Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
Заслуга в привлечении внимания и разработке теории управленческих моделей принадлежит Дугласу Макгрегору, который в опубликованной в 1957 г. работе представил доводы, подтверждающие тезис о том, что значительная часть действий менеджеров обусловлена разделяемой ими теорией человеческого поведения, т. е. в основе практики управления лежит философия менеджмента. Политика менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами, стиль принятия решений, практика работы и даже организационные проекты определяются ключевыми предположениями о человеческом поведении, которые носят, скорее, неявный характер. Идентифицировать основные допущения менеджмента позволяют наблюдения за действиями руководителей организации.
Теория Х представляет собой традиционный набор предположений о человеческой природе, и в частности о том, что большинство индивидов негативно относятся к труду. Следовательно, для того чтобы добиться удовлетворительных показателей труда, менеджмент вынужден (в соответствии с основными положениями Теории Х и ее логикой) применять принуждение и расширять сферу контроля. Теория У опирается на более гуманистический и поддерживающий подход к управлению трудовой деятельностью людей.
В соответствии с Теорией У, решая порученные задачи, работники будут осуществлять самоконтроль, а задача менеджмента состоит в обеспечении условий полной реализации потенциальных возможностей индивидов в трудовом процессе. Основные идеи теории "Z" заключаются в следующем:
* в мотивах людей
сочетаются социальные и
* люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;
* должна существовать
индивидуальная
2. Коммуникативное поведение в организации
Коммуникация - это
обмен информацией между
Коммуникационные процессы можно подразделить на следующие:
между организацией и внешней средой;
между управленческими
уровнями в организации (вертикальные
коммуникации), которые в свою очередь
подразделяют на нисходящие коммуникации
(информация передается с высших уровней
на низшие), восходящие коммуникации (информация
передается с низших уровней на высшие),
коммуникации между руководителем
и подчиненным, коммуникации между
руководителем и рабочей
между подразделениями организации (горизонтальные коммуникации);
между членами группы и группами (также горизонтальные коммуникации);
неформальные коммуникации.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Процесс обмена информацией
между отправителем сообщения и
получателем через
Кодирование идеи
и выбор информационного
Передача информации. Отправитель использует выбранный канал/каналы для физической передачи сообщения.
Прием и декодирование информации. Получатель принимает информацию и декодирует ее, т.е. переводит в свои мысли. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель произвел действия, которых от него ждал отправитель.
Для повышения эффективности обмена информацией может быть установлена обратная связь. Она помогает понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Источниками шума, которые создают преграды на пути обмена информацией, могут быть межличностные барьеры и преграды в организационных коммуникациях.
К межличностным
барьерам относят: различное восприятие,
семантические барьеры (слова могут
иметь различное значение для
разных людей), невербальные преграды
(различная интерпретация
Совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации, образует коммуникационную структуру управления. Такие структуры можно разделить на три типа: открытые, замкнутые и комбинированные. В открытой коммуникационной структуре информационные каналы имеют конечные звенья, т.е. связанные только с предыдущим звеном, и информации дальше двигаться некуда. В замкнутой коммуникационной структуре все звенья имеют два и более взаимосвязанных информационных каналов. На практике чаще всего, особенно в крупных организациях, применяются комбинированные структуры.
Совершенствование информационного обмена в организации осуществляется через регулирование информационных потоков, создание системы обратной связи, сбор предложений, современные информационные технологии.
Персональное развитие
оказывает положительное
Если присмотреться
к тому, как выстраиваются
Для того, чтобы действительным образом интегрировать развитие организации и развитие персонала для целей роста эффективности бизнеса необходимы 4 аспекта.
1. Профессиональное
обучение необходимо
2. Необходимо дополнять
профессиональное обучение и
развитие условиями для
3. Для создания
условий персонального
4. Процесс интеграции
развития людей и организации
должен начаться с топ
Реализация подхода «Интегрированное развитие персонала» осуществляется поэтапно, в виде последовательных витков, постепенно вовлекающих в этот процесс все более широкие слои персонала.
Первый виток
процесса, связан в первую очередь
с созданием условий для
1. Осознание потребности
компании в развитии менеджеров
- определение содержательного
2. Планирование
этапов процесса развития
3. Реализация процесса
развития менеджеров - решение проблем
и формирование новых
4. Мониторинг процесса развития менеджеров - регулярная оценка достижений в ракурсе содержательном и персональном.
5. Новый виток процесса
Есть еще один
очень важный момент, на который
стоит обратить внимание, когда речь
идет о формировании в компании условий
для развития персонала. По аналогии
с возрастными
Второй важный момент,
на который следует обратить внимание
- это то, что по мере овладения
темой собственного развития человек
становится способным помогать в
этом другим. Следовательно, если мы хотим,
чтобы менеджеры в нашей
4. Управление изменениями
и нововведениями в
Во многих организациях перемены происходят быстро и опытные руководители признают необходимость эффективно реагировать на них. Перемены подразумевают массовые изменения организационной структуры, новую продукцию и коренное изменение технологий.. Для выживания организации руководство должно периодически оценивать и менять свои цели в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации. Часто необходимость менять цели обнаруживается с помощью системы контроля. Структурные изменения - часть организационного процесса - относятся к изменениям в системе распределения полномочий и ответственности, в координационных и интеграционных механизмах, делении на отделы, управленческой иерархии, комитетах и степени централизации. Структурные изменения имеют влияние на человеческую компоненту, т.к. в организацию могут вливаться новые люди и измениться система подчиненности. Менее очевидным является воздействие на технологию, которая косвенно связана с новой структурой. Разработана модель процесса успешного управления организационными изменениями. Она состоит из 6 этапов:
- Этап 1. Давление
и побуждение. Руководство должно
осознать необходимость
- Этап 2. Посредничество
и переориентация внимания. Руководство
может не суметь сделать
- Этап 3. Диагностика
и сознание. Руководство собирает
соответствующую информацию, определяет
истинные причины
- Этап 4. Нахождение
нового решения и
- Этап 5. Эксперимент
и выявление. Организация
- Этап 6. Подкрепление
и согласие. Необходимо мотивировать
людей, чтобы они приняли эти
изменения. Этого можно
Не во всех ситуациях целесообразно использовать высокую степень участия трудящихся в принятии решений для осуществления перемен. Существует три способа распределения власти между различными уровнями организации:
1) Разделение полномочий.
Этот подход подразумевает