Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Три основных уровня менеджеров.
Менеджеры низшего звена
Функции:
осуществление контроля за выполнением производственных заданий;
непосредственное руководство рабочими и сотрудниками;
обеспечение информацией руководителей высших уровней о выполнении производственных заданий.
Ответственность:
за непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, оборудования, материалов.
Особенности:
напряженность;
разнообразие действий;
частые перерывы;
переход от одного задания к другому;
короткое время для принятия и выполнения решений;
много общения с руководством и коллегами.
Менеджеры среднего звена
Функции:
координация и контроль деятельности менеджеров низшего звена;
разработка производственных программ и планов;
подготовка информации для принятия решения высшим звеном;
обеспечение связи между высшими и низшими менеджерами.
Ответственность:
за эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.
Особенности:
участие в принятии решения высшим звеном;
работа с документами;
ведение бесед;
участие в заседаниях;
устное общение.
Менеджеры высшего звена
Функции:
стратегическое управление организацией;
формирование корпоративной культуры;
общее руководство всей организацией.
Ответственность:
за конкурентные позиции организации;
за достижение организацией своих целей;
за выплату дивидендов акционерам.
Особенности:
деятельность не имеет четкого завершения;
напряженный и длинный рабочий день;
общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.
31 . ТЕОРИЯ ГЛАСИЕР
Теория Гласиер появилась в результате осуществления долгосрочного исследовательского проекта в конце 1940-х гг. Она выделяет сосуществование четырех подсистем в каждой организации, выполняющих исключительные функции и взаимодействующих.
Исполнительная подсистема – это структура, состоящая из функций, исполнители которых должны следовать определенным требованиям. Процесс разделения труда, департаментализация и передача полномочий приводят к созданию различных функций, взаимодействующих для выполнения работы в организации. Функции образуют иерархию или цепь команд, а оптимальное количество уровней определяется с помощью требуемой нагрузки времени для каждой функции.
Работа в организации предъявляет разные требования к тем, кто занимается различными вертикальными функциями в иерархии. Работа в первом эшелоне обязательно выполняется на таком уровне абстракции, который вызывает необходимость отчета за короткий период. Чем выше подниматься по иерархии работ, тем больший требуется период времени для очередного отчета. По мере продвижения по иерархии функций объект работы становится более отдаленным.
При оптимальной исполнительной структуре работа анализируется на каждом уровне для определения нагрузки времени. Иерархия исполнительной подсистемы разработана так, чтобы показать, что каждая пара «руководитель – подчиненный» – это отличительный признак именно одного уровня. При этом функции отбора и укомплектования штата предполагают поиск людей с требуемой нагрузкой времени для выполнения рабочих требований.
Апелляционная подсистема имеет следующие основные черты:
– каждый член организации имеет право обжаловать любое решение руководителя на более высоком уровне управления, вплоть до уровня главного управляющего;
– в отдельных случаях он может обратиться в апелляционный суд, состоящий из представителей рабочего совета, правления и председателя суда, приглашенного со стороны;
– задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии решения исходя из политики организации, «установленного порядка» и прецедента;
– любая сторона, заслушивающаяся по поводу жалобы, может обратиться к адвокату за консультацией;
– не существует реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апелляционной подсистемах.
Представительская подсистема формируется путем избрания представителей, входящих в рабочий совет вместе с руководителями.
Представители доводят до сведения руководителей жалобы членов организации.
Эти жалобы могут относиться к любому аспекту работы, управления или качественных и количественных аспектов. Представительская подсистема функционирует на основе принятых законов.
Функция законодательной подсистемы – выработка политики организации с участием избранных представителей рабочего совета.
Представители на встречах с руководителями вырабатывают «установленный порядок», который позволяет руководителям действовать в широких рамках.
Законодательная подсистема принимает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др.
32. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
В начале 1970-х гг. американский ученый И. Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления.
Он выделил два подхода к формированию организационных структур.
Первый из них – структурный подход. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. Второй – динамический подход.Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов.
При динамическом подходе анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом фирма рассматривается в условиях стабильных внешних связей.
Организационные проблемы носят оперативный характер. На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды. Организационные проблемы, возникающие в связи с этим, считаются стратегическими.
Ансофф считал, что основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Основной стратегией фирм в условиях постоянных внешних связей было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Результатом явилась ди-визиональная структура. Ансофф рассматривал этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Образование многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма.
Произошло ее разделение и образование филиалов в разных странах. Ансофф называл такую структуру многонациональной структурой, матрицей типа «отделение – страна».
Ансофф считал, что идея матрицы является одной из основных в современной науке о формировании организационных структур.
Поведение современных фирм можно структури-зовать по трем направлениям, т. е. выделить три основные стратегии: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области нововведений.
В зависимости от того, какая стратегия преобладает, выбирается тот или иной вид структуры. Использование нескольких стратегий требует образования матриц различных типов либо разумного сочетания разных видов структур в пределах одной компании.
Одна из последних форм многонациональной структуры – матрица типа «продукт – рынок», в которой делается попытка сочетать рыночную политику с разработкой стратегии фирмы.
Рассмотрев эволюцию организационных структур, Ансофф выделил основные тенденции в их развитии. Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов. Большой набор элементов представляет собой организационный потенциал.
Основу организационного потенциала составляет культура организации – совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур. Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы.
33. Теория институтов и институциональных изменений
В конце 1980-х – начале
1990-х годов американский
Норт показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие считающиеся важными факторы экономического развития рассматриваются Нор-том как недостаточные: являясь составляющей процесса роста, сами по себе они не могут его объяснить. Ключом к экономическому росту является эффективная организация экономики. В своих работах Норт ставит фундаментальный вопрос: почему некоторые страны богаты, а другие - бедны. И отвечает: «Институты создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились порядка и таким образом снизили степень своей неуверенности. Используя технику, они определяют стоимость операций и преобразований и, следовательно, рентабельность и обоснованность экономической активности».
Крупные институциональные
изменения происходят медленно,
так как институты являются
результатом исторических
В книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики», опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию, пересматривает понятие рациональности. Он делает особый акцент на двух концептуальных проблемах: одна из них возникает при восприятии человеком мира с его множеством фактов, другая – при сортировке этих фактов по важности и расчете оптимального выбора. Анализ ведет к глубокому пониманию роли институтов в решении этих проблем.
Принципиальное
значение и актуальность
1. Если законы
могут быть изменены в течение
короткого времени, то неформальные
нормы меняются постепенно. Именно
такие нормы создают
2. Функционирование
экономики в значительной
3. Эффективные
политико-экономические
34. Ресурсная теория организации
Ресурсная теория появилась с целью объяснения происхождения организации. С точки зрения ресурсной теории любая организация – это, прежде всего, совокупность различных производительных ресурсов. В дальнейшем ресурсная теория показала свою эффективность для анализа организации с целью ее успешного развития.
Основными ресурсами организации являются осязаемые и неосязаемые ресурсы. Осязаемые ресурсы это материальные, финансовые и человеческие ресурсы. Неосязаемые ресурсы реализуются через организационные процессы, организацию труда и организацию производства. В период активного роста организации, а также в период устойчивого экономического развития в обществе наиболее важными для организации, безусловно, являются осязаемые ресурсы и эффективное управление ими. В период упадка организации, или в период финансово-экономического кризиса значительно большее внимание в организации уделяется ее неосязаемым ресурсам.
Анализ ресурсов очень полезен и интересен своими тремя основными целями или направлениями. Во-первых, ресурсы интересны тем, что при эффективном управлении ими организация может и должна получать от них устойчивую экономическую ренту. Ресурсы должны стать надежными мультипликаторами денежных потоков, доходов и прибыли в организации.