Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель работы заключается в обосновании целесообразности и разработке механизма управления информационно-коммуникационной деятельностью в организации на примере ИП «Шалаев».
Достижение поставленной цели предполагает решение в ходе работы следующих основных задач:
• выявить сущность информационно-коммуникационной деятельности в организации, ее ключевые формы, определить роль и значение ИКД в системе управления организацией;
• выделить типы конкурентных отношений в информационной среде организации по аналогии с конкурентными отношениями на рынке товаров;
• разработать модель управления информационно-коммуникационной деятельностью организации, усовершенствовать механизмы контроля и коррекции эффективности коммуникаций организации с целевыми группами.
Введение…………………………………………………………………………
6
1
Организация как открытая социально-экономическая система и ее взаимодействие с внешней информационной средой………………………….
9
1.1
Социально-экономические системы и организация как их разновидность….
9
1.2
Организация как открытая социально-экономическая система и ее информационная среда…………………………………………………………
16
1.3
Информация и коммуникация в организации: классификация, функции, роль и значение в системе организационных процессов………………………
20
2
Формы и модели управления информационно-коммуникационной деятельностью (ИКД) организации как открытой социально-экономической системы……………………………………………………………………………
36
2.1
Связи с общественностью (publicrelations - PR) и реклама как формы информационно-коммуникационной деятельности, обеспечивающие адаптацию организации к динамичному окружению………………………….
36
2.2
Место и роль ИКД в системе управления организацией………………………
42
2.3
Модели управления информационно-коммуникационной деятельностью организации……………………………………………………………………….
46
2.4
Адаптационная модель управления ИКД ИП «Шалаев»"……………………..
48
Заключение……………………………………………………………………….
61
Список использованных источников….…………………
В то же время, внешнее воздействие,
выводящее систему из состояния
устойчивого равновесия, может привести
к накоплению в ней необратимых
изменений на определенном этапе. Эти
необратимые изменения могут
привести экономическую систему
в качественно иное состояние. Данное
замечание применимо в
Ключевым аспектом в различных
теориях, изучающих феномен организации,
является трактовка организации
как некой открытой социально-экономической
системы. Рассмотрим подробнее, каким
образом представители
В управленческой мысли представление
о значении окружения и необходимости
учитывать силы, внешние по отношению
к организации, появилось в конце
50-х годов 20 века в рамках системного
подхода. Для руководителя подчеркивалась
необходимость рассматривать
Одну из распространенных
моделей организации как
В качестве разновидности
социально-экономической
В отличие от этих определений,
экономическая трактовка
Согласно системному подходу
между организацией и внешней
общественностью
1.2 Организация
как открытая социально-
Исследователи по теории систем определяют окружающую среду как все, что генерирует внешние воздействия на систему: информацию, энергию и материальные воздействия. «Внешняя среда организации представляет набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают действие на систему и не являются ее функциональной подсистемой».
Любая организация существует
в некоторой внешней среде. Организация
сама порождает свою внешнюю среду,
свои целевые группы. Внутренняя среда
же формируется совокупностью
Под термином «внешняя среда»
традиционно представители
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-ых годов 20 века, позволил расширить теорию систем за счет концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод управления определяется внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее. Ситуационная теория описывала взаимосвязи между измерениями окружения и признаками организации, например, чем стабильнее внешняя среда, тем формальнее внутренняя структура. По мнению ситуационных теоретиков, все относительно: метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости контекста, степени внешней враждебности и пр. Такой подход соответствует рассуждениям на уровне здравого смысла: специфика поведения организации определяется особенностями ситуации. Из теории ситуационных факторов «выросло» еще одно течение в менеджменте - школа внешней среды или окружения, которая ставит и руководство, и организацию в сильнейшую зависимость от внешней среды. Основные постулаты школы внешней среды:
- Внешнее окружение,
- Организация должна либо
адекватно реагировать на
- Руководство рассматривается
как пассивный элемент
Отметим, что среда в рамках этой школы трактуется очень широко и неопределенно, а именно как набор неких «внешних» сил - фактически всего того, что не является организацией.
Говоря о характеристиках внешней среды, один из классиков менеджмента Г. Минцберг подразделяет их на четыре основные группы:
- Стабильность. Окружение
организации варьируется от
- Комплексность. Окружение
организации варьируется от
- Разнообразие рынка. Рынки организации варьируются от интегрированных до диверсифицированных.
- Враждебность. Окружение
организации варьируется от
В действительности внешняя среда никогда не предстает в чистом виде -благоприятной или сложной, враждебной или щедрой.
Для более точного и четкого понимания предмета исследования введем понятие информационной среды организации ~ это информационное пространство, в котором существует организация. Оно состоит из совокупности информационных потоков, каналов, сообщений, имиджей, представлений, месседжей и т.д.
Информационную среду можно делить на внешнюю, которая включает в себя совокупность информационных каналов, потоков, сообщений за пределами организации и внутреннюю информационную среду — это вся информационная составляющая организации. Характеристики информационной среды организации:
- Подвижность - это скорость циркулирования информации во внешней среде организации, вернее, то, с какой скоростью новости об изменениях в окружении организации появляются в СМИ и в других информационных каналах. Как было выявлено наблюдениями исследователей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Таким образом, подвижность информационной среды вокруг организаций этих отраслей тоже будет выше.
- Сложность определяется числом источников и каналов информации, на которые организация обязана реагировать, а также уровнем вариативности каждого источника.
-Взаимосвязанность - это
уровень силы, с которой изменение
одного фактора воздействует
на другие факторы.
- Направленность: агрессивная
информационная среда - когда
во внешней среде организации
присутствуют какие-то
- Неопределенность среды
является функцией количества
информации, которой располагает
организация по поводу
Субъекты внешней
- средства массовой информации
- периодические печатные
- потребители информации
- те, кто получает и воспринимает
информацию об организации.
- партнеры - компании, обеспечивающие
и выполняющие по заказу
- информационные конкуренты
- компании, осуществляющие состязательные
действия в информационном