Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57


Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

              Второй раздел «Музыка и ты». Тема «Музыкальные портреты». П.И. Чайковский, «Детский альбом» «Баба яга» - слушание. Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они – обычные люди, наши современники. Или персонажи сказок?

Звучит пьеса «Баба-яга». Как звучала музыка? О ком она  рассказала? Какой характер у этого  незнакомца?

                  Второй раздел «Музыка и ты». Тема «Музыкальные инструменты» П.И Чайковский. «Детский альбом» «Сладкая грёза» - слушание, пение мелодии. На этом развороте вы увидите графическую запись начала этой пьесы, которая поможет детям наблюдать за развитием музыки. Предложите учащимся спеть мелодию каждого голоса, изображая движением (как будто играя на скрипке) сначала верхний голос, затеем нижний (как будто играя на виолончели)

                   Второй класс.

       Раздел  «День, полный событий». Знакомство с «Детским альбомом» П.И. Чайковского.

      Раздел  «День, полный событий». Тема: «Танцы, танцы, танцы…» знакомство с танцами «Детского альбома» П.И. Чайковского. В «Детский альбом», помимо бальных танцев (вальса, мазурки, польки), включена русская народная пляска «Камаринская», сопровождение к которой учащиеся исполняют по ритмической партитуре на развороте «Плясовые наигрыши» и «Музыка в народном стиле».

           Раздел  «День, полный событий». Тема: «Эти разные марши».П.И. Чайковский «Детский альбом» «Марш деревянных солдатиков – слушание. Ребятам предоставляется возможность сравнить музыку и рисунки разных танцев и маршей, выяснить, что общего и различного в «марше деревянных солдатиков» П.И. Чайковского и «марше» из «Детской музыки» С. Прокофьева.

         Раздел  «День, полный событий». Тема: «Расскажи сказку». П.И. Чайковский «Детский альбом» «Нянина сказка» - слушание. На этом развороте даются в сопоставлении «Нянина сказка» П.И Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева. Эти пьесы эффективнее разбирать с 1ячащимися непосредственно за инструментом.

        Раздел «Россия – Родина моя». Тема: «Колыбельные».

П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Мама» - слушание.

       Раздел «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Утренняя молитва», «В церкви». П.И. Чайковский, «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви» - слушание.

      Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тема: «Музыка в народном стиле». П.И. Чайковский, «Детский альбом»: «Русская песня» «Мужик на гармони играет», «Камаринская».

Сопоставление мелодий  этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания поможет учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приемы развития.

       Раздел «В музыкальном театре». Тема: «Сказка будет впереди», «Волшебная палочка», П.И. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик» - слушание, дирижирование.

        Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Тема: «Первый», П.И. Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром» I часть – слушание. Пусть ребята сравнят мелодию 1-й части концерта с другими произведениями П.И. Чайковского. Обнаружится ли какая-то особенность, характерная черта, которая роднит все его сочинения.

         Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Тема: «Мир композитора», П.И. Чайковский «Детский альбом», Первый концерт для фортепиано с оркестром, I часть – слушание. Пусть дети вместе с учителем попробуют обобщить особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева.

 

Третий класс.

        Раздел «Россия – Родина моя». Тема: «Мелодия – душа музыки», П.И. Чайковский Четвертая симфония, II часть – слушание. Пусть ребята, вслушиваясь в тему 2-й части Четвертой симфонии, задумаются о том, с чем связана эта музыкальная мысль, поразмышляют над словами П.И. Чайковского и ответят на вопросы учебника.

       Раздел «День полный событий». Тема: «Утро», П.И. Чайковский «Детский альбом», «Утренняя молитва» - слушание. На этом развороте даны две пьесы: «Утренняя молитва» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

        Раздел «В музыкальном театре». Тема: «Балет «Спящая красавица», П.И. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» - слушание и пропевание мелодии.

        Раздел «В музыкальном театре». Тема: «Две феи», П.И. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая красавица» - слушание.

       Раздел «В музыкальном театре». Тема: «Сцена на балу», П.И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица» - слушание, пение, дирижирование. Финал первого действия – слушание.

       Раздел «В концертном зале». Тема: «Музыкальное состязание», П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром – I часть, III часть – слушание.

                                    Четвёртый класс.

      Раздел «День, полный событий».

Тема: «Зимний вечер».

П.И. Чайковский, «Времена года»: «У камелька» - слушание.

       Раздел «День, полный событий»

Тема: «Ярмарочное гулянье». П.И. Чайковский, опера «Евгений Онегин» (заключительная сцена письма Татьяны) – мотив пастушьего наигрыша – слушание. «Детский альбом»: «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». – слушание. Песни из оперы «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку» и «Девицы-красавицы» - разучивание.

        Раздел: «В концертном зале».

Тема: «Вариации на тему рококо»

П.И. Чайковский «Вариации  на тему рококо». П.И. Чайковский Вариации на тему рококо для виолончели с  оркестром – слушание.

      Раздел: «В концертном зале»

Тема: «Годы странствий».П.И.Чайковский «Времена года», «Баркарола» - слушание.

        Послушав пьесу, обратите внимание детей выразительную певучую мелодию, в которой слышны интонации неспешного разговора, диалога, в волнообразном движении.

           Учебно-методический комплект «Музыкальный вернисаж» для пятого класса общеобразовательной средней школы. Ткачева Е.Е. [28]

          Учебно-методический комплект представлен учебником «Музыкальный вернисаж» (который содержит краткие биографические данные, иллюстрации и разные сведения, которые изложены доступным для детей языком) и рабочей тетрадью для учащихся пятых классов, а также методическими рекомендациями для учителей музыки. Предложенный музыкальный материал Учебно-методического комплекта является программным, им могут пользоваться учителя вне зависимости от выбранной ими учебной программы. В комплекте значительное внимание уделяется взаимодействию явлений изобразительности и выразительностью в музыке. В тематике уроков наблюдается влияние музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

          Учебно-методический комплект для пятого класса представлен 34 планами и программными содержаниями урока. Каждый урок имеет своё название и тему.

          Рассмотрим в учебно-методическом комплекте произведения П.И. Чайковского.

          Урок 2. Рассказ об изображении и выражении. Тема: «Особенности музыки как вида искусства»П.И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»: «Октябрь»; «Сцена письма» из оперы «Евгений Онегин» - слушание.

         Урок 3. Рассказ о друзьях-товарищах нашей героини. Тема: «Средства музыкальной выразительности». Слушание: П.И. Чайковский, увертюра-фантазия «Франческа да Римини»; тема первой части шестой симфонии.

           Урок 4. продолжение рассказа о помощниках Музыки. Тема: «Средства музыкальной выразительности». Слушание: П.И. Чайковский, финал четвёртой симфонии; «Шарманщик поёт», «Игра в лошадки».

           Урок 5. Рассказ о самом главном -  о душе музыки. Тема: «Программная музыка». Слушание: Первая часть шестой симфонии П.И. Чайковского.

           Урок 13. Рассказ о композиторе, который любил цветы, музыку и детей. Тема: «Творческий путь П.И. Чайковского». Слушание: «Сентиментальный вальс», отрывки и 1-ого концерта для фортепиано с оркестром. Отрывки из первой симфонии. Просмотр фильма « Чайковский. Шестая «Патетическая»».

           Урок 15. Рассказ о слиянии трёх искусств. Тема: «Программная музыка. Музыкальный образ. Особенности средств выразительности в раскрытии музыкального образа». Рассказ учителя о фортепианном цикле «Времена года». Слушание миниатюр (по усмотрению учителя). Если есть возможность показа видео, смотрим фильмы «Играет Плетнёв. «Времена года».

           Урок 29. Рассказ о крепком орешке. Рассказ учителя о немецком писателе Э.Т. Гофмане. Рассказ о сказке «Щелкунчик». Рассказ учителя об особенностях балета, его языке. Слушание. Анализ «Вальса снежных хлопьев».

           Урок 30.  Продолжение рассказа со скучным названием «рассказ о крепком орехе». Тема: «Особенности средств музыкальной выразительности в раскрытии образа». Повторное слушание «вальса снежных хлопьев». Рассказ учителя о Конфитюренбурге, фее Драже. Слушание «Вальса цветов».

         Урок 31.Продолжение рассказа о французской сказке на русский лад. Тема: «Образ сказочных героев через речевой и музыкальный разборы. Особенности музыки балета». Рассказ о балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Слушание, анализ пролога, интродукции к балету. Анализ двух контрастных тем-образов (речевой, музыкальный). Просмотр фрагментов балета.

           Урок 34. Рассказ о счастье, чувствах и искусствах. Тема: «Сила воздействия искусств на личность человека». Слушание: П.И. Чайковский «Масленица», Шестая симфония.

           Проанализировав содержащиеся в четырёх программах произведения П.И. Чайковского, мы выяснили, что некоторые произведения стали хрестоматийными и используются во многих программах.

          Так в представленных программах: программа «Музыка» Д.Б. Кабалевский; учебно-методический комплект для 104 классов Е.Д. Крицкая; программа «Преображение» (экспериментальная) Н.Ф. Байбак; учебно-методический комплект «Музыкальный вернисаж» Е.Е. Ткачева -

наиболее часто встречаются следующие произведения П.И.Чайковского: «Детский альбом» - «Марш деревянных солдатиков», «Утренняя молитва», «Сладкая грёза»; Вальс из балета «Спящая красавица»; Четвёртая симфония; Шестая симфония; фортепианный цикл «Времена года» - «Осенняя песня»; балет «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Па-де-де»;   Музыка к весенней сказке А. Островского «Снегурочка» - «Проводы масленицы»; Первый концерт для фортепиано с оркестром.

           Можно отметить произведения, которые встречаются только в определённой программе:

    1. Программа «Музыка» Д.Б. Кабалевский: «Танец с кубками», «Неаполитанский танец» и «Танец маленьких лебедей» из Балета «Лебединое озеро»; «Кот в сапогах и Белая кошечка» из балета «Спящая красавица»; увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
    2. Программа «Преображение» (экспериментальная) Н.Ф. Байбак: опера «Черевички» - сцена хора; Торжественная увертюра 1812г. (отрывок); «Легенда»; «Снегурочка»: «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли»; балет «Щелкунчик» - Арабский танец и Испанский танец; Колыбельная.
    3. Учебно-методический комплект для 1-4 классов Е.Д. Критская:   Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; Песня из оперы «Евгений Онегин» - «Девицы-красавицы» .
    4.   Поурочно-методическая разработка для 5 класса Е.Юдина: Увертюра-фантазия: Франческо да Римини; балет «Щелкунчик»- «Вальс цветов».

               Во всех изложенных программах музыка П.И. Чайковского представлена различными жанрами: от небольших фортепианных пьес до картин опер, частей из симфоний. И задача учителя музыки заключается в том, чтобы организовать художественный, музыкально-эстетический рост ученика, предлагая ему последовательно, всё более содержательно глубокие и сложные по музыкальной структуре и средствам выразительности произведения.

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.    Практическая работа по изучению произведений П.И. Чайковского.

Опытно-практическая работа проводилась мной на базе школы искусств с. Новоалександрова Владимирской области, а также в гуманитарной лингвистической гимназии №23 г. Владимира. На практике в гимназии мы неоднократно обращались к музыке П.И. Чайковского.

В программу для слушания в начальной школе, как известно, входят пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского. Эти пьесы — благодарнейший материал для музыкального воспитания детей, для развития их восприятия, формирования вкуса. Сборник этот широко используется не только в нашей стране, но и за рубежом.

Пьесы «Детского альбома» — это очаровательные миниатюры, исключительно выразительные, доступные  детям и по содержанию и по форме: короткие и почти все трехчастные (именно эта форма воспринимается детьми особенно хорошо). В данной главе я расскажу, как мы знакомила детей I—II классов с девятью пьесами из «Детского альбома».

Знакомя ребят с пьесами  из «Детского альбома», я рассказываю, о композиторе, о его творчестве, показываю его портрет. Дети узнают, что Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, которого знает весь мир. Петр Ильич очень любил природу и сочинил прекрасные песни и пьесы, в которых воспел ее красоту. Чайковский много путешествовал и с большим интересом слушал музыку народов тех стран, в которых он бывал. Композитор написал балеты-сказки: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Музыка этих балетов так хороша, что ее часто исполняют и на концертах.

Все эти сведения о композиторе даются не сразу, а постепенно, по мере того как дети знакомятся с тем или иным произведением.

 

 

                 

                  «Марш деревянных солдатиков».

Прежде чем исполнить  этот марш, рассказываю о том, что  великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил детей. У него среди них было много маленьких друзей. Петр Ильич специально для ребят сочинил пьесы и составил сборник, который назвал «Детским альбомом». В этом сборнике есть «Марш деревянных солдатиков». Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.

Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского