Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57


Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые страницы «Детского  альбома» посвящены бытовым сценкам. Пьеса «Шарманщик поет» кажется картиной, зарисованной композитором прямо на улице, где он приметил старика-шарманщика, без устали наигрывающего на своей шарманке монотонный вальс. Образы русского сказочного фольклора отображены Чайковским в «Няниной сказке», написанной в традициях протяжных русских песен, и в фантастической загадочной пьесе «Баба-Яга».

"Детский альбом  Чайковского", наряду с широко  известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения П.И. Чайковского испытали на себе - в той или иной мере - многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.

Хотя цикл адресован  детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою "версию" относительно "сюжетных ходов" и целостной драматургической концепции цикла.

 

               Песни Чайковского для детей и о детях

В литературе, посвящённой детской тематике, цикл песен Чайковского – одна из непревзойдённых страниц музыкальной классики этого жанра. Детские песни Чайковского одновременно и песни о детях, и песни для детей. Они представляют собою задушевные личные высказывания композитора, навеянные воспоминаниями о счастливых детских годах жизни и детским миром родного для него в эти годы быта Каменки. [22, с. 18]

«Оказалось, что я всё-таки даже дня не могу прожить без работы и вот, едва кончивши сюиту, я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но это работа лёгкая и очень приятная, июо я взял текстом «Подснежник» Плещеева. Где много прелестных вещиц», - пишет композитор брату М.И. Чайковскому 20 октября 1883 г.[22,c.18]

«Сборник «Подснежник» был подарен Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие слова»,- А. Плещеев, 15 февраля 1881 г. Петербург.[22,c.18]

На полях этого экземпляра книги были сделаны Чайковским и  первые эскизы большей части песен. А также различные пометки  в тексте стихотворений…

…Но в 1881 году была им написана лишь одна песня «Мой Лизочек так  уж мал…» («Детская песенка») на слова  К.С. Аксакова…

Тематика детского цикла  крайне разнообразна: меткие, реалистические музыкальные картинки быта, через  детское восприятие услышанная жизнь природы, лирические размышления ребёнка о жизни, круг общений – бесед с родными, детские забавы и развлечения, мир шутливой сказки… Простой, ясный, доходчивый язык песен понятен и взрослому, и ребёнку.

Обилие различных образов  цикла обусловливает и жанровое разнообразие песен: песня-диалог, тонко сочетающая строфичность с характерными интонационными характеристиками двух действующих лиц, - такова первая песня цикла: «Бабушка и внучек», музыкальная басня «Кукушка», развёртывающаяся на основе тонкого следования тексту стихотворения и стремления запечатлеть детали в интонационно-речевой выразительности текста: песня-баллада «Легенда», песня-колыбельная – «Колыбельная в бурю»; бытовая идиллическая картинка «На берегу» и т.д.    Большое количество песен связано с жизнью природы. В цикле есть серия весенних песен: «Весна» («Травка зеленеет…»), «Весна» («Уж тает снег…»), «Весенняя песня», «Цветок». С миром осенней природы и осенних настроений связано «лирическое интермеццо» «Осень», перекликающееся по настроению с «Осенней песней» из фортепианного цикла «Временно года». Зимняя пора отражена в цикле в песне «Зима», представляющая собою эпизод из детского быта по стихотворению Плещеева «Из жизни». В …песне «Мой садик» приветствуется летняя природа. С группой песен, посвящённых природе, перекликается и песня «Птичка», одновременно являющаяся и зарисовкой сельского быта. Мир детства, связанный с самым близким и родным впечатлением детских лет – образом матери, тепло и сердечно запечатлён в песне-рассказе «Зимний вечер».

Одно из замечательных  свойств цикла  - сочетание чуткого отношения к поэтическому содержанию песен с исключительной свободой музыкального развития.[22, c.20]

Балеты.

Все три балета - "Лебединое  озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - основаны на сказочных сюжетах.

Балеты Чайковского — цельные, строго продуманные произведения. В  них невозможно менять последовательность танцевальных номеров, делать вставки  из произведений других авторов. Они  связаны единым замыслом. Их называют "балеты-симфонии", и всякие перестановки, вставки могут нарушить единую нить симфонического развития музыки.

Главное отличие балетной музыки Чайковского  — глубокая содержательность и танцевальность. Каждый сценический образ в ней получает свою музыкальную характеристику.

Современный балетный театр немыслим без П. И. Чайковского, без его  «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Драматическая, но в то же время мелодичная музыка этих балетов  одинаково волнует зрителей разных континентов и возрастов.

С появлением "Спящей красавицы" и "Щелкунчика" сформировалось новое явление - балетный театр Чайковского. Его сильного влияния не миновали ни Глазунов в "Раймонде", ни Игорь  Стравинский, преклонявшийся перед "Спящей красавицей". Балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира.

 

                       

бБалет "Лебединое озеро".

Большой балет в 4-х  действиях. Либретто предположительно составлено самим Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.

Предположительно, что источниками  либретто могли послужить романтические  сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса "Лебединый пруд", а  также "Ундина" Ламотт-Фуке - Жуковского. Некоторые образно-сюжетные мотивы либретто родственны произведениям  русской литературы. В либретто балета нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи: разлад мечты и действительности, стремление к идеалу, красоте и невозможность его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины ценою жизни.

Музыкально-драматургический стержень всего балета - тема-леймотив - "Лебединая песнь". От I акта до финала лейтобраз балета связан с  важнейшими этапами лирико-драматического действия, ни разу не становясь основой  для завершенной танцевальной формы. Важнейшее средство создания в музыке балета романтического и элегического настроения - последовательное использование ритма вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением драматургического значения ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен ("Крестьянский вальс", "Вальс лебедей" и "Вальс невест") - первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они открывали перспективу для балетной музыки будущего.

Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ  Одетты подготовлен и продолжен  в галерее женских образов  Чайковского в самых разных по жанру произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.

Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое  озеро" собрало и впитало все  богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.

                           Балет "Спящая красавица".

Сценарий И.А.Всеволожского  и М.Петипа по сказкам Ш.Перро. Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г.

Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабос. Лейтмотив каждой героини в целостном виде появляется в сценах, наиболее сложных в композиционном отношении - в финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени - Дезире II д., в симфоническом антракте "Сон". Сюита героев сказок Перро не столько традиционно-балетный "концерт", сколько цепь миниатюрных лирико-психологических зарисовок, мимолетное отражение основных "настроений" музыки балета ("Кот и кошечка", "Золушка и принц Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина"). Музыка стилизованных танцев свидетельствует о проникновении в стилистику балета классицистского письма. Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох" (сюита старинных танцев во II д., сарабанда из III д.); включение жанровых стилизаций, т. е. номеров "в стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз).

 

 

                         Балет "Щелкунчик".

Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, поисков смысла жизни, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства - вот основные образные сферы музыки Чайковского.

Традиционно в русском  балетном театре "Щелкунчик" воспринимался  как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Чайковского. Содержательная многослойность сказки Гофмана и ее музыкальное воплощ Балет сочинялся Чайковским в течение 1891-1892 года по заказу И.А.Всеволожского. Интересно, что сюжет известной сказки Гофмана (в переделке Дюма-сына) знаменитый балетмейстер М.Петипа разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище императорских театров в Петербурге. Позже он разработал сценарий для Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля. Но ставил балет другой балетмейстер - Л.Иванов, ранее поставивший 2 акт "Лебединого озера", который живет до сих пор на сценах ведущих театров мира. Судьба "Щелкунчика" была очень противоречивой: успех у публики и страшная ругань критики - это начало. Позже поиски гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом привели к множеству трактовок этой, казалось бы простой и ясной сказки. Поэтому "Щелкунчик" остается и на сегодняшний день одной из постоянно открываемых симфонических балетных партитур Чаение в балете Чайковского было замечено лишь в ХХ веке.[17]

П.И. Чайковский очень  любил детей и писал для  них на протяжении всей своей жизни. Его произведения для детей и  о детях занимают очень важное место в детской музыкальной  литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Музыка Чайковского в программах для общеобразовательной школы.

В настоящее время  невозможно себе представить музыкально-образовательную  систему любого уровня, в которой  бы не было музыки Петра Ильича Чайковского.

Сколько бы не существовало школьных программ – во всех важное место занимает музыка П.И. Чайковского. Рассмотрим несколько программ для общеобразовательной школы, какие произведения П.И. Чайковского включены в них?

Первая рассмотренная нами программа - это  «Программа по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского.[14] В неё вошли произведения разных композиторов, но и в том числе включены произведения П.И.Чайковского, которые используются в программе для начальной школы и в программе для 4-7 классов.

В программу для начальной школы и в программу для 4-7 классов вошли следующие произведения, по которым будут рассмотрены основные методические установки, их сопровождающие.

1.Первый класс, первая  четверть. Тема – «Три кита»  в музыке – песня, танец,  марш», 2-й урок, тема – «Марш»: «Марш деревянных солдатиков»  П. Чайковского – слушание  и исполнение в ансамбле с  учителем.

2. Первый класс, первая четверть. Тема – «Три кита» в музыке – песня, танец. Марш», 4-й урок, тема – «Танец»: «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского – слушание.

3. Первый класс, первая четверть. Тема – «Три кита» в музыке – песня, танец. Марш», 8-й урок, тема – «Киты» встречаются вместе»: «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского – слушание.

При исполнении «Танца с  кубками» на фортепиано рекомендуется  в первой и третьей частях подчёркивать более тяжёлый шаг (шествие). А  в средней – лёгкую танцевальность, с тем чтобы ребята лучше вслушивались в эту музыку и сами определили, что в ней сочетается танец с маршем. 

4. Первый класс, третья  четверть. Тема – «Куда ведут  нас «Три кита», 1-й урок : «Марш из 2-й части Второй симфонии» П. Чайковского – слушание.

5.  Первый класс,  третья четверть. Тема – «Куда ведут нас «Три кита», 2-й урок: «Танец маленьких лебедей» - фортепианная пьеса; фрагмент из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского – исполнение и слушание.

Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского