Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:02, курсовая работа
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему.
Методики для проведения диагностики развития музыкально – ритмических способностей у детей старшей группы.
Диагностическая методика №1.
Игра – текст «Шаги великана, Тома и гнома»
Цель: выявить уровень сформированости чувства метра.
Стимулирующий материал: часы – будильник и обозначенные на полу следы (вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15 – 20 см). Всего 16 следов – шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого четвертого шага (например, по периметру квадрата).
Описание игры – текста
Педагог: Давай с тобой поиграем в сказочные шаги. В стране «Тишина – лии» все жители ходят, как часы (в руки ребенка даются часы – будильник, ход которых – «тик – так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно
( педагог демонстрирует:
шаг – на звук часов «
тик» и приставной шаг –
на звук « так»), шаги его
маленького друга – гнома
Критерии оценки.
Высокий уровень – (3 балла). Точное обозначение шагов « великана, Тома и гнома» на протяжении всех 4 « тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов).
Средний уровень – (2 балла). Воспроизведение шагов с 2 – 3 нарушениями метрической координации. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16).
Низкий уровень – (1 балл). Сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Не завершенная дорожка при сбивчивом шаге.
Диагностическая методика №2.
Музыкально – ритмическое упражнение « Марш, вальс, полька».
Цель:
Стимулирующий материал: аудиозапись музыкальных произведений: « Марш» Ю. Чичкова, «Вальс» муз. И. Штрауса, « Полька» муз. М. Глинки.
Описание музыкально – ритмического упражнения.
Педагог: Ребята, когда услышите « Марш» - шагаете бодрым шагом, четко, поднимая высоко колени. На « Вальс» - кружитесь вокруг себя, легко на носочках. Под « Польку» - выполняете пружинку с поворотом то вправо, то влево.
Критерии оценки:
Высокий уровень – (3 балла). Безошибочное и точное выполнение упражнений.
Средний уровень – (2 балла). Исполнение движений с 1 – 2 ошибками.
Низкий уровень – (1 балл). Неверное исполнение движений, или выполнение движений с помощью воспитателя.
Диагностическая методика № 3.
Дидактическая игра – текст « Ладошки».
Цель: выявить уровень сформированости метрической способности.
Стимулирующий материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла», «Елочка» М. Красева, детская песенка «Петушок».
Описание игры – текста.
Педагог. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем « спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Критерии оценки.
Высокий уровень – (3 балла). Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.
Средний уровень – (2 балла). Воспроизведение метра с 1 -2 нарушениями и с некоторой помощью голоса (проговаривание шепотом).
Низкий уровень – (1 балл). Неровное, сбивчивое метрическое исполнение при помощи голоса.
Диагностическая методика № 4.
Дидактическая игра « Сыграй, как я».
Цель: Выявить уровень сформированости чувства ритма.
Стимулирующий материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Описание дидактической игры.
Педагог: Сейчас я прохлопаю вам ритмический рисунок, а вы его повторите на одном из инструментов. Кому, какие инструменты понравились? Готовы? Будьте внимательны.
А.
Б.
В.
Критерии оценки:
Высокий уровень – (3 балла). Безошибочное воспроизведение ритмического рисунка на любом из музыкальном инструменте.
Средний уровень – (2 балла). Воспроизведение ритмического рисунка с 1 -2 ошибками.
Низкий уровень – (1 балл). Неверный, сбивчивый ритмический рисунок.
Приложение № 2.
Протокол беседы с воспитателем.
Дата 4.03.2010
Время: 13:30
1)Нужны ли музыкальные игры для детей?
Медведева Е.Б.: Конечно, ведь они много значат в развитии детей.
2)Какое место должны занимать музыкальные игры в быту детского сада?
Медведева Е.Б.: Одно из ведущих. Их необходимо включать в работу с детьми.
3)Какие трудности вы испытываете при проведении музыкальных игр?
4)Пособия хранятся в группе?
5)Какое влияние оказывают музыкальные игры на развитие ребенка?
6)Как часто проводятся музыкальные игры и развлечения для детей?
Вопросы изменить и добавить новые – до 10
Информация о работе Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально - игривой деятельности