в России широкому кругу частных лиц и корпоративным клиентам.
Компания «РОЗОВЫЙ СЛОН» имеет своей отличительной особенностью то, что помимо предоставления обычных туристических путевок, ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» вплотную занимается развитием детского оздоровительного лагеря на Черном море.
Но все же конкуренция достаточно серьезная - (+-).
Партнеры
С 2002 года ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» активно сотрудничает с другими туристическими фирмами, которые за это сотрудничество получают некий процент, а «РОЗОВЫЙ СЛОН», в свою очередь, может предоставлять свои услуги более широкому кругу клиентов. Компания может иметь много партнеров и налаживать с ними тесные отношения, что очень выгодно обеим сторонам.
Эти сотрудничества помогают в расширении предоставляемых услуг и, как следствие, в увеличении прибыли (+).
Клиенты
С 2002 года ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» внедрила и успешно использует такую систему работы с заказчиками, как метод прямых продаж. Несмотря на то, что это более сложный и ресурсоемкий способ ведения бизнеса, тем не менее, он является высокоэффективным. Установление контактов с потенциальными заказчиками происходит путем организации презентаций, семинаров, индивидуальной работы с заказчиками с демонстрацией предоставляемых услуг, приёмом заказов, получения платежей.
Приоритетным направлением в деятельности ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» является работа с крупными корпоративными клиентами, но также проводится достаточно тесное сотрудничество с государственными структурами РФ и с частными клиентами.
2.4 Организационная диагностика деятельности компании
Для осуществления организационной диагностики организации рассмотрим процесс функционирования организации на дискретном пространстве состояний S, которое включает три непересекающиеся области, что можно представить формулой:
S = S N + S + + S ¯,
где S N – подмножество нормальных состояний организации, определенных плановой траекторией развития;
S + - подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих более эффективному развитию предприятия. Данная область соответствует развивающимся предприятиям, финансово-устойчивым, гарантирующим постоянную платежеспособность, расширяющим сферу своей деятельности и использующим перспективные технологии.
S ¯ - подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих развитию кризисного состояния предприятия. Данная область соответствует предприятиям, которые находятся на грани банкротства, характеризуются снижением объемов продаж (производства), проблемами с выплатой долгов и зарплаты, конфликтными ситуациями.
Таким образом, введенная система состояний позволяет описать реальное состояние организации в различных сферах деятельности.
Проведение диагностического анализа наиболее удобно осуществлять с помощью экспертизы. По экспертному анализа строится диагностический профиль организации, характеризующий различные стороны ее деятельности.
Общая схема проведения диагностики показана на рисунке 3.
S 1 S разв = {S+1, S+2, S+3, S+4}
SP P . . . S норм = {S N}
S n Sкриз = {S¯1, S¯2, S¯3, S¯4}
Рисунок 3 – Схема проведения диагностики8
1. Выделение сфер деятельности организации.
На первом этапе эксперты, анализируя функционирование организации, выделяют те функциональные области, в которых ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» осуществляет свою деятельность:
F 1 – инновационная деятельность;
F 2 – финансовая деятельность;
F 3 – управленческая деятельность;
F 4 – маркетинговая деятельность;
F 5 – управление персоналом;