Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:23, дипломная работа
Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует совершенствования в подготовке и переподготовке кадров.
д) анализ конкретных деловых ситуаций: направлен на развитие профессиональных знаний и навыков. Характеризуется глубоким и детальным исследованием участниками обучения реальной или имитированной ситуации, которое выполняется для того, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства, выработать подход решения подобных ситуаций.
е) обучение по созданию и развитию команды – направлено на развитие отношений;
ж) мозговой штурм – направлен на развитие творческих навыков, инновационности;
и) конференции и семинары – приобретение и обмен знаниями и технологиями, развитие отношений.
После подготовки сотрудников в фирменном обучающем центре, они получают следующие знания и качества:
• Навык формирование управленческой команды;
• Стратегическое видение бизнеса;
• Умение управлять стратегическими изменениями развития бизнеса;
• Способность принимать решения в условиях неопределенности;
• Самодисциплина и организованность;
• Умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов;
• Способность налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами;
• Умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива;
• Способность к ведению переговоров и убеждению в своей пози-ции.
3.3 Рекомендации по созданию фирменного обучающего центра
Серьезным фактором успешного
развития кадровой работы ОАО "МТС"
является создание фирменного обучающего
центра для постоянного
Реализация стратегии успешного повышения квалификации сотрудников заключается в идее "идти от профессиональных знаний и навыков сотрудника на его реальном рабочем месте". Надо, чтобы конкретное рабочее место было описано набором требований к знаниям, умениям, навыкам сотрудника, занимающего это место, причем с учетом перспективы развития этого места и, естественно, сотрудника. И эта разница между требованиями к работнику и реальным уровнем его квалификации является базой для выбора схемы обучения.
Примерный спектр услуг фирменного учебного центра в ОАО "МТС" может быть следующим:
- осуществление таких форм повышения квалификации как курсы, семинары, стажировки, в том числе по иностранному языку и компьютерной подготовке. С каждым обучающимся заключается соответствующий контракт, и в случае его нарушения включаются штрафные санкции;
- определение (совместно с руководителями подразделений) необходимого объема требуемых знаний и форм текущего обучения сотрудников;
- регулярная оценка профессиональных качеств работника, уровня его квалификации, соответствия имеющихся знаний и навыков должностной инструкции;
- инструктаж по вновь вводимым технологиям;
- информационное обеспечение сотрудников.
Можно рекомендовать следующий порядок обучения сотрудников:
- вновь принимаемые сотрудники (кроме технического персонала) в период испытательного срока проходят 8 – 16-часовой вводный курс (с отрывом от производства) по изучению соответствующих нормативных документов, структуры фирмы, основных направлений и принципов работы;
- принимаемые вновь или назначаемые на новую должность руководители, а также перемещаемые в должности специалисты проходят после назначения с отрывом от работы соответствующий 24 – 32-часовой курс обучения;
- руководители офисов продаж ОАО "МТС", как правило, должны проходить обучение по одной из программ, определяемых руководством ОАО "МТС" (на курсах, семинарах, в институте повышения квалификации, либо стажируются в России или за рубежом);
- работники массовых профессий ежегодно должны обучаться на курсах повышения квалификации;
- все работники должны проходить инструктаж по мере выхода новых нормативных и распорядительных документов, относящихся к их деятельности.
Остальные виды обучения сотрудников определяются руководителями офисов продаж на основе ежегодных планов повышения квалификации.
Рекомендуется также создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня, деловой квалификации работников и знания инструктивных документов. Главная задача – систематическая проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их должностной инструкции.
Для повышения эффективности
системы профессионального
- возможность для специалиста сохранить работу в компании, если к нему ранее предъявлялись претензии в отношении недостаточной квалификации;
- стремление специалиста получить повышение в должности или в зарплате;
- интерес сотрудника к овладению новыми знаниями и навыками с целью приобретения смежной профессии;
- желание сотрудника в перспективе занять руководящую должность в фирме.
Много вопросов возникает с проблемой преподавателей учебного центра – ключевого звена качественных изменений в профессиональной годности специалистов. Западные учебные центры используют прекрасный вариант ротации специалистов ведущих подразделений для их временного перевода на преподавательскую работу в обучающие подразделения. В этом случае за специалистом, переведенным из подразделения в учебный центр, сохраняется рабочее место. Обычно он возвращается на рабочее место через год-полтора, ничего не теряя в условиях оплаты.
Качественное решение проблемы повышения квалификации предполагает обучение не отдельных сотрудников подразделения, а, желательно, всего подразделения. В противном случае теряется эффект от обучения отдельных групп и сотрудников. В крайнем случае, должна составляться группа людей (критическая масса обучаемых), повышение квалификации которых положительно повлияет на профессионализм подразделения в целом.
При организации обучения
необходим жесткий принцип
Для создания своего собственного фирменного учебного центра нам необходимо:
- составить план, расчитать бюджет, учитывающий поступления и траты;
- пишем план для сотрудников, кто будет обучать, какие программы;
- выделить помещение, (сделать
ремонт при необходимости)
- закупить оборудование (проектор, демонстрационные и раздаточные материалы, материалы для тренингов и психологических игр и т. д.);
- взять программу обучения в Корпоративном университете ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
Рассчитаем экономическую эффективность такого мероприятия по внедрению программы обучения для исследуемого офиса продаж ОАО "МТС".
Эффект воздействия программы обучения работников на производительность труда и качества продукции может быть определен по следующей формуле[15]:
E=P*N*V*K-N*Z, (3.1)
где: P – продолжительность программы обучения на производительности труда и другие факторы результативности;
N – количество обученных работников;
V – стоимостная оценка
различия в результативности
труда лучших и средних
K – коэффициент,
Z - затраты на обучение одного работника.
Для исследуемого предприятия ОАО «Мобильные ТелеСистемы» при существующей системе обучения ежегодно обучение проходят в среднем 30 человек. Этого недостаточно для поддержания высокого квалификационного уровня сотрудников. Рассчитаем экономическую эффективность мер по улучшению системы образования. Ежегодно обучение и повышение квалификации должно предоставляться как минимум 50 сотрудникам (т.е. N=50).
Средняя стоимость обучения одного сотрудника составляет условно 5000 руб. (Z=500).
В условном примере стоимостная оценка различия труда лучших и средних сотрудников (специалистов) составит 5000 долл. (V=5000).
А коэффициент, характеризующий эффект программы обучения K выражает стоимостную оценку различия труда лучших и средних сотрудников (K=3\4).
Предположим, что эффект программы обучения имеет место в течение 2 лет (P=2).
Итак,
E=2*50*5000*3/4 – 50*500=3500000
Т.е., экономическая эффективность внедрения программы обучения составит 3500 тыч руб.
Но на так же надо рассчитать затраты на помещение и оборудование и т.д.
Таблица 5. Общая сумма затрат на предлагаемые мероприятия
Затраты |
Количество, шт |
Цена, руб. |
Общая сумма на год, руб. |
Покупка компьютера |
15000 |
75000 | |
Покупка программы для |
1 |
5000 |
5000 |
Покупка программы обучения рабочих (сетевая версия) |
1 |
20000 |
20000 |
Покупка обучающей литературы, создания электронной библиотеки |
- |
- |
0000 |
Введение в штатное расписание: - бизнес- тренера -инженера по программам |
1 1 1 1 |
15000 13000 |
180000 156000 |
ИТОГО: |
436000 |
Чистая прибыль на 2011 год составила 53000 тыс. руб. руб., затраты на предлагаемые мероприятия по усовершенствованию системы обучения кадров на предприятии составят 436,00 тыс. руб. Итого в распоряжении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» остается 52564 тыс. руб. (53000,00 – 436,00).
Разработанные рекомендации по совершенствованию системы обучения кадров позволят ОАО «Мобильные ТелеСистемы» изменить качественный состав персонала, улучшить подбор претендентов на вакантные должности, и проводить обучение персонала на высоком уровне.
Оцененить результативность обучения мы сможем после определения какой курс обучения проходил сотрудник. Методы измерения результативности краткосрочного и долгосрочного обучения различны. В первом случае оценка базируется на информации, касающейся приобретаемых знаний и навыков, практической ценности данного мероприятия, полученной от сотрудника, прошедшего обучение, и непосредственного руководителя. По окончании долгосрочного обучения обязательно оценивается эффективность, результативность деятельности сотрудника, посещавшего семинары, курсы или тренинги.
Критерии результативности краткосрочного обучения:
Для оценки сотрудники после обучения заполняют специальные анкеты и сдают их в службу управления персоналом, в которой проводится анализ и расчет результативности по данному критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы;
Сотрудник, прошедший обучение, выносит
на рассмотрение руководства предложения
по улучшению деятельности (отдела,
подразделения) с учетом полученных
знаний, которое оценивается с
точки зрения эффективности. Другой
вариант: служба персонала совместно
с руководителем разрабатывает
специальное задание в
3. удовлетворенность руководителя результативностью обучения.
Непосредственный руководитель заполняет анкету результативности обучения (см. приложение. 4), проводит оценку в баллах. Желательно это делать через 2–3 недели или месяц после обучения.
Подведение итогов оценки