Вечера -развлечения как средство формирования музыкальной культуры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развитие музыкальной культуры детей.
Дети могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА. 6
1.1 Формирование музыкальной культуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема. 6
1.2 Педагогическое значение использования вечеров-развлечений в процессе формирования музыкальной культуры дошкольников. 9
1.3 Методика организации вечеров развлечений и программные требования к ним 12
ВЫВОДЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Vechera_-razvlechenia_kak_sredstvo_formirovania_m (1).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Вечера -развлечения как средство формирования музыкальной культуры дошкольников

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развитие музыкальной культуры детей.

Дети могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса, музыкальной культуры.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети с раннего возраста приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.

Проблемой формирования музыкальной культуры занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.

Проблема развития музыкальной культуры дошкольников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

 Базовый компонент дошкольного образования в Украине рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку.

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, формируют музыкальную культуру, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

Целью исследования является формирование музыкальной культуры дошкольников через вечера развлечений.

Объектом исследования служит организация музыкального воспитания дошкольников.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкальной культуры дошкольников посредством организации вечеров развлечений.

Задачи данного исследования :

1.Изучить особенности формирования музыкальной культуры дошкольников;

2. Определить педагогическое значение использования вечеров-развлечений в процессе формирования музыкальной культуры дошкольников;

3. Рассмотреть методику организации вечеров развлечений и программные требования к ним;

4. Разработать и апробировать формы и методы работы по формированию музыкальной культуры дошкольников средствами музыкальных вечеров развлечений.

Практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной разработке музыкальных вечеров развлечений, способствующих успешному развитию музыкальной культуры дошкольников.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА.

1.1 Формирование музыкальной  культуры дошкольника как психолого-педагогическая  проблема.

 

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Дошкольный возраст, как отмечает Т.С. Комарова - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними [16, 80].

Научные исследования В.А. Левина свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения [18, 75].

Известный фольклорист Н. А. Метлов  писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [20, 17].

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность» [27; 107].

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

Содержанием музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Б.В. Асафьев писал: «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [1, 17].

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Музыка, по словам Л. В. Виноградова развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку [7, 79].

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

 

1.2 Педагогическое значение  использования вечеров-развлечений  в процессе формирования музыкальной культуры дошкольников.

 

Многие ученые отмечают, что существуют определённые факторы, влияющие на развитие музыкальной деятельности детей: обучение на занятиях, самостоятельная музыкальная деятельность детей, праздники, а также развлечения, цель которых показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей. Доставляющие радость и эстетические переживания. Развлечения, прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусств, а также способствуют развитию у детей интереса к музыке. Именно поэтому развлечения регулярно намечаются в перспективном и календарном планах.

Вечера развлечений бывают 3 видов:

1. Организованные для детей взрослыми;

2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

3. Организованные взрослыми при  участии детей в составлении программы и исполнении номеров [16, 89].

Вечера развлечений, отмечает Л.Б. Богоявленская, проводятся в самых разных формах:

1. Концерт.

2. Кукольный театр (народный театр  Петрушки, на сценических планшетах, марионеток, на открытых и закрытых  тростях).

3. Теневой театр.

4. Театр теней.

5. Настольный театр игрушки (плоскостной  и объемной).

6. Театр пяти пальчиков.

7. Инсценирование на фланелеграфе.

8. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений.

9. Празднование дней рождения  детей.

10. Вечера спортивных игр и  развлечений.

11. Слушание радиопередач, просмотр  телепередач и диафильмов.

12. Вечера игр, забав и аттракционов.

13. Вечера детской самодеятельности.

14.Театрализованные представления [3, 127].

По словам М.Б. Зацепиной, вечера развлечений способствуют формированию музыкальной культуры дошкольников:

    1. дошкольники знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;
    2. вечера развлечений возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус детей;
    3. способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу;
    4. позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, уверовать в свои возможности [11, 17].

Информация о работе Вечера -развлечения как средство формирования музыкальной культуры дошкольников