Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:39, курсовая работа
Объект исследования – торговое предприятие ООО «Никулинский Универсал».
Предметом исследования является организация управления качеством продукции (услуг) на предприятии ООО «Никулинский Универсал».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить роль и значение управления качеством продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению качеством;
- дать общую характеристику деятельности ООО «Никулинский Универсал»;
- провести анализ и дать оценку деятельности предприятия по планированию и организации работ по контролю качества продукции;
- разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления качеством продукции (услуг);
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические и правовые основы управления качеством продукции ..…………………………………………………………………..
5
1.1. Роль и значение управления качеством продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия …..…………….
5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению качеством .……………….……………………………
14
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Никулинский Универсал» по управлению качеством продукции (услуг) ………………………………
24
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Никулинский Универсал» .…………………………………………………………
24
2.2. Анализ и оценка деятельности предприятия по планированию и организации работ по контролю качества продукции …………...
34
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции (услуг) на предприятии ………….………………
49
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления качеством продукции (услуг) ..........................................
49
3.2. Использование современных технологий и системы мониторинга при оценке экономической эффективности мероприятий по управлению качеством ……………………………
59
Заключение …………………………………………………………………..
66
Список использованной литературы ……………
Закон «О техническом регулировании» устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ в области стандартизации, правила сертификации и порядок ее проведения, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [16, С. 137].
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Таким образом, стандартизация – вид деятельности по техническому регулированию качества продукции и процессов [15, С. 96]. Нормативными правовыми документами по техническому регулированию качества продукции и процессов являются:
− технические регламенты;
− национальные стандарты;
− правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
− общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
− стандарты организаций.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам) [21, С. 143].
Технические регламенты принимаются в целях:
• защиты жизни, здоровья и имущества;
• охраны окружающей среды;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Технические регламенты подразделяются на общие и специальные.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов.
Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов, не учтенные общим техническим регламентом.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг [22, С. 87].
Стандартизация осуществляется в целях:
− повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества, животных и растений, экологической безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;
− обеспечения научно-технического прогресса;
− повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
− рационального использования ресурсов;
− технической и информационной совместимости;
− сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
− взаимозаменяемости продукции.
Таким образом, в отличие от существующих сегодня государственных стандартов, содержащих обязательные и необязательные для исполнения требования к продукции и процессам, в технические регламенты должны включаться обязательные требования, обеспечивающие безопасность объектов, а в национальные стандарты – прочие требования.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – это официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации. Они являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией [18, С. 113].
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации вместе с правилами их разработки и применения представляют собой национальную систему стандартизации.
Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно с целью совершенствования производства и обеспечения качества продукции, оказания услуг. Эти стандарты применяются другими субъектами хозяйственной деятельности на добровольной основе.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
− стандарты основополагающие;
− стандарты на продукцию, услуги;
− стандарты на работы (процессы);
− стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) и приемки продукции.
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, объектами стандартизации здесь являются термины и определения, обозначения, общие требования и нормы, методы, размерные и параметрические ряды по основным характеристикам, общие потребительские характеристики продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации.
К этому виду относятся и стандарты на системы управления качеством продукции, являющиеся организационно-методическими нормативными документами.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге). Эти стандарты содержат нормы и требования для параметров конкретной продукции в зависимости от ее вида и назначения [19, С. 162].
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к технологических процессах разработки, изготовления, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. В том числе эти стандарты устанавливают требования к маркировке товаров к упаковке, условиям транспортирования и хранения, обеспечивающим сохранение качества товара.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы и способы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. В них указываются правила и методы отбора проб, подготовки их к испытанию и проведения испытаний, правила обработки результатов испытаний.
Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, национальных стандартов и стандартов организаций. Деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.
Ведущими международными организациями в области стандартизации являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).
ИСО создана в 1947 году. В состав ИСО входят национальные организации по стандартизации около 100 стран (в том числе и России). ИСО разрабатывает стандарты во всех областях человеческой деятельности, кроме электротехники, электроники и связи, которые входят в компетенцию МЭК. Всего ИСО разработано около 8 тысяч международных стандартов. На долю ИСО и МЭК приходится около 90 % всех разработанных международных стандартов.
Государственная системы стандартизации России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:
- принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений (метод обложки);
- принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.
Утвержденные в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира [5].
Данные стандарты сконцентрировали большую часть передового опыта менеджмента качества поставляемой потребителям продукции (в том числе отечественного опыта по управлению качеством). Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие международным стандартам ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции [11, С. 26].
Концепция, заложенная в стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.
В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.
Выводы по главе 1: в данной главе рассмотрены роль и значение управления качеством продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия. Качество - наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого. Качество услуги - обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею. Качество продукции - это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. Управление качеством продукции - постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще. Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей: полезностью; определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия; конкурентоспособностью предложения. Чтобы обеспечить лидирующее положение предприятия на рынке, важной стратегической задачей предприятия становится опережение конкурентов в качестве своей продукции, разработке и освоении новой продукции, новой технологии, дизайна, уровней издержек производства, цен, нововведений в системе распределения и сбыта.
Изучено нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению качеством. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. Основу государственной политики в сфере обеспечения безопасности и качества товаров и услуг составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», а также постановления Правительства РФ и иные нормативные акты.
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Никулинский Универсал» по управлению качеством продукции (услуг)
2.1. Общая характеристика
Торговая фирма ООО «Никулинский Универсал» была образована как Общество ограниченной ответственности. Вид деятельности: реализация пищевых продуктов и хозяйственных товаров (приложение 2).
ООО «Никулинский Универсал» находится по адресу: Тульская область, Алексинский район, пос. Новогуроский.
Данная фирма имеет свидетельство и занесена в государственный реестр РФ.
ООО «Никулинский Универсал» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством РФ и действующим на основании Устава.
ООО «Никулинский Универсал», как юридическое лицо, свои экономические отношения с государством регламентирует через основные законы: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Закон «О защите прав потребителей» и др.
В Уставе предприятия раскрыты: общие положения, цель и виды деятельности предприятия, правовое положение ООО «Никулинский Универсал», уставный капитал организации, организационная структура Общества и ответственность руководителя ООО «Никулинский Универсал», учет и отчетность и т.д.
Налоговая система регулирует отношения предприятия с государством, она призвана стимулировать формирование доходов государства. ООО «Никулинский Универсал» является плательщиком всех налогов, предусмотренных налоговым законодательством.
В ООО «Никулинский Универсал» покупатели самостоятельно отбирают товары и доставляют их к расчетно-кассовому узлу. В магазине продаются товары повседневного спроса, хорошо знакомые покупателям. Покупателям достаточен тот объем информации, который имеется на упаковке и ценнике. Такая форма организации торговли позволяет снизить торговые издержки и, при необходимости, назначить более низкие цены на товар.
Информация о работе Управление качеством торгового предприятия