Муниципальный заказ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать особенности правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и решались следующие задачи:
анализ содержательной стороны понятия «муниципальный заказ»;
выявление особенностей правовой природы муниципального заказа;
выявление и исследование составляющих системы муниципального заказа, принципов и способов его размещения;

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальный заказ (диплом).doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

4) осуществляется работа  по поддержанию мобилизационных  мощностей;

5) возникла потребность  в работах или услугах, выполнение  или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;

6) возникла потребность  в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования);

7) производство товаров, выполнение работ, оказание услуг  осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

8) представлена только  одна заявка на участие в  конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка;

9) только один участник  размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;

11) конкурс или аукцион  признан несостоявшимся и государственный  или муниципальный контракт не заключен;

12) размещается заказ на  оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

5. Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах. Размещение заказов на поставки биржевых товаров для муниципальных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах. Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Предметом муниципального контракта, заключенного заказчиком с участником биржевой торговли в ходе биржевых торгов, являются поставки биржевых товаров. Особенности заключения муниципального контракта в ходе биржевых торгов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле и требованиями к заключению муниципальных контрактов.

 

2.3. Муниципальный контракт и его роль в механизме муниципального заказа

 

Проблема муниципального контракта как важнейшего этапа процедуры реализации муниципального заказа и его роли в системе муниципального заказа является в настоящее время предметом особого внимания правовой науки. Причины такой актуальности состоят в следующем: на территории муниципального образования, кроме муниципальных предприятий и организаций, в отношении которых органы местного самоуправления  непосредственно осуществляют большой объем управленческих и контрольных функций, нередко размещаются предприятия иных форм собственности. В соответствии с законодательством муниципальные органы не вправе устанавливать какие-либо ограничения в их хозяйственной деятельности, если иное не предусмотрено законом. Однако нужды и запросы развития территории не могут не затрагивать интересы всех хозяйствующих субъектов данного муниципального образования.

Рассмотрим основные направления взаимодействия  органов самоуправления с такими хозяйствующими субъектами и то, как их определяет законодательство Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждения и организации, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, должны строиться на договорной основе. При этом не раскрывается содержание и сущность такого договора1.

К.Ф. Шеремет и И.И. Овчинников считают, что речь должна идти прежде всего о договорах в гражданско-правовом смысле, поскольку и органы местного самоуправления, и хозяйствующие субъекты являются равноправными участниками гражданско-правовых отношений, между которыми могут возникать самые разнообразные виды обязательств, предусмотренных ст.ст. 2, 124, 125, 127 Гражданского кодекса РФ.

Муниципальный заказ как нельзя лучше отвечает требованиям такого договорного взаимодействия. Муниципальный контракт является экономической и правовой основой взаимоотношений органов местного самоуправления, выступающих в роли заказчика на товары и услуги для удовлетворения муниципальных нужд, с организациями, выполняющими функции поставщика данных товаров и услуг. Он позволяет закрепить и учесть интересы заказчика в лице органа местного самоуправления, поставщика в лице организации, предоставляющей товары и услуги, и конечного потребителя товаров и услуг – населения муниципального образования.

В правовой науке под договором вообще понимается соглашение сторон об установлении, изменении и прекращении их прав и обязанностей. Договор характеризуется следующими признаками: свободное волеизъявление сторон, согласие сторон по всем существенным условиям договора, юридическое равенство сторон в договорных отношениях, юридические гарантии исполнения договоров, возмездный (по общему правилу) характер действий сторон в решении предусмотренных задач, взаимная ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств7.

В  ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. При этом, расторжение муниципального контракта допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Также установлено, что по согласованию с поставщиком  (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта, но не более чем на пять процентов такой цены.

В контракт должны включаться обязательные условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Муниципальный контракт может быть заключен на выполнение научно-конструкторских и научно-исследовательских работ, строительства, реконструкции, ремонта, технического перевооружения, обслуживания, содержания объектов, находящихся в муниципальной собственности; работ по ремонту и модернизации оборудования, находящегося в муниципальной собственности, его гарантированному обслуживанию и утилизации; на производство и поставку продукции, жилищно-коммунальные, социально-культурные, транспортные услуги, а также другие работы и услуги.

Конкретизируя это определение, А.Н. Костюков и С.В. Арбузов  понимают под муниципальным контрактом договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета8.

В целом муниципальный контракт представляет собой комплексный правовой документ, содержащий одновременно и гражданско-правовые, и административно-правовые нормы. На это справедливо указывают А.П. Алехин и Ю.М. Козлов, подчеркивая, что «государственные или муниципальные контракты (договоры) как правовые формы реализации государственных заказов имеют ту особенность, что сочетают в себе элементы административно-правового и гражданско-правового договоров»9.

Аналогично мнение В.И. Новоселова, что «наряду со сферой оборота, основанного на гражданско-правовых отношениях, существует сфера оборота, включающая государственные контракты, базирующаяся на сочетании гражданско-правовых и административно-правовых начал, т.е. юридического равенства и административного соподчинения сторон»10.

ГК РФ в отношении государственных и муниципальных образований получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений. В пункте  1  ст.  124  ГК  РФ сказано, что Российская Федерация и муниципальные образования вступают в гражданские правоотношения на равных началах с другими участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Как видим, современное российское гражданское законодательство исходит из того, что режим, предусмотренный для различных форм собственности, в условиях рынка должен быть в своей основе единым11.

На практике зачастую органы местного самоуправления выступающие в роли заказчика муниципального заказа, отказываются от выполнения своих обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, приводя различные аргументы (положенные трансферты выделили не в полном объеме, возникли не запланированные срочные расходы, налоги поступают неравномерно и др.). При этом органы местного самоуправления никак не хотят смириться с тем, что они равноправные участники гражданско-правовых отношений, отвечать по своим обязательствам должны наравне со всеми и особыми правами в гражданско-правовых сделках не обладают12.

Свобода договора является основным принципом современного гражданского права, который зафиксирован в  п.  1  ст.  421  ГК РФ. Понуждение к заключению договора не допускается  за исключением случаев, когда это предусмотрено ГК РФ, иным законом или добровольно принятым обязательством. Договорное право выражается:

  • в праве участников гражданского оборота самостоятельно решать, следует им заключать договор или нет;
  • в предоставлении гражданам и юридическим лицам реальной свободы в выборе контрагента по договору;
  • в юридическом равенстве сторон в процессе достижения соглашения; 
  • в самостоятельности сторон в определении вида (разновидности) договора, которому они хотят подчинить свои правоотношения;
  • в возможности заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом (смешанный договор);
  • в праве сторон самостоятельно вести переговоры с целью достижения соглашения путем использования любых правомерных способов и без ограничения во времени, а также в решении вопроса о целесообразности продолжения договоров;
  • в регулировании взаимоотношений участников договора преимущественно диспозитивными (дозволительными) нормами, которые действуют только в том случае, если иное правило не предусмотрено в самом договоре, разработанном сторонами.

Помимо этих очевидных условий исполнения договора, в том числе муниципального контракта, выделяют еще ряд важнейший принципов договорного права. К ним относят надлежащие исполнение по всем условиям договора (предмету, срокам, месту исполнения, адресатам и т.д.), сотрудничество сторон, в том числе кредитора с должником, экономичность, т.е. исполнение эффективным, но соответствующим условиям договора способом, реальное исполнение, т.е. выполнение обязательств в натуре независимо от возмещения убытков и уплаты неустойки должником1.

Цели муниципальных контрактов в отличие от договоров частноправового характера, во-первых, нормативно определены, во-вторых, имеют публично-правовой характер и,  в-третьих, не являются коммерческим в том смысле, что муниципальное образование, будучи некоммерческой организацией, реализует публичные интересы и не ставит задачи извлечения прибыли в качестве основы для своей деятельности. 

Договор поставки представляется наиболее оптимальной договорной формой регулирования отношений, связанных с выполнением заказов для муниципальных нужд. Он опосредует как отношения муниципального заказчика с исполнителем заказа, регламентируемые муниципальным контрактом на поставку товаров для муниципальных нужд, так и от ношения, которые складываются между исполнителем и конкретными получателями товаров, производимых в соответствии с заказом для муниципальных нужд.

Вместе с тем имеются существенные отличия муниципального контракта от договора поставки. Так, одним из основных признаков договора поставки является то, что в качестве покупателя по договору поставки должна выступать коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью1. В отличие от обычных гражданско-правовых договоров поставки покупателем и обязательным участником муниципального контракта является муниципальное образование в лице уполномоченных органов местного самоуправления, именуемых муниципальными заказчиками.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По сути, в некоторых случаях муниципальный заказ – это подряд, поэтому данное положение соответствует и контракту на выполнение муниципального заказа.

В соответствии со статьей 763 Гражданского Кодекса РФ подрядные работы, предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.

По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия и осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если предметом муниципального заказа выступают определенные услуги, то следует использовать положения статьи 779 Гражданского Кодекса РФ.

Указанные особенности муниципального контракта требуют установления особого порядка заключения договора и урегулирования разногласий, возникающих при этом, гарантированности муниципальным заказчиком платежей за поставленные товары.

Итак, порядок заключения и выполнения муниципальных контрактов относится к сфере правового регулирования гражданского законодательства.

Информация о работе Муниципальный заказ