Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование финансового состояния предприятия на примере предприятия ОАО «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и значимость проведения анализа финансового состояния, дать описание источников информации, необходимых для проведения анализа.
Рассмотреть различные методики проведения анализа финансового состояния предприятия.
исследовать бухгалтерский баланс ОАО «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» за два года;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….6
1.1. Сущность, понятие финансового состояния организации и задачи его анализа…………………………………………………………………………6
1.2. Информационная база для проведения анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………….....10
1.3. Методы и методика анализа финансового состояния предприятия...........................................................................................................16
1.4. Особенности финансового анализа в России………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ШЕСТАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»…………………………………………………………...26
2.1. Анализ источников средств предприятия…………………………..26
2.2. Анализ имущества предприятия…………………………………….30
2.3. Анализ финансовой устойчивости…………………………………..32
2.4. Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности предприятия……………………………………………………………………...40
2.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия………46
2.6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности……………..48
2.7. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия………51
2.8. Оценка вероятности банкротства…………………………………...53
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОАО «ШЕСТАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»…………………57
3.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………………...57
3.2. Анализ прибыли от реализации……………………………………..58
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ШЕСТАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»…………………………………………………………...60
4.1. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности……………..60
4.2. Анализ финансовой рентабельности……………………………......62
4.3. Анализ рентабельности продукции…………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...68
Источник: [14, с.168]
В.В.Ковалев предлагает проводить экспресс-анализ финансового состояния по выше изложенной методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Рассмотрим далее методику анализа финансового состояния, предлагаемую И.Т.Балабановым в его книге «Основы финансового менеджмента». [5, с.370]
Движение любых ТМЦ,
трудовых и материальных ресурсов сопровождается
образованием и расходованием денежных
средств, поэтому финансовое состояние
хозяйствующего субъекта отражает все
стороны его производственно-
Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли. Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность производственно-торгового процесса. Уровень рентабельности определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.
В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие.
Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, НМА, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности, считает И.Т.Балабанов, является правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяет основное внимание.
Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:
Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.
Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на 1 (один) рубль вложенного капитала. Эффективность капитала – комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств, основных фондов и НМА. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям. [5, с.376]
Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования:
(1)
где П – прибыль;
А – амортизационные отчисления;
К – заемные средства;
З – кредиторская задолженность и др. привлеченные средства.
Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирование.
Принцип валютной самоокупаемости заключается в превышении поступлений валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает его.
Следующий источник по рассматриваемой
проблеме – это учебник под
редакцией Е.С.Стояновой «
Важнейшими коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управлении по Е.С.Стояновой, являются:
Важным инструментом
финансового менеджмента
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности. Предприятие, использующее кредит, увеличивает, либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага.
где ЭР – экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;
СРСП – среднерасчетная ставка процента;
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.
То есть для того, чтобы повысить рентабельность собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение собственных и заемных средств.
Большое внимание Е.С.Стоянова уделяет операционному анализу, называемому также анализом «издержки-объем-прибыль», – отражающим зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства/сбыта. [27, с.211]
Ключевыми моментами операционного анализа служит: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. [19, с.244]
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Вычислив порог рентабельности, получаем пороговое (критическое) значение объема производства – ниже этого количества предприятию производить не выгодно: обойдется себе дороже. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Наращивается и масса прибыли. [5, с.164]
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности. [17, с.312]
Так как в данной работе не используются элементы операционного анализа, то нет смысла более подробно останавливаться на выше описанном методе.
Все перечисленные выше методики имеют свои достоинства и недостатки. Исходя из поставленных целей, в данной работе используется методика проведения экспресс-анализа финансового состояния, предлагаемая В.В.Ковалевым.
Опыт проведения финансового анализа российских компаний в различных видах и изучение попыток выполнения классических аналитических процедур позволяют выделить основные проблемы «российской специфики» в этой области исследований.
Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива – неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета. [17, с.312]
Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, правилом «умелого» российского менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и неденежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», но она является годовой). [14, с.147]
В результате превалирования бартерных расчетов создается и культивируется иллюзия о поступательном развитии рыночных отношений в России, при которых предприятия реализуют свою продукцию якобы по рыночным ценам (на самом деле завышенных в силу консенсуса интересов участников бартерных сделок), получают за нее якобы выручку и выплачивают из нее якобы фискальные обязательства в государственный бюджет. [14, с.148]
В-третьих, стремление к
детализации финансового
В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически не возможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей. [14, с.149]
Ниже представлены общепризнанные в мировой практике стандарты основных финансовых коэффициентов (см. Табл.2):
Таблица 2
Стандарты основных финансовых коэффициентов
Показатель |
Нормативное значение |
Коэффициент автономии |
0,5-0,7 |
Коэф-т маневренности |
0,05-0,10 |
Коэф-т покрытия запасов |
1,0-1,5 |
Коэф-т текущей ликвидности |
1,0-2,0 |
Коэф-т абсолютной ликвидности |
0,1-0,2 |
Коэф-т быстрой ликвидности |
0,8-1,5 |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
1 |
Коэф-т обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования |
0,6-0,8 |
Рентабельность общая |
0,05-0,15 |
Рентабельность оборота |
0,05-0,15 |
Источник: [12]
Но, как показывают расчеты, российские компании, как правило, не отвечают многим из этих нормативных значений и могут быть отнесены в финансовом отношении к неблагополучным (на грани банкротства).
В-пятых, достаточно отдаленный от российской практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.
В-шестых, особенности российской бухгалтерии заведомо искажают результаты финансовой деятельности компаний. Необходимость учета курсовых разниц в бухгалтерском балансе привела к тому, что после дельвации долгосрочные иностранные кредиты были пересчитаны по текущему курсу Центробанка и обусловили значительные убытки российских компаний.
Наконец, исходная отчетность анализируемых компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный, а на горизонтальный анализ. [9, с.249]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ШЕСТАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»