Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:
возникновение становление функционирование кризис крах
Системообразующий элемент - элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.
9.Огранизация как открытая
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система
имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от
среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется
взаимодействием с внешней средой. Для закрытых характерна детерминированность и
линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией,
информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер
процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление
такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании
проработки множества вариантов принятия управленческих решений.
Открытая система это такая система, которая имеет постоянные и регулируемые
взаимосвязи с внешней средой. Характер этих взаимосвязей предполагает
изменчивость как внешней, так и внутренней среды.
Обобщенные
характеристики организации
1. Компоненты или составляющие организации, которые необходимы для достижения
общей цели системы.
2. Связи, т.е. компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает
непрерывность протекающих в системе процессов.
3. Структурность. Форма связи организационно закреплена в структуре, что
обеспечивает устойчивость и придает системе стабильность. Для системы
структура важнее, чем функции.
4. Взаимодействие, т.е. характер и направленность воздействия одних
компонентов на другие в результате чего образуется эффект.
5. Процессы. В системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из
которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы,
входящие в систему и превращающих в продукты или услуги.
6. Холизм, эмерджентность. Холизм означает целостность, единство, а
эмерджентность появление свойств, возникающих только в результате
взаимодействия ее компонентов.
7. Концепция. Система-это концепция, ее особая форма, отражает цели и
ценности людей, которые являются неотъемлемыми частями и реализуют
собственные идеи о том, какая система должна быть.
10.Подсистемы организации по Дж. Клоусону:
11.Модель 6 систем по Адамс и Адамс:
Альтернативную модель шести подсистем (1999) предлагают консультанты по организационным изменениям Синди Адамс и Билл Адамс (см. рис. 2.4). Они выделяют следующие подсистемы:
Ø система коммуникаций – обеспечивает организацию открытым свободным обменом информацией;
Ø система лидерства (стратегического управления) – создает и поддерживает условия процветания организации;
Ø система норм – позволяет организации оценивать собственные достижения;
Ø система производства – регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями;
Ø система ответственности – формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации;
Ø система производительности труда - отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации.
12. Внутренние переменные организации в менеджменте
К внутренним переменным организации как социально-экономической системы принято относить: цели организации; задачи; организационные структуры, технику, технологию и персонал.
Цели организации разрабатываются высшим уровнем управления и доводятся ее членами. Этот процесс является эффективным механизмом координирования работ для достижения необходимого результата, т.к. он дает возможность ее членам (администрации и персоналу в целом) знать, к чему они должны стремиться в настоящем и будущем.
Цели подразделения, которые осуществляют деятельность в определенной функциональной сфере, будут иметь большее сходство, чем цели подразделений в одной организации. Эти цели формулируются так, чтобы обеспечить конкретный вклад в общие цели организации и не должны вступать в противоречие между собой.
Структура организации может быть представлена как совокупность и логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей ее деятельности, определяемые в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Имеют место две концепции по отношению к управлению структурой:
· специализированное разделение труда;
· сфера контроля.
Техника и технология рассматриваются как средство преобразования определенных ресурсов (сырье, материалы, энергия, информация, люди) в желаемые продукты и услуги.
Технология представляет собой сочетание (совокупность) квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, и навыков, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Необходимо помнить, что организация, руководители, оборудование и технологии не могут достичь целей и решить поставленные задачи без людей, персонала, которые являются важнейшими ресурсами и внутренней переменной организации.
Персонал предприятия (организации) – это все работники списочного состава организации. Это категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарат управления, службы, лаборатории, цеха и т.д.) или к профессии.
Теория управления персоналом представляет собой систему знаний о роли человеческого фактора в организации как целостной социально-экономической системе.
Управление персоналом – это совокупность принципов, методов, средств и форм целенаправленного воздействия на человеческую составляющую организации (интересы, поведение и деятельность работников), обеспечивающая приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Внутренние переменные организации активно взаимодействуют между собой. Они оказывают друг на друга сильные и сложные влияния, и в управленческой деятельности эти переменные не могут рассматриваться независимо. Конкретный характер этих взаимодействий может быть различным. Четкое представление менеджеров о наличии и проявлениях этих взаимодействий есть азбука научно обоснованного менеджмента.
13.Характеристики внешней
2.1.Взаимосвязь факторов
внешней среды - это уровень силы,
с которой изменения одного
фактора воздействуют на
2.2.Сложность внешней среды (Жюстик и ЕЭСУ). Под сложностью внешней среды понимают число факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень сложности каждого фактора. На крупную многопрофильную организацию оказывают воздействие много факторов, и она находится в более сложной обстановке. Чтобы выжить организации в таком сложном окружении, на предприятии должна быть сложная структура.
Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего с несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений. Структура управления у такой организации менее сложная.
2.3.Подвижность среды - это
скорость, с которой происходят
изменения в окружении
2.4.Неопределенность внешней
среды является функцией
Если информации мало, то есть сомнение в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
14.Факторы среды прямого
1) капитал. Он необходим
для нормального
2) рабочая сила является
наиболее важным фактором
3) сырье и материалы. Они
должны быть обеспеченно
4) ресурсы. В качестве ресурсов выступают капитал, сырье, материалы, рабочая сила и т.д.;
5) потребители. В качестве
потребителей продукции
6) конкуренты. Главным объектом
конкуренции являются
15.Факторы среды косвенного воздействия:
1) политика. Наличие стабильной
политики, органов власти и
2) экономика. Экономический
подъем, спад, кризис оказывают глубокое
влияние на предприятия. Экономика
определяет валютные курсы, курсы
акций и ценных бумаг. Экономические
обстоятельства формируют
3) культура и социум. Влияние
культуры и социальных
16.Этапы жизненного пути
Жизненный цикл организации – совокупность этапов и стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.
Первая стадия: рост через креативность. Начинающий предприниматель обеспечивает очень мощный уровень креативного драйва, пытаясь воплотить идею в жизнь и заставить остальных поверить в нее. Организация начинает расти, и со временем предприниматель теряет прямой контроль над деятельностью своих подчиненных. Требуется профессиональное руководство, одной идеи уже недостаточно.
Вторая стадия: рост через директивное руководство. На данном этапе менеджмент предприятия выстраивает организационную структуру, в которой прописаны основные функции и зоны ответственности по отдельным позициям. Появляется система поощрения, наказания и система контроля. Функциональная структура, основанная на жесткой позиции, начинает проявлять свои минусы. На нижних уровнях не хватает свободы для быстрой реакции на изменения рынка. Наступает кризис автономии, который разрешается только делегированием полномочий.
Третья стадия: рост через делегирование. В первую очередь в растущей организации власть делегируют руководителям различных отделов, для проникновения на новые рынки и развития новых продуктов. Появляется новая система мотивации труда, такая как бонусы и участие в прибыли компании. Менеджеры высшего звена сосредоточиваются на общем стратегическом развитии и постепенно теряют контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Менеджеры на местах зачастую тратят больше времени и ресурсов на достижение целей предприятия, при этом, как правило, они не могут быть просто и быстро заменены. Наступает кризис контроля, который разрешается развитием программ координации.
Четвертая стадия: рост через координацию. Координационная деятельность заключается в том, что недостаточно централизованные подразделения объединяются в продуктовые группы, вводится сложная система распределения инвестиционных средств компании между ее бизнес-единицами. Постепенно предприятие сталкивается с проблемой слишком сложной системы планирования и распределения денег, а также перегруженной системой контроля. Ее реакция на изменения рынка значительно замедляется, что вызывает падание уровня организационной эффективности.