Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:32, дипломная работа
Цель данного проекта – повышение эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)».
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
- проанализировать нормативно-правовую базу системы управления образованием
Введение………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам подготовки кадров в системе образования……………………………………………………..……
6
1.1. Понятие, сущность управления подготовкой кадров в сфере образования……………………………………………………………………..
6
1.2. Механизмы, регулирующие подготовку кадров в сфере образования....
8
Глава 2. Нормативно-правовая база кадровой политики в системе образования ……………………………………………………………………
16
2.1. Федеральное законодательство в области образования…………………
16
2.2. Совершенствование правовых основ на уровне субъекта федерации…
24
Глава 3. Анализ муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…………………………………………………………………………
27
3.1. Структура и функции муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…..
3.2. Анализ работы муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»….. Глава 4. Пути повышения эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» по совершенствованию кадровой политики……...…….……………………..
4.1. Объективная необходимость повышения эффективности работы по подготовке кадров………………….…………………………………………...
4.2. Предложения по совершенствованию кадровой политики в системе образования……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………….
27
44
59
59
60
64
67
Основные задачи:
-разработка и реализация государственной политики в сфере образования;
-формирование
и реализация концепции
-разработка
и контроль исполнения
-организация профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях профессионального образования;
-подготовка
специалистов педагогического
-разработка перечней профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение и подготовка;
-государственная
оценка качества учебно-
-государственная
аккредитация образовательных
В ключе основных задач Министерство
разрабатывает программы в сфер
Министерству
предоставлено право
установленной компетенции инспектирование
образовательных учреждений
и органов управления образованием на
территории РФ, проверки в
образовательных учреждениях, непосредственно подчиненных Министерству; создавать, реорганизовывать
и ликвидировать образовательные учреждения,
непосредственно подчиненные ему.
К основным задачам его также отнесены:
-формирование
и реализация стратегии
-определение его содержания; создание единой системы оценки деятельности образовательных учреждений, вузов;
-совершенствование экономического механизма функционирования системы высшего образования;
-развитие материально-технической и экспериментально-
-организация
и развитие международного
Министерство
разрабатывает и реализует
В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, являются: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие имеются на федеральном уровне, для создания двух специализированных органов образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области образования локализованы пределами территорий субъектов РФ, ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и отдельных их видов в частности (вузов и др.) Это не исключает того, что в отдельных субъектах РФ могут быть свои решения вопросов непосредственного подчинения тех или иных конкретных образовательных учреждений.
Органы
управления образованием создаются
в том же порядке, в каком
и другие отраслевые органы. А общая
для всех органов управления образованием
компетенция осуществляется с учетом
масштабов их деятельности и региональных
особенностей.
Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
На все органы государственного управления образованием возложено обязательное осуществление в области образования следующих функций:
-реализация федеральных и международных программ;
-участие в разработке образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
-государственная
аккредитация образовательных
-разработка
перечней профессий,
-прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
-создание
государственных фондов
-разработка
государственных нормативов
-прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
-контроль
исполнения законодательства
Институт управления образованием, как часть административного права РФ также находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Поэтому, для полного исследования управления образованием в современной России, чрезвычайно важным является вопрос компетенции каждого из органов входящего в систему управления.
Разграничению компетенций органов управления образованием посвящены статьи 28-32 ФЗ «Об образовании».
Федеральные органы управления образованием задают тон политике государства в области организации образовательного процесса и координируют деятельность нижестоящих инстанций.
В исключительной компетенции РФ находится:
-регулирование
трудовых отношений,
-лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
Кроме того, центр осуществляет прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Ряд полномочий субъектов РФ корреспондируют полномочиям РФ. Так, в частности, субъекты РФ вслед за центром осуществляют:
-издание
нормативных документов в
-осуществление
федеральной политики в
-обеспечение
соблюдения законодательства
-формирование
государственных органов
-разработка
и утверждение типовых
Важно
отметить, что осуществление политики
в области образования субъекта
К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относится:
-осуществление
федеральной политики в
-разработка
и реализация региональных
-формирование
государственных органов
-назначение
руководителей этих органов:
-установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил,
санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса;
-организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
-организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров;
-обеспечение
соблюдения законодательства в
области образования и
Среди особенных полномочий субъектов необходимо выделить:
-установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
-установление местных налогов и сборов на цели образования;
-разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
Отдельного внимания заслуживает вопрос разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. Этому вопросу посвящены нормы ст.30 Закона «Об образовании».
Таким образом, государственное управление - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Государственно-управленческая деятельность — функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.
Глава 2. Нормативно-правовая база кадровой политики в системе
образования
2.1.
Федеральное законодательство
В комплекс законодательства РФ в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию РФ [1], Федеральный закон №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» [3] с последующими изменениями, а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:
-Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [5];
-Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" [6];
-Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования в 2000-2005 гг." [7].
В эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области управления образованием.
Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:
-разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
-регулируют
в рамках установленной
3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствие с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования.
Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.