Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования управления поведением персонала в УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Задачами дипломной работы являются:
изучение сущности управления поведением персонала и его особенностей;
– изучение методических подходов к оценке управлением персонала;
– знакомство с особенностями зарубежного опыта систем управления персоналом
Введение
4
Теоретические основы управления поведением персонала .............
7
Сущность управления поведением персонала……………………
7
Методические подходы к оценке управления персоналом……...
15
Особенности зарубежного опыта систем управления персоналом ………………………………………………………………
26
Анализ управления поведением персонала на УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»……………….....................
31
2.1Технико – экономическая характеристика УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»…………………………….
31
2.2 Оценка обеспеченности УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» персоналом………………………………………….
38
2.3 Экономический анализ мотивации труда на УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»…………………………….
55
3 Пути совершенствования управления поведением персонала .........
68
3.1 Направления совершенствования управления персоналом ...........
68
3.2 Экспертная оценка эффективности управления персоналом ........
78
Заключение…………………………………………………………. ......
83
Список использованных источников .....................................................
89
Приложения………………………………………………………….
92
В Европейских странах также большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, но в отличие от американского менеджмента, где лидерами в этой области являются крупные компании, наилучшие предпосылки для повышения квалификации имеются на малых и средних предприятиях. Акцент делается в основном на самообразование, а не на семинары и курсы во внешних учебных заведениях.
Во Франции применяется программа обучения «Challenge +», имеющая целью развитие и создание в стране новых предприятий инновационного направления. Программа поддерживается государством.
В Японии большое внимание уделяется обучению персонала хорошим манерам, т.к. японский менеджмент базируется на уважении к коллегам и на осознании единства и целостности всего персонала в организации
Особую роль в использовании трудового потенциала стали играть полномочные кадровые службы. По своим функциям, уровню профессиональной компетентности работников, техническому оснащению, методам работы они давно переросли из офисов по хранения кадровой документации в солидные кадровые подразделения.
Изложенные направления изменений, происходивших в систему управления персоналом американских компаний, справедливы во многом и для компаний Японии. Однако, несмотря на наличие сходных процессов, управление персоналом является наиболее характерной областью деятельности, в рамках которой японские компании наглядно демонстрируют качественное отличие своего практического опыта от американского. В японских компаниях большую роль играет отел кадров, т.к. на него возложена функция подбора и расстановки персонала. Тогда как на американских компаниях собеседование проводит менеджер, к которому нанимается кандидат. Большое значение японские управляющие придают справедливому отношению к работнику, т.к. в ряде случаев управляющие, руководствуясь благими намерениями, предпринимают меры, справедливые по отношению к одним работникам и несправедливые по отношению к другим. Поэтому ценится в управляющих умение выслушать проблемы подчинённого, вникнуть в них и решить проблему. В противоположность этому американские менеджеры, решая подобные проблем, применяют шаблонные приёмы.
Одной из ключевых проблем управления на американских компаниях является преодоление обособленности подразделений, в которых наблюдается тенденция к зацикливанию на своих задачах и недооценке важности контактов с другими подразделениями. В результате снижается общая эффективность.
Японская система управления нацелена не на получение в ближайшее время прибыли, а на обеспечение стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперёд. Одно из направлений совершенствования управления человеческим фактором является концепция «реинжиринга» (основатели этой концепции Майкл Хаммер и Джеймс Чампл) )[27,с.58]. Авторы считают, что в современную эпоху организации необходимо создавать путём объединения отдельных операций и производственных функций в целостные процессы, которые уже не будут разделяться между различными структурными отделами. Соответственно, обеспечение каждого такого процесса (от входа его в организацию до его выхода) будет осуществляться одним работником или группой. При этом все члены команды должны быть способны не только к выполнению всего цикла операций, но и полностью взаимозаменяемы. В силу этого фирма должна готовить работников, ориентированных на целостный производственный процесс. Тогда, как традиционная система управления базировалась на развитой системе разделения труда, т.е. производственный процесс разделяется на отдельные операции, выполняемые различными членами организации.
Реинжиринг нацелен на быстрые и принципиальные изменения, решительное отбрасывание всего неэффективного. Тогда как прежние системы ориентированы на постепенные и небольшие изменения, на отдельные улучшения и поправки.
Подводя итог данной главы можно сделать следующий вывод. Под управлением персонала, или менеджментом персонала, понимается система видов деятельности, прежде всего управленческой, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.
Наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.
Эффективность работы персонала правомерно рассматривать как часть общей эффективности общественного производства.
В настоящее время нет единого подхода к проблеме измерения эффективности работы персонала. Сложность заключается в том, что процесс т рудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами, социальной деятельностью общества, экономическим развитием предприятий.
В Европейских странах большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, но в отличие от американского менеджмента, где лидерами в этой области являются крупные компании, наилучшие предпосылки для повышения квалификации имеются на малых и средних предприятиях. Акцент делается в основном на самообразование, а не на семинары и курсы во внешних учебных заведениях.
Во Франции применяется программа обучения «Challenge +», имеющая целью развитие и создание в стране новых предприятий инновационного направления. Программа поддерживается государством.
В Японии большое внимание уделяется обучению персонала хорошим манерам, т.к. японский менеджмент базируется на уважении к коллегам и на осознании единства и целостности всего персонала в организации
Особую роль в использовании трудового потенциала стали играть полномочные кадровые службы. По своим функциям, уровню профессиональной компетентности работников, техническому оснащению, методам работы они давно переросли из офисов по хранения кадровой документации в солидные кадровые подразделения.
В японских компаниях большую роль играет отел кадров, т.к. на него возложена функция подбора и расстановки персонала. Тогда как на американских компаниях собеседование проводит менеджер, к которому нанимается кандидат.
Одной из ключевых проблем управления на американских компаниях является преодоление обособленности подразделений, в которых наблюдается тенденция к зацикливанию на своих задачах и недооценке важности контактов с другими подразделениями. В результате снижается общая эффективность.
Японская система управления нацелена не на получение в ближайшее время прибыли, а на обеспечение стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперёд.
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ
ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА НА УП
«ГОМЕЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ
ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ»
2.1 Технико – экономическая характеристика
УП «Гомельское
отделение
Белорусской железной дороги»
Сегодня отделение дороги расположено в пределах следующих станций (включительно): Житковичи, Словечно, Терюха, Тереховка, Закопытье, Рогачев, Красный Берег и включает в себя 71 железнодорожную станцию, из которых 26 открыто для грузовых операций. Решающими станциями являются: Гомель- двухсторонняя, сортировочная с двумя механизированными сортировочными горками; Жлобин – односторонняя, сортировочная, с немеханизированной сортировочной горкой; Калинковичи – участковая, односторонняя, с немеханизированной сортировочной горкой; Барбаров – грузовая, односторонняя с механизированной сортировочной горкой; Речица – грузовая, односторонняя. По объему выполняемой работы на отделении дороги 4 станции – внеклассные, 1 станция – 1 класса, 3 станции – 2 класса, 6 станций – 3 класса, 20 станций – 4 класса, 37 станций – 5 класса.
Для обеспечения безопасности движения и эффективного использования технических средств управление перевозочным процессом осуществляется с диспетчерского круга, которых на отделении дороги пять : Гомельский узел и участок Гомель – Калинковичи, оснащенный системой диспетчерской централизации « ДЦ Минск»; участок Жлобин – Калинковичи – Житковичи и участок Жлобин – Гомель - Тереховка оснащенные системой «ДЦ Нева»; Калинковичский узел, оснащенный системой « ДЦ Неман»; Жлобинский узел без оснащения ДЦ.
Участки: Гомель – Калинковичи – однопутный, с двухпутными вставками, протяженностью 127км; Жлобин – Калинковичи – однопутный, протяженностью 101км; Калинковичи – Житковичи – однопутный, протяженностью 104км; Калинковичи – Словечно до станции Мозырь однопутный, далее Словечно двухпутный, протяженностью 80км; Гомель – Тереховка двухпутный, протяженностью 39км.
Отделение дороги обслуживает 1859км. развернутой длины путей, 2293 стрелочных перевода, 238 переездов, 212 искусственных сооружений.
В состав отделения входят 3 локомотивных депо (Гомель, Жлобин, Калинковичи). Приписной парк тепловозов в них насчитывает 145 единиц. Годовая программа обслуживания тепловозов составляет 26290ед. и годовая программа обслуживания дизель–поездов - 12065 ед. Коэффициент использования производственных мощностей участков эксплуатации тепловозов и дизель-поездов в пределах 0.72-0.86. Коэффициент использования участков ремонта тепловозов 0.65 – 0.96.
Два вагонных депо (Гомель и Жлобин) обеспечивают эксплуатационную работу и ремонт инвентарного парка грузовых полувагонов в количестве 4916единиц.
Приписной парк пассажирских вагонов насчитывает 252 вагона, из них:
купейных – 62, плацкартных – 149 , с мягкими двухместными купе (СВ)- 5 , межобластного типа с местами для сидения – 26, ресторанов – 5.
На Гомельском отделении
находятся три крупных
Все основные направления, протяженностью 737,3км оборудованы путевой автоблокировкой. Полуавтоматическая блокировка регулирования движения поездов выполнена на участках Тереховка-Круговец, Василевичи-Хойники, Ипуть-Сож, Хальч-Жлобин Подольский,протяженностью 86км.
Все стрелочные переводы,
лежащие в главных и приемо-
Отделение дороги обслуживает 1407 км. высоковольтных линий электроснабжения, 587,3км низковольтных линий электроснабжения, 109 трансформаторных подстанций.
Все имеющиеся устройства позволяют обеспечить существующие объемы перевозок с соблюдением требований безопасности движения поездов.
Переработка грузов на отделении осуществляется ТЭР ДУП «Гомельжелдортранс», которое имеет погрузучастки по станциям Центролит, Жлобин, Светлогорск, Речица, Калинковичи и погрузпункты по станциям Буда-Кошелевская, Рогачев, Хойники, Ельск, Житковичи, а также четыре контейнерные площадки, из них две по переработке крупнотоннажных контейнеров, 10 погрузо-разгрузочных площадок для переработки тяжеловесных грузов, 12 повышенных путей, 6 грузовых складов из них один ангарного типа. Имеющиеся в наличии площади и механизмы обеспечивают устойчивую работу и возможность увеличения объемов грузопереработки.
На отделении 263 предприятия имеют подъездные пути. Общая протяженность которых составляет 711,08км., из них 534,282км находится на балансе предприятий. Погрузка вагонов на подъездных путях составляет 95% к общей погрузке на отделении, а выгрузка – 85% к общей выгрузке отделения. В среднем в сутки на подъездных путях грузится 854 вагона и выгружается 453 вагона. На подъездных путях предприятий имеется достаточное количество погрузо-разгрузочных механизмов для производства погрузки и выгрузки различного рода грузов.
На балансе отделения дороги состоят три весоповерочных вагона.
Весовые бригады отделения дороги обслуживают 38 вагонных весов. Весовое хозяйство оказывает услуги по предоставлению весоповерочных вагонов с обслуживающим персоналом по просьбе клиентов для поверки тензометрических вагонных и автомобильных весов.
Отделение дороги как
транспортное республиканское унитарное
предприятие учреждено и
Учредителем Предприятия является Республика Беларусь в лице Объединения «Белорусская железная дорога».
Действует на основе законодательства Республики Беларусь, нормативных актов Белорусской железной дороги и Устава.
Имущество Предприятия
составляют основные фонды и оборотные
средства, а также иные ценности,
стоимость которых отражается на
самостоятельном балансе
Источниками формирования
имущества Предприятия
Доходы предприятия от перевозок пассажиров, грузов и багажа и осуществление других транспортных услуг формируются через единую (централизованную ) систему расчетов Белорусской железной дороги.
Финансирование Предприятия за выполненные работы и оказанные услуги осуществляется Белорусской железной дорогой по установленным дорогой расчетным ценам на измерители объема выполненных работ.
Валюта, получаемая от внешнеэкономической деятельности по перевозкам (кроме дополнительных сборов), осуществляемой непосредственно отделением дороги, зачисляется на валютный счет Белорусской железной дороги; валюта, получаемая от внешнеэкономической деятельности по дополнительным сборам и по подсобному хозяйству, зачисляется на валютный счет отделения дороги.