Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
Наряду с неизбежным использованием вышеперечисленных правовых механизмов, федеральный центр просто обязан в постоянном и тесном взаимодействии с вновь избранными руководителями органов государственной власти регионов использовать все имеющиеся в его арсенале методы принуждения и убеждения, чтобы постепенно сглаживать различие в социальном и экономическом уровне обеспечения политических прав и свобод граждан, в том числе и права на осуществление местного самоуправления, - то, что и делает нас гражданами единого государства.
Таким образом, одной из главных
и политически сложных задач
второго этапа реформы местного
самоуправления, имеющего целью создание
условий организационной и
Огромное значение для
успешного решения этих проблем
может и должно оказать усиление
роли и влияния на региональном уровне
муниципальной группы, ее участие
в формировании субъектного законодательства
по вопросам местного самоуправления.
Понимание необходимости
Возможно использование следующих организационных форм такого участия:
через поддержку на выборах от своих территорий конкретных кандидатов, выступающих носителями
"муниципального заказа"
в целом и лоббирования
через непосредственное участие в выборах и работе законодательного органа государственной власти
представителей муниципальной власти, включая и непосредственно глав муниципальных образований;
наконец, наиболее кардинальная и эффективная форма защиты муниципальных интересов в
законодательном органе - двухпалатная
система организации
(вторая палата формируется
прямым делегированием
типу Совета Федерации).
Первый метод понятен
и наиболее распространен в технологии
формирования и деятельности любого
представительного органа власти, и
проблема тут только в своевременном
осознании самими муниципальными образованиями
и их лидерами необходимости
Второй подход, в силу
недостаточной проработанности
федерального и регионального
Однако правовой анализ по
этому вопросу показывает, что
действующее федеральное
Возможные соответствующие
ограничения могут быть предусмотрены
региональными законами (в том
числе и по вполне понятному желанию
исполнительной власти избежать законодательного
влияния на процесс разграничения
полномочий и собственности, квалифицированного
контроля за своей деятельностью
со стороны профессионально
Что же касается внедрения
в систему организации
Необходимо заметить, что задача муниципальной группы в некоторой мере облегчается тем, что объективно в усилении роли муниципального уровня при формировании региональных парламентов должны быть заинтересованы все три уровня власти: муниципальный, региональный и федеральный. Последние крайне нуждаются в конструктивности взаимодействия региональных законодателей с исполнительной властью и отходе от излишней идеологизации неизбежных противоречий между представительной и исполнительной властью. Кроме того, для федеральной власти принципиально важен качественный состав региональных парламентов, обеспечивающий политическую лояльность или хотя бы предсказуемость своего председателя, обладающего в качестве члена Совета Федерации полновесным голосом при решении важнейших вопросов на федеральном уровне.
Все же, несмотря на то, что
на федеральном уровне государственной
власти остается еще достаточно других
нерешенных вопросов, с принятием
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" и проведением
на его основе муниципальных выборов,
дальнейшее развитие реформы местного
самоуправления переместилось на уровень
субъектов Российской Федерации, войдя
в прямую зависимость от мудрости
и ответственности
Именно активное участие
муниципальных политиков в
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Г
оворя о реализации конституционного
права населения на осуществление
местного самоуправления, необходимо
осознавать, что эффективность этого
процесса во многом зависит не только
от наличия всего комплекса
Одним из факторов самостоятельности
местного самоуправления Конституция
РФ, а за ней и Федеральный закон
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" определяют
право населения на самостоятельное
определение структуры органов
местного самоуправления. На практике
это осуществляется самостоятельной
разработкой устава муниципального
образования, в котором, наряду с
другими вопросами местного значения,
указывается структура и
принципах организации местного самоуправления в РФ").
Уже имеющаяся практика подготовки
и принятия муниципальных уставов
показывает, что этот, важнейший
для последующего успешного функционирования
муниципального образования, процесс
проходит зачастую под воздействием
политической или личностной конъюнктуры
как органов и должностных
лиц государственной власти региона,
так и должностных лиц местного
самоуправления. Проще говоря, во многих
случаях право жителей
Одно из проявлений такой тенденции выражается в разработке на уровне субъекта Федерации так называемых типовых уставов муниципальных образований.
Наиболее ярким отражением
таких процессов стала
Государственным Советом Чувашской Республики был разработан и принят типовой устав муниципального образования, отражающий представления законодателя о принципах организации местного самоуправления в республике. Почти одновременно с этим контрольно-организационным управлением администрации Президента республики был подготовлен альтернативный типовой устав, отражающий позицию по этому вопросу администрации Президента республики.
Главы районных администраций не особенно скрывали, что на них было оказано определенное давление, с тем, чтобы типовой устав, подготовленный администрацией (кстати, содержащий грубейшие нарушения как федерального, так и республиканского законодательства) решениями немногочисленных и управляемых районных "парламентов", обрел статус полноценной "районной конституции". Министерство юстиции республики, закрыв глаза на явные противоречия законодательству, регистрирует такие "продукты" волеизъявления населения, ссылаясь на то, что процедура регистрации является "формальностью". Госсовет республики обращается в Государственную Думу, к прокурору, в другие федеральные и республиканские инстанции... В общем, пошла писать губерния.
А ведь и процитированное
в эпиграфе положение Конституции
России и соответствующие нормы
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" вовсе
не случайно определяют необходимость
решения этого вопроса в самих
муниципальных образованиях, а не
на уровне субъекта Федерации. Различие
в структуре органов местного
самоуправления диктуется не тем, в
каком "суверенном" субъекте Российской
Федерации находится данное муниципальное
образование, а характерными особенностями
именно самого муниципального образования
- его территорией, численностью населения,
географией расположения и многими
другими конкретными
На тех общих принципах, которые диктуют необходимость той или иной конкретной структуры органов местного самоуправления, исходя из общемирового опыта решения подобных проблем, и хотелось бы сейчас остановиться.
I. Общие принципы муниципальной организации
В соответствии с осуществляемой в стране реформой местного управления на принципах
самоуправления население муниципального образования получает право на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Муниципальным образованием действующее законодательство определяет любое городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Такими муниципальными образованиями являются:
город, район в городе, поселок;
сельские поселения (село, деревня, станица, хутор);
район (уезд);
волость, сельский округ (группа сельских населенных пунктов с закрепленными за ними территориями),
сельсовет и другие.
Конкретные виды муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов
РФ с учетом исторических
и иных местных традиций (так, в
соответствующих законах
Реализация населением конституционного права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного самоуправления и избираемых должностных лиц.
Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (на него могут быть вынесены вопросы распоряжения муниципальной собственностью, строительства или приобретения объектов муниципального хозяйства, планы и программы развития муниципального образования), необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой для осуществления возложенных на них населением функций.
Информация о работе История и современное правовое регулирование