Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:23, дипломная работа
Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует совершенствования в подготовке и переподготовке кадров.
Определение состава специалистов тесно связано с уровнем их специализации на офисной деятельности. Так, собственно управленческий персонал может полностью осуществлять управленческую и офисную деятельность (как это имеет место для элементарных управляемых процессов, где указанный персонал воплощается в одном человеке, - мастер, бригадир и т. п.), может быть полностью освобожден от офисной деятельности (менеджеры высшего уровня и государственные руководители), может наряду с основной (управленческой) деятельностью выполнять некоторые задачи офисной деятельности. В двух последних вариантах необходимы специалисты, для которых осуществление офисной деятельности является основной работой. Это секретари, помощники, референты, офис-менеджеры, специалисты по информационному обеспечению и т. п.
Квалификация офисного персонала
определяется, прежде всего, наличием
соответствующей
- получение среднего
- получение высшего образования
(референты; руководители
- подготовка и переподготовка
на различных краткосрочных
1.2 Сущность и
содержание организации
Одним из важных факторов обеспечения лидерства компании на рынке является качественный персонал– образованный, квалифицированный, хорошо знающий состояние дел в своей отрасли, а также идеи и технологии, применяемые компаниями-конкурентами. Отобрать такой персонал, обучить, воспитать и переподготовить – задача первостепенной важности для всякой фирмы.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. В современных условиях важнейшим условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, собственная работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного поиска новаций и нововведений – все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания [4].
Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.
Подготовка квалифицированных
кадров затрагивает множество
1) гарантии (сохранении) рабочего места;
2) возможность профессионального роста на производстве;
3) доходах работника.
Кадры – основной (штатный)состав подготовленных, квалифицированных работников предприятия, учреждения, партийных, профсоюзных и общественных организаций той или иной отрасли деятельности. В широком смысле – вообще все постоянные работники [5].
В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство.
Появление новых технологий
ведет к качественному
– характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;
– анализ профессионального состава и расстановки кадров;
– определение единых принципов,
форм и методов повышения
– расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;
– направления распределения кадров;
– мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;
– работа с резервом кадров
(определение потребности, набор
и выдвижение, основные направления
подготовки и соответствующие мероприятия)
– подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;
– подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;
– направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;
– работа с выпускниками школ и институтов;
– особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;
– установление связей по обмену кадров;
– подготовка руководителей нижнего звена;
– подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;
– примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;
– мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
Переподготовка (переобучение)
организуется для освоения новых
профессий высвобождаемыми
Переподготовка состоит из следующих стадий:
– изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у сотрудников организации оно занимает 2–3 дня;
– обучение и закрепление новых способов выполнения операций;
– приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.
Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники.
Обучение и подготовка – две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка – с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов).
Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения [6].
Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда [7].
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей [8].
Организация — это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели [9].
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции подготовки и обучения квалифицированных работников.
1 Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющее отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но сточки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а так же укрепляет чувство собственного достоинства.
2 Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.
3 Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя и т.п.
Таким образом, предметом подготовки кадров с помощью обучения являются: знания – получение теоретических , методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем мечте; умения – способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности – совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Подготовкой кадров занимаются в профессионально- технических училищах, высших образовательных учреждениях или же в офисе какой-либо организации.
Существует несколько видов профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Рассмотрим подробнее характеристики подготовки и переподготовки кадров в организации в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика видов профессиональной подготовки кадров.
Виды подготовки кадров |
Характеристика |
1. Профессиональная подготовка кадров, в том числе: |
Приобретение знаний, умений навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. Обучается учащаяся молодежь. |
1.1. Профессиональная начальная подготовка |
Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамент для дальнейшей профессиональной подготовки |
1.2. Профессиональная специализированная подготовка |
Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей в целях овладения профессией. |
2. Профессиональная |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами общения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности. |
Подготовка, переподготовка кадров — важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.
Подготовка, переподготовка работников в организации в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами
В связи с постоянными изменениями на рынке, организации приходится меняться самой, всей системе вместе с сотрудниками. Отсюда и требования гибкости (подвижности) подготовки и переподготовки сотрудников, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда.