Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:43, дипломная работа
Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического персонала достигает 47%. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящей перед системой среднего фармацевтического образования, является принятие мер по увеличению количества и совершенствованию качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения проблемы укомплектованности штата фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.
Главная цель партнерских
отношений – достижение высокого
уровня профессионального образования,
что с одной стороны, является
существенной социальной защитой выпускника,
а с другой стороны обеспечивает
предприятие
Цель построения социального партнерства – повышение адекватности результатов деятельности образовательной организации потребностям сферы труда, приближение подготовки специалистов к требованиям отрасли в целом и к конкретным работодателям. Государство выступает регулятором взаимоотношений, определяет «правила игры» между потребителями специалистов и рынком образовательных услуг, обеспечивая правовую базу социального партнерства.
Так, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 N 1069 (ред. от 20.12.2012) "О финансовом обеспечении создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных бюджетных учреждениях" (вместе с "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение создания обучающих симуляционных центров") новым направлением национального приоритетного проекта «Здоровье» и демографической программы является создание обучающего симуляционного центра на базе ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации структурное подразделение колледж.
Нерациональное назначение
и использование лекарственных
препаратов является одной из важнейших
проблем современного здравоохранения.
Увеличение ассортимента лекарственных
средств и постоянно растущий
объем информации о лекарственных
средствах усложняют рациональный выбор
препаратов для лечения. В этой связи фармацевт
как наиболее доступный член команды работников
здравоохранения должен выступать экспертом
назначения лекарств, способствовать
безопасному их применению, содействовать
просвещению и укреплению здоровья населения. Между тем существующая регламентация
порядка отпуска лекарственных и реальная
организация фармацевтического
Аптечный бизнес поражает стремительным развитием. Аптек появляется всё больше - солидных и маленьких, одиночных и входящих в крупные сети.
Если пару десятилетий назад люди выстраивались в очередь, чтобы, если повезёт, приобрести нужный лекарственный препарат, то сегодня очередей нет.
Есть огромное количество медикаментов от разных известных производителей. Причём не только лекарственных препаратов. Многообразие биологически активных добавок, косметических средств, детского питания, медицинских приборов, средств гигиены… Обывателю, а точнее, человеку, далёкому от медицинских знаний, разобраться во всём аптечном изобилии нереально… Необходим консультант - хороший специалист, который чётко и внятно поможет приобрести именно то, что нужно.
Нельзя не признать, что функция специалиста аптеки сегодня изменилась. Сейчас он консультант по применению тех или иных препаратов. Ведь не секрет, что попасть на консультацию к доктору удаётся далеко не всегда. Особенно, когда заболевание не предусматривает оформление листка нетрудоспособности. Поэтому значительное количество людей приходит в аптеку за лекарствами, минуя консультации врача.
И здесь самое время обсудить вопрос: насколько хорошо подготовлены кадры, работающие в Омских аптеках. Где они получают образование? Укомплектована ли Омская фармацевтика квалифицированными специалистами?
В фармацевтической отрасли, будь то
производства (заводы) или торгующие
компании, всегда ставилась задача
подбора
Практика очень важна в подготовке хорошего фармацевта. Выпускник даже с блестящим дипломом ещё не является хорошим специалистом. У него нет опыта практической работы. Он приобретается несколько лет, и очень важно, чтобы рядом были опытные наставники. Нельзя не признать, что современная аптека является коммерческим предприятием, поэтому его главная задача - получение прибыли. Однако необходимо помнить, что сюда приходят люди, нуждающиеся в помощи. А значит, нужно следовать главному принципу - «не навреди». И очень хорошо, что до сих пор в омских аптеках продолжают работать фармацевты старой формации. Для них в приоритете именно пациент. Такие специалисты - прекрасные наставники. Помимо многогранных знаний фармацевтики, они прививают молодому специалисту и этические понятия.
От профессионализма, компетентности, коммуникативных навыков аптечных работников зависит не только эффективность работы самой аптеки, но и потребительская лояльность и здоровье самих пациентов.
Несколько лет назад в ряде коммерческих
аптек появились
Обучая студентов, мы стараемся максимально приблизить их к тем условиям, в которых они будут работать. Именно поэтому, сейчас на базе колледжа создаётся симуляционная аптека.
Симуляционная аптека полностью имитирует производственную аптеку со всеми необходимыми помещениями, торговым оборудованием, а также содержит все необходимые макеты лекарственных препаратов.
В своем составе симуляционная аптека содержит следующие помещения:
Брифинговая в своем помещение размещает столы и стулья на десять посадочных мест для студентов, а также слушателей отделения повышения квалификации и имеет в своем помещении микрофон, плазменную панель и видеокамеру с выходом в дебрифинговый зал. В данном помещении студенты получают ситуационную задачу (запрограммированную), в которой условие приближено к реальности условий работы. В ходе рассмотрения заданий студенты (слушатели) выбирают необходимое в дальнейшем помещение по отработке профессиональных компетенций. Весь данный процесс в дебрифинговой наблюдает преподаватель – инструктор.
Симуляционный торговый зал открытого типа объединяет в себе рабочее место рецептурного отдела и рабочее место отдела безрецептурного отпуска. Торговый зал аптеки оснащен видеокамерой с выходом в дебрифинговый зал, микрофоном, витринами и макетами лекарственных препаратов, предназначенных для отпуска лекарственных средств без рецепта. В симуляционном торговом зале студенты отрабатывают профессиональные компетенции в области отпуска лекарственных средств без рецепта, а также по информированию населения правилах применения, побочных действиях, противопоказаниях, сроках годности и правилах хранения лекарственных препаратов в домашних условиях. Осуществляют консультативные услуги при отпуске лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, если это необходимо посетителям. Они информируют их об ассортименте лекарственных препаратов в нужной терапевтической группе, осуществляют подбор ЛС в зависимости от предпочтений клиента и его финансовых возможностей, рекомендуют наиболее эффективные и зарекомендовавшие себя лекарственные препараты. Если требуемый лекарственный препарат отсутствует, то фармацевт отрабатывает профессиональные компетенции по замене того или иного препарата на аналогичный.
Необходимость оптимизации информирования
населения о лекарственных
Расширение сферы лекарственной самопомощи и самопрофилактики обусловило рост обращений потребителей лекарственных средств в аптечные организации и, следовательно, - увеличение частоты контактов посетителей аптек со специалистами отделов. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает фармацевтический работник. Поэтому очень важно, чтобы на таких участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения. Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и завтрашнего потребителя лекарственных средств коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых лекарственных препаратов; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к взаимозаменяемости лекарственных средств, к ценам. В связи с этим фармацевт должен уметь совмещать «борьбу» за свою долю рынка, которая становится все более «жесткой», с требованиями фармацевтической этики и деонтологии. Основное различие между конкурирующими аптечными организациями будет заключаться в том, как они предлагают свои услуги своим посетителям и, как с ними общаются. Конкретно это различие может выражаться в следующих характеристиках:
В аптеку приходят люди, обеспокоенные своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения.
Фармацевт, работающий «за первым столом», должен знать, какими могут быть, с учетом психологии, посетители аптек, обладать знаниями о возможных способах передачи сообщения: вербальном, графическом, языком жестов, просто мимикой, прямым действием, а также расшифровать язык адресата, на котором посылается сообщение пациентом. Хороший «коммуникатор» - это всегда психотерапевт (не в строго медицинском смысле, а в контексте межличностного повседневного общения).
Психотерапевтический подход предполагает принимать пациента не оценивая его, сосредоточиться на его проблемах, а не на той, которая в этот момент беспокоит самого фармацевта. Следует помочь пациенту высказаться полностью и без помех, не перебивая, не сбивая с мысли, показывая ему, что его слушают, понимают.
Если поведение фармацевта диаметрально противоположно поведению пациента на различных уровнях (манера держаться, голос, речь, позиции), то контакт между ними нарушается, процесс коммуникации на подсознательном уровне усложняется. Подобное поведение порождает конфликты, агрессивное настроение, неприятие и отказ пациента от дальнейшего общения.
Поэтому, огромное значение отдается отработке компетенций в данной области. Перед студентами – фармацевтами встает задача: как правильно поддерживать обратную связь.
Фармацевт, занимающийся безрецептурным отпуском лекарственных средств, должен отвечать следующим обязательным условиям и компетенциями:
- профессиональные знания и компетентность;
- обеспечение качества товара
и тщательно продуманный его
ассортимент, доступные (
- доступность информации и
- выявление потребностей;