Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:41, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления персоналом в условиях рыночной экономики на примере ООО «Страз».
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда задач, последовательно раскрывающих тему работы:
• раскрыть сущность и значение системы управления персоналом;
• рассмотреть принципы и методы управления персоналом;
• изучить основные направления управления персоналом;
• дать характеристику предприятию, проанализировать кадровый потенциал и трудовые показатели предприятия;
• проанализировать систему управления персоналом на предприятии;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии и оценить эффект предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом организации ………..……………………………………………………………
1.1 Сущность и значение системы управления персоналом организации ……………………………………...……………………
1.2. Организационная структура системы управления персоналом …..…….…………………………………………………………..
1.3. Методы управления персоналом…………………………….….
1.4. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Страз»…..…….…………………………………………………
ГЛАВА 2. Совершенствования системы управления персоналом ООО «Страз»………………………………………………………….
2.1. Анализ и оценка кадровой политики ООО «Страз»……….….
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия ООО «Страз»..…
2.3. Оценка результативности управления персоналом предприятия ООО «Страз»…………………………………..……….….
2.4. Совершенствование организации управления персоналом на предприятии ООО «Страз»…………………………….…….….
ГЛАВА 3. Безопасность жизнедеятельности……………………………...
3.1. Факторы и условия труда определяющие БЖД на промышленном предприятии……………….…………………………….
3.2. Аттестация и сертификация рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности………………………………..………….
Заключение………………………………………………….…………………..
Список использованной литературы………………………….……………….
Приложения……………………………………………………………………..
Для облегчения тяжелого физического труда используют различные машины, инструменты, обеспеченные системой средств управления. К последним предъявляются эргономические требования с учетом физиологических и физических особенностей человека. Эргономические требования, в свою очередь, учитывают не только принципы технической эстетики, технологичности, удобства эксплуатации, но и безопасности, беря за основу мышечную силу человека.
Требования к взаимному расположению рабочих мест указаны в ГОСТ 21 958—76, а к расположению элементов рабочего места — в ГОСТ 22 269—76.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда (1982 г.) подъем тяжестей до высоты 1,5 м и перемещение их при чередовании с другой работой в течение рабочей смены ограничивается 15 кг; подъем тяжестей на высоту более 1,5 м — 10 кг. Если работник в течение всей рабочей смены занимается только подъемом и перемещением тяжестей, то масса грузов ограничивается 10 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены, при этом не должна превышать 7 т, при перемещении грузов на тележках или в контейнерах — 15 т.
Максимальный разовый груз для мужчин составляет 50 кг, в том числе для грузчиков — 80 кг. Поднятие и перемещение груза массой более 500 кг допускается только с помощью грузоподъемных машин и устройств. Для женщин нормируемый груз уменьшается до 8 кг.
В основе умственной деятельности или умственного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Если информация воспринимается в основном зрительным и слуховым анализаторами, то переработка ее и принятие решений — функциями центральной нервной системы (ЦНС) с включением таких высших психических функций, как внимание, память, воображение, мышление и т.п. Поэтому физиологические сдвиги при умственном труде наблюдаются прежде всего в ЦНС. Через ЦНС физиологические сдвиги проявляются в работе других систем человека. Так, при умственной работе снижается уровень сахара в крови, увеличивается содержание неорганического фосфора, холестерина, креатина. Когда умственная работа связана с нервно-эмоциональным напряжением, повышается кровяное давление, учащается пульс до 115 ударов в минуту, увеличивается количество эритроцитов и т.д.
Если физическая работа характеризуется тяжестью, то умственная — напряженностью труда. Таким образом, нарушение физиологических функций человеческого организма наблюдается как при физическом, так и при умственном труде.
При умственном труде происходит также нарушение психических функций: снижаются память, внимание, уровень мышления и др. Нарушение психических функций возможно и при тяжелом физическом труде, а также при наличии в процессе деятельности неблагоприятных гигиенических факторов среды. Например, при возникновении шума с уровнем 100 дБ концентрация внимания сразу после воздействия шума уменьшается более чем на 30%.
Как правило, умственный труд сочетается с пониженной мышечной активностью — гипокинезией, которая так же вредна, как и чрезмерно высокая мышечная активность. Гипокинезия вызывает заболевание под названием «гиподинамия» — нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, связанных с пониженной мышечной активностью.
При высокой напряженности умственного труда страдает психика человека, возникают нервно-психические заболевания. В случае предъявления повышенных психофизиологических требований к деятельности при приеме на работу рекомендуется проводить профессиональный отбор.
В ходе выполнения физической и умственной работы в зависимости от величины нагрузки, состояния внешней среды и здоровья человека может развиваться состояние пониженной работоспособности, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается как возникновение чувства усталости.
Ввиду сложности и многогранности деятельности человека сложны и многообразны ее условия. Изучением, совершенствованием и оптимизацией условий труда занимаются экономисты, психологи, социологи, гигиенисты и инженеры. Каждый из них рассматривает условия труда со своих позиций, преследуя конкретные цели: повышение производительности труда, улучшение управления производством или машинами, совершенствование организации труда, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и т.д. Это привело к возникновению самых разных классификаций условий труда, их элементов и факторов. Для выявления всех элементов, составляющих условия любой деятельности человека, необходимы философско-методологический и системный подходы, выявляющие как внутреннюю, так и внешнюю среду обитания. Внутренняя среда определяется элементами, с которыми непосредственно связана деятельность человека. Внешняя среда обитания в широком смысле — это экосистема или биосфера, включающая в себя и физическую материальную, и социальную среды. Таким образом, по материальной сущности внешнюю среду обитания человека в широком смысле (назовем ее макросредой) можно представить прежде всего в виде взаимосвязанных и взаимозависящих элементов: «Физическая среда — социальная среда» или «Материально-вещественная среда — общественная среда».
В основу классификации физической среды положена схема, предложенная гигиенистом С. И. Каплуном еще в конце 20-х годов XX века. Однако она отражает только биологически значимые (гигиенические) элементы (излучения, шум, пыль и т. д.), а также физические и эмоциональные нагрузки, которые получили название соответственно гигиенических и психофизиологических. Они служат причиной заболевания человека либо снижения его работоспособности. Вместе с тем с точки зрения охраны труда к физической среде следует относить и те элементы, которые вызывают несчастные случаи, аварии, пожары и другие нежелательные явления, наносящие вред или ущерб: предметы, средства и продукты труда, а также природные элементы. Последние включают в себя географо-ландшафтные объекты (осыпи, скалы, ледники, реки и т. п.), стихийные природные (ветер, землетрясение, молния и т. п.), горные (внезапные выделения газа из горных пород, обвалы и т. д.) процессы и явления. Природные элементы часто способствуют производственному травматизму и профессиональной заболеваемости в горной промышленности, строительстве, геологии и др.
Социальная среда обусловлена прежде всего личностными и общественными (экономическими, организационными, управленческими и т. д.) отношениями.
С другой стороны, по генезису (от гр. genos — рождение) среду обитания человека можно представить состоящей из природной среды и искусственной (антропогенной): производственной, или трудовой, и бытовой, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Производственная (трудовая) среда состоит из элементов, которые, в свою очередь, составляют природные, а также производственно-технические и производственно-гигиенические условия, производственный быт и производственно-социальные (производственные социокультурные) условия.
Производственно-технические условия включают в себя такие элементы, как техника, технология, используемые материалы и сырье, продукты деятельности (целевые и побочные). Продуктом деятельности человека можно считать и полученную информацию.
Производственно-гигиенические условия определяются биологически значимыми элементами: гигиеническими (элементы микроклимата, пыль, газы, шум, вибрация, излучения) и психофизиологическими (физическая и умственная нагрузка, сменность работ, монотонность труда и т.д.).
Производственный быт определяется наличием санитарно-технических систем (вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и др.), бытовых помещений (душевых, гардеробных, саун, помещений для охлаждения или обогрева работников, хранения, сушки, очистки и ремонта спецодежды и обуви, личной гигиены женщин, маникюрных и др.), специальных вспомогательных помещений. К характеристикам производственного быта можно также отнести чистоту и эстетизацию производственных, бытовых и вспомогательных помещений, а также территории предприятия.
Производственная социокулътурная, или производственно-социальная, среда определяется наличием законодательных актов по ОТ, ООС, ГО; состоянием управления безопасностью, т. е. состоянием организации, планирования, контроля, анализа, оценки состояния охраны труда, стимулирования за работу по охране труда, обучения по вопросам безопасности на предприятии и организации труда и отдыха. К производственно-социальной среде можно отнести также содержательность и мотивацию труда; психологическую устойчивость персонала (участников труда), выраженную в отрицательном отношении к нарушителям правил и норм безопасности труда; личностные качества персонала (отношение к дисциплине труда, общеобразовательную и профессиональную культуру, действие или бездействие лиц, создающие угрозу жизни и здоровью других и т. д.); социальное страхование и социальное обеспечение в случаях производственного травматизма и заболеваемости; наличие или отсутствие льгот и компенсаций за вредные, опасные и тяжелые условия труда и т.п.
Производственная социокультурная среда зависит, прежде всего, от состояния государственно-правовой среды: наличия законодательных актов по безопасности, типа государственного строя, политической стабильности в стране и т. п., а также активности в решении проблем безопасности самих трудящихся.
Элементы условий труда в действии преобразуются в факторы, воздействующие на человека непосредственно или причинно, или вызывающие производственные аварии. Классифицировать эти факторы мы можем так же, как и среду обитания, по материальной сущности и генезису, сферам изучения и т. д. Поэтому прежде всего мы можем выделить материальные и общественные, природные и искусственные (техногенные и социогенные) факторы.
В настоящее время перечень непосредственно действующих негативных природных и техногенных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. Безусловно, производственная среда является основным генератором таких факторов. Наряду с природными и техногенными непосредственно действующими негативными факторами следует выявлять и социогенные, определяемые свойствами личности и общественными отношениями. Социальные факторы, как правило, являются причинными.
Кроме указанных признаков для классификации факторов можно использовать и другие: по сфере изучения, природной сущности, опасности воздействия, времени проявления.
Государственный стандарт (ГОСТ 12.0.003—74) выделяет следующие группы вредных и опасных производственных факторов: физические, химические, биологические и психофизиологические. Эту классификацию можно представить как классификацию по природной сущности. Однако следует отметить, что данный стандарт охватывает в основном материально-вещественные факторы без учета причинных социогенных факторов.
3.2. Аттестация и сертификация рабочих мест по условиям
труда и травмобезопасности
Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 и Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.013—94).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
• планирования и проведения мероприятий по охране и улучшению условий труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
• сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
• обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
• решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при устранении разногласий в судебном порядке;
• рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
• включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
• ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
• составления статистической отчетности об условиях труда, льготах и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда по форме № 1-т (условия труда);
• применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последней аттестации.
Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия предприятия и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации.
При аттестации рабочих мест проводятся оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитываются обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность таких средств.
Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.