Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить факторы повышающие эффективность деятельности организации стилей управления.
Для реализации поставленной цели решались задачи:
1. Проанализировать представления о психологии управленческой деятельности в современной психологической литературе.
2. Изучить закономерности и механизмы управленческой деятельности.
3. Дать характеристику понятия «стиль управления» и «типы руководства» и их классификацию.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя
Понятие управления в организации
Характеристика стилей управления
Типы руководства и руководителей
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

 

Д= К= П

 

Обработка и интерпретация результатов теста.

Подсчитывается сумма баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П – попустительский) в соответствии с ключом к тесту.

Сумма баллов по каждому стилю руководства приводится к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделяется на 10 и округляется до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых варьируется до 10 баллов.

Определяется доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

• Д-1-1 директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);

• 1-К-1 коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);

• 1-1-Л либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

• Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4.6-7-3 и т. д.);

• 1-К-Л: коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 ит.д.)

• Д-1-Л: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);

• Д-К-Л: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства: • одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей;

• одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

• одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип руководителя.

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств и стиля руководства:

 

Стиль руководства

Профессиональные характеристики

Профессиональная компетентность

Организаторские качества

Директивный

(Д-1-1)

Низкая 

Средние

Коллегиальный

(1-К-1)

Высокая 

Высокие

Либеральный 

(1-1-Л)

Низкая

Низкие

Директивно-коллегиальный

(Д-К-1)

Низкая 

Средние

Директивно-либеральный

(Д-1-Л)

Низкая 

Высокие

Коллегиально-либеральный

(1-К-Л)

Низкая

Низкие

Смешанный

(Д-К-Л)

Средняя

Высокие


 

 

 

Стиль руководства

Воспитание

Морально-психологические качества коллектива (общение)

Директивный 

Коллегиальный

Либеральный

Директивно-коллегиальный

Директивно-либеральный

Коллегиально-либеральный Смешанный

Низкое

Высокое

Низкое

Среднее Среднее

Высокое Высокое

Низкое

Высокое

Среднее

Среднее

Среднее

Высокое

Высокое


 

 

Приложение№3

 

«Определение стиля управления персоналом» (адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова).

Инструкция к тесту:

Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующе буквой.  
Если вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните их по трем приведенным утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей) и отметьте ваше мнение о каждом разными знаками: «+», «!», «1» и т. д.

 

Тест

А

Б

В

1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали  только ему.

Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

Некоторые важные дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники.

2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда  не просит.

Приказывает так, что хочется выполнить.

Приказывать не умеет.

3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

Менеджеру безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников.

4. Его интересует только выполнение  служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу.

В службе не заинтересован, подходит к делу формально.

Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе.

5. Наверное, он консервативен, так  как боится нового.

Инициатива подчиненных менеджером не принимается.

Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.

6. На критику вышестоящего руководителя  обычно не обижается, прислушивается  к ней.

Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть.

Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7. Складывается впечатление, что  менеджер боится отвечать за  свои действия.

Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

Менеджер единолично принимает решения или отменяет их.

8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчиненными.

Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10. Всегда обращается к подчиненным  вежливо, доброжелательно.

В обращении в подчиненными часто проявляет равнодушие.

По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11. В критических ситуациях менеджер  плохо справляется со своими обязанностями.

В критических ситуациях менеджер, как правило, переходит к более жестким методам управления.

Критические ситуации не изменяют стиля его управления.

12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо  знаком.

Если что-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим.

Он не может действовать сам, а ждет «подталкивании» со стороны, указаний сверху.

13. Пожалуй, он не очень требовательный  человек.

Он требователен, но одновременно и справедлив.

О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым.

14. Контролируя результаты, всегда  замечает положительную сторону, хвалит персонал.

Всегда строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

Контролирует работу от случая к случаю.

15. Менеджер умеет поддерживать  дисциплину и порядок.

Часто делает подчиненным замечания, наказывает их.

Не может влиять на состояние дисциплины.

16. В присутствии менеджера персонал  все время находится в напряжении.

С руководителем работать интересно.

Подчиненные предоставлены сами себе.


 

Ключ к тесту

а

б

в

а

б

в

1

А

Д

Л

9

А

Д

Л

2

А

Д

Л

10

Д

Л

А

3

Д

Л

А

11

Л

А

Д

4

А

Л

Д

12

А

Д

Л

5

Л

А

Д

13

Л

Д

А

6

Д

А

Л

14

Д

А

Л

7

Л

Д

А

15

Д

А

Л

8

Д

Л

А

16

А

Д

Л


 

Интерпретация.

 

 

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Директивный компонент — А. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент — Д. Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент — Л. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

 

Приложение№4

 

«Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки»

Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.

Тест:

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно

выполняли мои распоряжения.

2. Меня легко увлечь новыми  задачами, но я быстро охладеваю  к ним.

3. Люди часто завидуют моему  терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда  думаю о других, а потом о себе.

5. Мои родители редко заставляли  меня делать то, что я не  хотел.

6. Меня раздражает, когда кто-то  проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться  на своих помощников.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.

9. Я умею объективно оценить  своих подчиненных, выделив среди  них сильных, средних и слабых.

10. Мне приходится часто советоваться  со своими помощниками, прежде  чем отдать соответствующее распоряжение.

11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей  раздражения.

12. Уверен, что мои оценки успехов  и неудач подчиненных точны  и справедливы.

13. Я всегда требую от подчиненных  неукоснительного соблюдения моих  приказаний и распоряжений.

14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

15. Многие считают меня чутким  и отзывчивым руководителем.

16. Мне кажется, что от коллектива  нельзя ничего скрывать – ни  хорошего, ни плохого.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18. Я игнорирую коллективное  руководство, чтобы обеспечить эффективность  единоначалия.

19. Чтобы не подорвать свой  авторитет, я никогда не признаю  своих ошибок.

20. Мне часто не хватает времени  для эффективной работы.

21. На грубость подчиненного  я стараюсь найти ответную  реакцию, не вызывающую конфликта.

22. Я делаю все, чтобы подчиненные  охотно выполняли мои распоряжения.

23. С подчиненными у меня очень  тесные контакты и приятельские  отношения.

24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

25. Я пытаюсь выработать универсальный  стиль управления, подходящий для  большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под  мнение большинства коллектива, чем выступать против него.

27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, даже самое незначительное достижение.

28. Я не могу критиковать подчиненного  в присутствии других людей.

29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

30. От возбуждения я часто  теряю контроль над своими  чувствами, особенно когда мне надоедают.

31. Если бы я имел возможность  чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства  значительно повысилась бы.

32. Я иногда проявляю спокойствие  и равнодушие к интересам и  увлечениям подчиненных.

33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особенно не контролируя их.

34. Мне нравится анализировать  и обсуждать с подчиненными  их проблемы.

35. Мои помощники справляются  не только со своими, но и  с моими функциональными обязанностями.

36. Мне легче избежать конфликта  с вышестоящим руководством, чем  с подчиненными, которые всегда  зависят от меня.

37. Я всегда добиваюсь выполнения  своих распоряжений наперекор  обстоятельствам.

38. Самое трудное для меня  – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя  на их месте.

40. Я думаю, что управление людьми  должно быть гибким: подчиненным  нельзя демонстрировать ни железной  непреклонности, ни панибратства.

41. Меня больше волнуют собственные  проблемы, чем интересы подчиненных.

42. Мне приходится часто заниматься  текущими делами и испытывать  от этого большие эмоциональные  и интеллектуальные нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

44. Работу с людьми я представляю  себе как мучительное занятие.

45. Я стараюсь развивать в  коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46. Я с благодарностью отношусь  к предложениям и советам подчиненных.

47. Главное в руководстве –  распределить обязанности.  
48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.

Информация о работе Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации