Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
4. Целевая ориентация управленческих решений
Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие- одну цель решения имеют только очень простые задачи, и если целей решения задачи несколько, то между ними возможны и противоречия;- от точности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения задач, и, чем корректнее сформулирована цель, тем увереннее будет решена проблема;- если необходимо оставить несколько целей, то определяется главная, приоритетная цель, а по остальным формулируются ограничения;
- если обнаружатся
противоположные цели у разных
подразделений, к «общему
Цели и решения связаны между собой, имеют сходные и отличительные признаки:
1) признаки сходства:
направленность на позитивные
изменения объекта управления; ориентация
на миссию организации;
2) признаки различий: многовариантность решений и однозначность целей; эффективность в целях - ожидаемая, в решениях - реальная; возможность корректировки решений ниже, чем целей; финансирование целей ориентировочное, решений - реальное; выбор целей - творчество лица, принимающего решение, выбор решения возможен на компьютере;
3) признаки взаимосвязи: цель - начальный этап выработки решения; цель - основа контроля за исполнением решения; цель без решения бесплодна; решение есть механизм реализации цели; цель определяет выбор решения.
Простая цель имеет один тип решения, цель средней степени сложности - два или три варианта, сложные цели могут быть описаны многовариантными решениями. Целевые типологии - это совокупность и определенная последовательность процедур и операций, основанная на приоритете целей над ситуациями, они ориентируют решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий. Как процесс цель отражает принятую организацией стратегию развития. Как явление цель определяет конечный результат.
Разработка нового
управленческого решения
а) технократическую, которая должна занимать большую часть времени, это выполнение оправдавших себя управленческих процедур;
б) творческую, которая может присутствовать на любой стадии и требует развития определенных качеств и умения решать проблемы творчески.
Основной критерий для формирования управленческих решений - это наличие недопустимой проблемы в планировании, организации, мотивировании, контроле, координационной деятельности специалиста по управлению.
Целевые технологии принято делить на следующие виды:
1) инициативно-целевая
технология основана на выдаче
заданий без указания средств
и методов их выполнения. Руководитель
называет конечную цель и
2) программно-целевая технология - это упреждающее управление; задания выдаются с указанием средств, методов и времени их выполнения, цель достигается точно в сроки; база - современные знания, информационные технологии;
3) регламентная
технология предусматривает
5. Качество управленческих решений
Факторы, влияющие на качество управленческих решений в процессе воплощения их в реальность:
1. особенность выбранного решения (характеризуется его сложностью, новизной, классом, как и сама проблема);
2. организационная
структура подразделений, в
3. сроки реализации;
4. компетентность исполнителей;
5. авторитет руководителя;
6. социально-психологические факторы;
7. надежность и
продуктивность технических
8. степень организации и контроля за исполнителем.
Системный подход
к решению проблемы с использованием
научно обоснованных методов и моделей
их реализации обеспечивает высокое
качество управленческих решений. Весомое
влияние на принимаемое решение
оказывает персонал организации: его
качественный состав, творческие возможности
и психологическая
Оценка качества организационного решения проводится на следующих стадиях:
1. стадия разработки:
решение анализируется в
- показателя экономической
эффективности (результат
- плановой экономической эффективности;
2. стадия принятия
решения: выбирается
3. стадия реализации
решения: решение
6. Условия и факторы
качества управленческих
· применение к разработке управленческого решения научных подходов
· форма подачи УР
· законы орг-ции и законы для орг-ции (правовая обоснованность принимаемого решения)
· структуризация проблемы и построение дерева целей
· обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений
· обеспечение многовариантности решений
· автоматизация процесса сбора и обработки инф-ции, процесса разработки и реализации решений (использование современных инф технологий)
· разработка и функционирование системы мотивации и отв-ти качественного и эффективного решения
· наличие механизма реализации решения
· степень адекватности (или степень точности проноза) теоретич модели фактическим данныи
· число ярусов в орг-ции
· создание творческой обстановки при подготовке УР
· обеспечение разработчиков полной и своевременной инф-цией
· профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию получ рез-тов
· использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов
· осущ мониторинга (наблюдения) решений
· Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.
1. Персонал предприятия как объект управления
Персонал - личный состав орг-ции, включая наемных раб-ков и работающих собственников и совладельцев (не вкл неработающие соб-ки)
Основные признаки персонала:
o Наличие труд взаимоотношений с работодателем (оформ труд договора)
o Обладание опред качественными хар-ками (опред должность в орг-ции, наличие документа об образовании…)
o Целевая направленность деят-ти (труд ф-ции)
Стр-ра персонала:
· Производственный персонал (обслуж произв цеха, деятельность):
o Основной
o Вспомогательный
· Управленческий персонала (выполняет ф-ции):
o Рук-ли (высшего, среднего, низшего звеньев)
o Специалисты (с дипломами)
o Служащие (обслуживание упр деятельности: секретари, курьеры…)
Концепция упр персоналом - это система теоретико-методологических взглядов на понимание сущности, целей, задач, принципов, методов упр-ия персоналом. Персонал - личный состав организации, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий правовые отношения с работодателем.
Состав и структура персонала классифицируется в зависимости:
- от принадлежности предприятия к той или иной организационно правовой его формы (акционерные или другие общества, товарищества, некоммерческие организации),
- от сферы человеческой
деятельности (производственная, посредническая,
торговая, управленческая, образовательная,
культурная, медицинская, финансово-
- от отрасли
народного хозяйства (
Понятно, что все многообразие особенностей невозможно охватить в нашем курсе. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание на наиболее характерных предприятиях и на их примере рассматривать все вопросы управления персоналом, в том числе и структуру персонала.
В данном курсе в качестве предприятия типопредставителя всей совокупности предприятий будет рассматриваться промышленное предприятие и финансово-кредитная организация - банк.
Персонал на промышленном предприятии обычно представлен двумя большими группами:
1. промышленно- производственный персонал (ППП);
2. непромышленный персонал.
ППП подразделяется
на: рабочих (основных и вспомогательных),
служащих, инженерно-технических
Непромышленный персонал - лица, трудовая деятельность которых связана с выполнением работ, относящихся к другим (кроме промышленности отраслям народного хозяйства, например, подсобного сельско-хозяйственного производства).
В другой классификации персонал подразделяется на: административно-управленческий персонал (АУП), - рабочих,- специалистов.
Персонал банка рекомендуется классифицировать по трем группам:- руководители,- эксперты,- исполнители.
Управление персоналом начинается с построения организационной структуры управления (ОСУ) и происходит на ее основе.
ОСУ представляет собой схему построения управленческих связей и подчиненности различных уровней управления, начиная с первого руководителя и его заместителей и заканчивая функциональными отделами, производственными цехами и региональными отделениями, у которых есть своя собственная ОСУ.
На промышленных предприятиях существует понятие производственная структура. В ней отражаются различные виды деятельности характерные для конкретных цехов и производств предприятия: заготовительные, литейные, механические, малярные, сборочные, складские, автотранспортные, ремонтные и т.д.
2. Принципы управления персоналом
· Ориентация на статегический подход к управлению персоналом
· Подход к работнику как решающему фактору эфф-ти и конкурентоспособности орг-ции
· Эк целесообразность инвестиций в формирование и развитие чел ресурсов
· Соц партнерство и демократизация упр-ия
· Обогащение труда и повышение кач-ва труд жизни
· Непрерывное обучние и развитие чел ресурсов
· Профессионализация управления персоналом
· Бюрократия - обеспечение разумного господства центрального звена управления над основной частью персонала для строгого выполнения нормативных документов организации.
· Гибкость - приспособляемость СУП к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
· Децентрализация - в любых горизонтальных и вертикальных разрезах СПУ должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни.
· Дисциплинированность
- все работники выполняют
· Единоначалие - концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником.
· Кадры решают все - должна быть разработана эффективная система подбора, расстановки и обучения кадров. Развитие и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями и потребностями организации.
· Коллегиальность - менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке наиболее важных решений.
· Кооперация - система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятия и реализации решений человеком.
· Корпоративность
- гармония интересов всех категорий
персонала в обеспечении
· Оперативность - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты.
· Ротация - временное
выбытие отдельных работников не
должно прерывать процесс
· Специализация - разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.
· Справедливое вознаграждение
- базируется на оплате по результатам
индивидуального и