Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:03, дипломная работа
Цель дипломной работы — выстроить эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компаниях на примере торговой сети «Ашан-Россия». В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
дать обзор основных понятий и теорий мотивации, а также подходов к мотивированию персонала;
раскрыть сущность управления по целям, дать классификацию целей, выявить этапы и инструменты управления по целям;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ключевых кадровых процессов 6
1.1. Особенности управления человеческими/трудовыми ресурсами 6
1.2 Мотивация: основные понятия и теории 10
1.3 Системы и формы оплаты труда в РФ 19
1.4 Метод управления по целям MBO (Management by Objectives) 22
Глава 2. Анализ деятельности и кадровых процессов в торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.1 Этапы развития и состав торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.2 Общий анализ деятельности сети гипермаркетов «Ашан-Россия» 33
2.3 Описание кадровых процессов в «Ашан-Россия» 35
Глава 3. Эффективное и справедливое мотивирование персонала на основе целей и задач 62
3.1 Предложение по расчету премии и КТВ (коэффициента трудового вклада) 62
3.2 Обзор рынка труда и заработных плат в РФ 67
3.3 Регулярный мониторинг лояльности и удовлетворенности персонала 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81
От качества проработки данного этапа зависит прохождение всех остальных этапов и в результате достижение поставленных целей.
Этап 2. Текущий контроль над результатами деятельности и обмен информацией (обратная связь)
Этап 3. Промежуточная и итоговая оценка результатов деятельности персонала
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй – выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить непрогнозируемые изменения. Поэтому топ-менеджер должен быть готов к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который ему может бросить среда. Тем не менее, он/она должен/на так формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации на рынке или в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна быть как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.
Четвертая фаза. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации обрела логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных корпоративных целей всей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать общему вкладу.
Важную роль в управлении по целям играет мотивация. Система мотивации, построенная в рамках УПЦ, предлагает руководителю все, что необходимо для успешного мотивирования: четкие и измеримые цели, сроки и критерии оценки работы, в объективности которых сотрудник уверен, знание пропорции «результат-вознаграждение» до начала работы, чувство сопричастности и понимание стратегии компании, возникающее у сотрудников в момент постановки целей и обсуждения критериев и поддерживающееся за счет регулярной обратной связи.
Именно такой подход позволяет реализовать «и кнут, и пряник». К его детальному описанию мы переходим в Главах 2 и 3.
В России сеть представлена партнёрской компанией ООО «Ашан-Россия» (50 % акций принадлежат основателю Auchan гражданину Франции Жерару Мюлье, ещё 50% - российскому бизнесмену Виктору Михайловскому). Первый гипермаркет «Ашан» в России был открыт 28 августа 2002 г. в городе Мытищи Московской области. В настоящее время (март 2013 г.) в стране существует 59 гипермаркетов французской компании (в Москве и Московской области, Воронеже, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове на Дону, Самаре, Омске, С. -Петербурге, Уфе, Челябинске, Рязани, Ульяновске, Тюмени, Волгограде.
В декабре 2007 г. компания заключила договор с турецкой компанией Enka о передаче гипермаркетов сети «Рамстор». Согласно достигнутому соглашению ООО «Ашан-Россия» приобрёло в собственность 1 гипермаркет, а на 13 магазинов получил долгосрочные права аренды. После сделки был проведён ребрендинг, в результате которого магазины из «Рамстор» были переименованы в «Ашан-Сити» [15]. Ещё одним, сравнительно новым направлением являются супер- и гипермаркеты «Ашан-Сад», специализирующиеся на товарах для сада, декорирования и на товарах для животных. На данный момент в этом формате работают магазины в Москве, Самаре и Воронеже.
Генеральный директор «Ашан-Россия» — гражданин Франции Жан-Пьер Жермен (с 2007 г.), Генеральный директор «Ашан-Украина» — гражданин Франции Жерар Галле. Французская сеть супермаркетов Auchan представлена во многих странах мира. По состоянию на 31 декабря 2012 г. ей принадлежат 678 гипермаркетов и 786 супермаркетов по всему миру. Один из крупнейших ритейлеров в мире, Auchan является главным структурным подразделением семейной мега-корпорации «Ассоциация семьи Мюлье». Численность супермаркетов Auchan в различных странах мира представлена в табл. 2.1 [16]
Французская сеть супермаркетов Auchan в мире в конце 2012 г.
Страна |
Первый магазин |
Общее число магазинов |
Гипермаркетов |
Супермаркетов |
Франция |
1961 |
388 |
126 |
262 |
Испания |
1981 |
178 |
55 |
123 |
Италия |
1989 |
329 |
55 |
274 |
Португалия |
1996 |
32 |
32 |
|
Люксембург |
1996 |
1 |
1 |
|
Польша |
1996 |
58 |
27 |
31 |
Венгрия |
1998 |
19 |
19 |
|
Украина |
2008 |
8 |
8 |
|
Россия |
2002 |
152 |
56 |
96 |
Китай |
1999 |
266 |
266 |
|
Тайвань |
2001 |
22 |
22 |
|
Румыния |
2006 |
11 |
11 |
|
Всего |
1464 |
678 |
786 |
Торговля осуществляется под марками Auchan (гипермаркеты), Leroy Merlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спортивные товары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты). Компания «Ашан-Россия» – российское подразделение международной розничной сети Auchan. Сеть предлагает низкие цены на широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе и под собственными торговыми марками [15].
Каждая уважающая себя сеть магазинов уже создала или планирует создать собственную марку товаров для продажи через собственную систему торговых точек. Наступление частных марок ощущается на многих рынках многих стран: продажи Private labels в 2013 г. в Чехии, Венгрии, Польше и ЮАР выросли на 48% по сравнению с 2012 г., в Латинской Америке – на 16%, в Азии – на 14%, в Европе – на 6%.
Наиболее наглядно динамику успешного развития сети «Ашан-Россия» можно проанализировать на примере анализа прибыли в табл. 2.2
Анализ прибыли
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение абсолютное |
Изменение относительное | ||
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
128062255 |
158357781 |
178142575 |
30295526 |
50080320 |
123,66% |
139,11% |
Себестоимость от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
109628994 |
135433523 |
151726348 |
25804529 |
42097354 |
123,54% |
138,40% |
Валовая прибыль |
18433261 |
22924258 |
26416227 |
4490997 |
7982966 |
124,36% |
143,31% |
Коммерческие расходы |
17155092 |
22053271 |
23606532 |
4898179 |
6451440 |
128,55% |
137,61% |
Прибыль (убыток) от продаж |
1278169 |
870987 |
2809695 |
-407182 |
1531526 |
68,14% |
219,82% |
Проценты к получению |
129354 |
168594 |
142577 |
39240 |
13223 |
130,34% |
110,22% |
Проценты к уплате |
422035 |
408648 |
220546 |
-13387 |
-201489 |
96,83% |
52,26% |
Прочие доходы |
7338888 |
10407526 |
11225890 |
3068638 |
3887002 |
141,81% |
152,96% |
Прочие расходы |
3018902 |
4560504 |
3742073 |
1541602 |
723171 |
151,06% |
123,95% |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
5305474 |
6477955 |
10245547 |
1172481 |
4940073 |
122,10% |
193,11% |
Текущий налог на прибыль |
1987352 |
2202903 |
2445997 |
215551 |
458645 |
110,85% |
123,08% |
Чистая прибыль (убыток) |
3286921 |
4472048 |
7555753 |
1185127 |
4268832 |
136,06% |
229,87% |
В результате деятельность предприятия оценивается положительно. Чистая прибыль предприятия в исследуемый период увеличилась с 3 286 921 тыс. руб. до 7 555 753 тыс. руб. в 2012 г.
Для оценки сильных и слабых сторон компании «Ашан-Россия» проведем SWOT-анализ ее деятельности в табл. 2.3
SWOT-анализ
деятельности компании «Ашан-
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Табл. 2.3 (продолжение)
Возможности |
Угрозы |
|
|