Повышение эффективности деятельности муниципального управления «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного проекта – повышение эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)».
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
- проанализировать нормативно-правовую базу системы управления образованием

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам подготовки кадров в системе образования……………………………………………………..……

6
1.1. Понятие, сущность управления подготовкой кадров в сфере образования……………………………………………………………………..

6
1.2. Механизмы, регулирующие подготовку кадров в сфере образования....
8
Глава 2. Нормативно-правовая база кадровой политики в системе образования ……………………………………………………………………

16
2.1. Федеральное законодательство в области образования…………………
16
2.2. Совершенствование правовых основ на уровне субъекта федерации…
24
Глава 3. Анализ муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…………………………………………………………………………


27
3.1. Структура и функции муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…..
3.2. Анализ работы муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»….. Глава 4. Пути повышения эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» по совершенствованию кадровой политики……...…….……………………..
4.1. Объективная необходимость повышения эффективности работы по подготовке кадров………………….…………………………………………...
4.2. Предложения по совершенствованию кадровой политики в системе образования……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………….

27

44



59

59

60
64
67

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный Домотов М.М. нормоконтроль.docx

— 129.38 Кб (Скачать файл)

Так, можно выделить следующие постановления  правительства:

-Постановление  Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе государственного управления образованием в РФ»;

-Положение  о лицензировании образовательной  деятельности, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 18 октября  2000 г. N 796 [10];

-Положение  о государственной аккредитации  высшего учебного заведения, утвержденное  постановлением Правительства РФ  от 2 декабря 1999 г. N 1323 [12],

-Постановление  Правительства РФ от 17.12.01 № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности";

-Положение  о Министерстве образования и  науки РФ, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 15.06.2004 г. №280;

-Положение  о Федеральном агентстве по  образованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. №288;

-Положение  о Федеральной службе по надзору  в сфере образования и науки,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 17.06.2004 г. №300;

-Постановление  Правительства РФ от 23.12.2005 г. №803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.».

Кроме того, постановлениями Правительства  РФ утверждены и следующие типовые  положения:

-Об образовательном  учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;

-О  межшкольном учебном комбинате  от 30 декабря 1999 г. №1437;

-Об общеобразовательной  школе-интернате с первоначальной  летной подготовкой от 05 сентября  1998 г. №1046;

-Об  образовательном учреждении для  детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи от 31 июля 1998 г. №867;

-О кадетской  школе (кадетской школе-интернате  от 15 ноября 1997 г. №1427);

-О создании  общеобразовательных учреждений  — кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 г. № 118-рп;

-Об оздоровительном  образовательном учреждении санаторного  типа для детей, нуждающихся в длительном лечении от 28 августа 1997 г. №1117;

-О  специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии  от 12 марта 1997 г. №288;

-О суворовских  военных, нахимовских военно-морских  училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах от 11 июня 1996 г. №696;

-О  военно-музыкальных училищах и  музыкальных кадетских корпусах;

-Об  образовательном учреждении для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01 июля 1995 г. №676;

-Об  образовательном учреждении дополнительного  профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26 июня 1995 г. №612;

-Об  общеобразовательной школе-интернате;

-Об  общеобразовательном учреждении  от 19 марта 2001 г. №196;

-Об  учреждении начального профессионального  образования;

-О  среднем профессионально-техническом  училище;

-О специальном  учебно-воспитательном учреждении  для детей и подростков с девиантным поведением от 25 апреля 1995 г. №420;

-Об образовательном  учреждении дополнительного образования  детей от 7 марта 1995 г. № 233;

-О  дошкольном образовательном учреждении  от 1 июля 1995 г. № 677;

-Об  образовательном учреждении для  детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19 сентября 1997 г. №1204.

В комплекс нормативных актов об управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств  и ведомств. В отношении таких  документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства  Российской Федерации от 13 августа  1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Основу  ведомственных нормативных документов составляют:

1) акты Минобразования РФ:

    -Положение о порядке лицензирования  образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442 [11],

   -Положение о государственной  аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574 [12];

   -Положение о порядке аттестации  и государственной аккредитации  образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от22мая1998г.№ 327 [13];

  -Положение о государственной  аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки

специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 133 [14];

2) Постановления Госкомвуза:

-Положение  об итоговой государственной  аттестации выпускников высших  учебных заведений в Российской  Федерации, утвержденное постановлением  Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. № 3 [15].

В совокупность актов данной группы также можно  включить отдельные акты Минздравмедпрома и некоторые другие, направленные на урегулирование отдельных вопросов управления образованием.

Задачами  законодательства РФ в области образования  являются:

-разграничение  компетенции в области образования  между органами государственной  власти и органами управления  образованием различных уровней;

-обеспечение  и защита конституционного права  граждан РФ на образование;

-создание  правовых гарантий для свободного  функционирования и развития  системы образования РФ;

-определение  прав, обязанностей, полномочий и  ответственности физических и  юридических лиц в области  образования, а также правовое  регулирование их отношений в  данной области.

 Закон  РФ «Об образовании» юридически  закрепил новую философию образования,  новые принципы образовательной  политики и выразил их в  виде правовых норм. Очень важно,  что законодательно была установлена  приоритетность образования, регламентированы  меры по финансированию системы  образования, установлена защита  системы образования от приватизации  и введены льготы для системы  образования. В 1996 г. закон претерпел существенные изменения.

  В нем были дополнены и уточнены  нормы, касающиеся гарантий прав  граждан на образование, закреплены  за образовательными учреждениями  в бессрочное бесплатное пользование  земельные участки; включены нормы,  установившие минимальный размер финансирования образования и разрешающие государственным вузам осуществлять, сверх государственных заданий, подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами. Были расширены социальные гарантии работников учреждений образования, расположенных в сельской местности. Введены ежеквартальные индексации нормативов и абсолютных размеров финансирования образовательных учреждений. Новая редакция Закона РФ «Об образовании» запретила приватизацию и разгосударствление системы государственного и муниципального образования. Таким образом, /Закон РФ «Об образовании» дает правовую основу для проведения государственной образовательной политики, т.е., по существу, регламентирует порядок государственного управления сферой образования. В то же время в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» образовательные учреждения автономны. Т.е. предполагается радикальная перестройка всей системы управления образованием, совершенно изменяется понятие контроля за работой образовательного учреждения. Это выносит управление образованием в системе «исполнительная власть - образовательное учреждение» на качественно иной уровень.

В настоящее время нормативно-правовая база отечественного образования насчитывает около 400 актов федерального уровня (без учета нормативных актов федеральных органов исполнительной власти по управлению образованием) - законы, постановления палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства. Это - солидный фундамент, способный обеспечить нормальное функционирование системы образования.

 

2.2. Совершенствование правовых основ на уровне субъекта

 Федерации

В комплекс законодательства РС(Я) в области управления образованием входят:

-Закон  «Об образовании» от 23 мая 1995 г. №59 (с изменениями и дополнениями от 26 апреля 2001 г. 3 №277-11, 17 октября 2003 г. 78-3 №171-III, 16 июня 2005 г. №513-III)[17]

 - Закон «Об учителе» от 14 июня 1995 г. №67-11 (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2002 г. 12-3 №351-II)[18];

-Закон  «О государственном сельском  образовательном учреждении» от 11.04.2000 г. 3№169-11[19];

-Постановление  Правительства от 13 июля 2000 г. №378 «О приглашении специалистов на контрактной основе для работы в школах арктических улусов республики»[21];

Постановление Правительства PC (Я):

-  №548 от 29.10.2002 г.  «О выделении средств  на приобретение и строительство  жилья для работников образования» [22]

Распоряжение  Правительства PC (Я):

-№ 393-р  от 19.04.2003 г. «О направлении средств  на приобретение жилья для  работников образования»[29].

2003-2004 гг.

Постановление Правительства PC (Я) «О мерах по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования 2004 г.»

2004-2005 гг.

Указ Президента РС(Я) №2349 от 26.09.2005 г. «О первоочередных мерах обеспечения педагогическими кадрами школ Республики Саха (Якутия)»[20]   .

-Постановление  Правительства РС(Я) №591 от 27.10.2005 г. «О реализации первоочередных мер по обеспечению педагогическими кадрами школ РС(Я)»[27];

-Программа  «Строительство образовательных  учреждений в сельской местности  РС(Я) на период 2004-2008 гг.», утвержденная постановлением Правительства РС(Я) от 08.07.2004 № 317[28];

-Положение  №614 о МО РС(Я) от 10 ноября 2005 г.;

-Программа  обеспечения профессиональными  кадрами отраслей экономики и  социальной сферы РС(Я) на период 2006 - 2010 гг., одобренная расширенной коллегией МО РС(Я) от 09.11.2005 г. №3.

Таким образом, в настоящее время нормативно-правовая база отечественного образования насчитывает  около 400 актов федерального уровня (без учета нормативных актов федеральных органов исполнительной власти по управлению образованием) - законы, постановления палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства. Это - солидный фундамент, способный обеспечить нормальное функционирование системы образования.

Закон РФ «Об  образовании» дает правовую основу для  проведения государственной образовательной  политики, т.е., по существу, регламентирует порядок государственного управления сферой образования.

РС(Я) вслед за центром осуществляет:       

-издание  нормативных документов в пределах  своей компетенции;

-обеспечение  соблюдения законодательства РФ  в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

-разработку  и утверждение типовых положений  об образовательных учреждениях.

-разработку  и реализацию региональных программ  развития образования с учетом национальных, региональных особенностей.

Республика  Саха (Якутия) занимает площадь 3103,2 тыс. кв.км. и расположена на Северо-Востоке азиатской части Российской Федерации. Плотность населения составляет 0,3 чел. на 1 кв.км. 65% населения проживает в 13 городах и 62 рабочих поселках, остальная часть населения проживает в 601 сельском населенном пункте. Сельские населенные пункты имеют малую численность населения и дисперсное размещение по всей территории республики. В 78,4% всех населенных пунктов проживает менее тысячи человек. Отсутствие круглогодичной наземной связи приводит к тому, что периодически многие населенные пункты остаются изолированными от центров улусов, наслегов, и от столицы РС(Я).

Сложившееся по территории республики размещение учреждений социальной инфраструктуры, в т.ч. учреждений общего образования, зависит от следующих факторов:

-  расселения  населения;

-  уровня транспортной доступности;

-  половозрастной структуры населения.

Таким образом, Республика Саха (Якутия) имеет существенные региональные особенности функционирования общеобразовательных учреждений, к  ним можно отнести:

  1. Существующее исторически сложившееся расселение на территории Республики Саха (Якутия)  является очаговым, дисперсным, что обуславливает размещение и функционирование общеобразовательных школ.
  2. Территория Республики Саха (Якутия)  имеет низкий уровень развития транспортной сети. Характер транспортной доступности является в основном сезонным, круглогодичную наземную связь между населенными пунктами имеют 58 % населенных пунктов.
  3. Функционирование и развитие общеобразовательных школ в отдаленных и небольших населенных пунктах являются объективно необходимыми с учетом национальных особенностей и типа расселения населения.

 Среди  многих проблем в системе образования  можно назвать проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений:

Информация о работе Повышение эффективности деятельности муниципального управления «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)»