Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:35, дипломная работа

Краткое описание

Необходимость государственного управления рыночной экономикой, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако; после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже не только отечественные экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………
2.Предмет, цели и задачи исследования…………………………………….....
3.Сущность и функции налогов………………………………………………..
4. Сущность, виды и принципы налоговой политики………………………
5. Классификация налоговой политики…………………………………………
6. Основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджета области………………………………………………………………….
7. Налоговая политика Калининградской области………………………………
8. Транспортный налог Калининградской области………………………………
9. Налог на имущество предприятий (организаций)……………………………..
10. Налог на игорный бизнес………………………………………………………
11. Бюджетная политика Калининградской области…………………………….
12. Основные характеристики областного бюджета на плановый период 2014 и 2015 годов………………………………………………………………………...
13. Доходы областного бюджета Калининградской области…………………
14. Расходы областного бюджета Калининградской области…………………
15. Перспективы развития налоговой системы Р.Ф…………………………….
16.Заключение……………………………………………………………………..
17.Список используемой литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 131.18 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………

2.Предмет, цели и задачи исследования…………………………………….....

3.Сущность и функции  налогов………………………………………………..

4. Сущность, виды и принципы налоговой политики………………………

5. Классификация налоговой политики…………………………………………

6. Основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджета области………………………………………………………………….

7. Налоговая политика Калининградской области………………………………

8. Транспортный налог Калининградской области………………………………

9. Налог на имущество предприятий (организаций)……………………………..

10. Налог на игорный бизнес………………………………………………………

11. Бюджетная политика Калининградской области…………………………….

12. Основные характеристики областного бюджета на плановый период 2014 и 2015 годов………………………………………………………………………...

13. Доходы областного бюджета Калининградской области…………………

14. Расходы областного бюджета Калининградской области…………………

15. Перспективы развития налоговой системы Р.Ф…………………………….

16.Заключение……………………………………………………………………..

17.Список используемой  литературы…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Необходимость государственного управления рыночной экономикой, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако; после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже не только отечественные экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику. Проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной налоговой системы, обеспечивающей формирование доходов бюджетов всех уровней и стимулирующей развитие отечественной экономики. К сожалению, современное отечественное налоговое законодательство не в полной мере отвечает этим целям, что является одним из тормозов развития экономики. Только по прошествии почти десяти лет неудачных экономических реформ в российском обществе начала превалировать концепция разумного вмешательства государства в экономику и осознаваться необходимость государственного управления экономикой. Сегодня вряд ли найдется специалист в области экономики, права, политологии, социологии, отрицающий важную роль государственного управления рыночной экономикой. В связи с чем, наиболее актуальными вопросами на настоящий момент являются: методы и инструменты государственного управления экономикой, а также степень и сферы вмешательства государства в рыночные отношения. Определение способов и рамок вмешательства государства в рыночные отношения, определение полномочий органов власти различных уровней, выстраивание стратегии и субъектов регулирования -уровней, выстраивание стратегии и субъектов регулирования -первостепенная задача на современном этапе России. Несомненно, одним из элементом механизма является налоговая система страны, значимую роль в которой играют налоговые органы.

С точки зрения студента, сегодня налоговая политика должна занять по праву принадлежащее ей место среди экономических методов государственного управления. Необоснованно узкое восприятие налогов исключительно как доходной статьи бюджета и преувеличение значения их фискальной функции отодвинуло как бы на второй план не менее денные их свойства как перераспределение доходов и стимулирование производства, торговли, зашитости научно-технического прогресса. И хотя налоговая реформа идет в России уже на протяжении десяти лет, основной целью налоговой политики государства, к сожалению, остается лишь пополнение за счет собранных налогов бюджета, а возможность с помощью налоговой системы стимулировать развитие отечественного производства вроде бы и не замечается.

Однако, к проблеме формирования и становления принципиально новой налоговой политики студент подходит с точки зрения роли в ней налоговых органов. Такой подход объясняется тем, что существующие на сегодняшний день научные исследования как экономические, так и правовые, посвящены в массе своей реформированию налоговой системы в узком смысле, т.е. реформированию системы налоговых платежей и способов их взимания. В то время как студент акцентирует внимание на деятельности налоговых органов, их компетенции в сфере реализации налоговой политики государства, месту в системе органов исполнительной власти. В частности, месте налоговых органов в системе органов исполнительной власти Калининградской области.

Интерес именно к этому аспекту проблемы вызван тем, что с точки зрения студента, постоянное реформирование системы налоговых платежей не приведет к желаемому результату - высокой собираемости налогов и лояльности налогоплательщиков, а лишь усугубит и без того тяжелое положение. В данной ситуации больше перспектив видится в усовершенствовании деятельности налоговых органов как по сбору налогов, контролю за правильностью и своевременностью tax уплаты, так и по предупреждению, профилактике и раскрытию налоговых правонарушений, в том числе и наиболее общественно опасной их разновидности - налоговых преступлений. Поскольку, с точки зрения студента, эффективность налоговой системы в значительной степени зависит от эффективности деятельности налоговых органов в сфере реализации государственной налоговой политики.

Как уже отмечалось, сегодня в научной среде наблюдается повышенный интерес к проблеме реформирования налоговой системы, однако, хотелось бы обратить внимание на то, что абсолютное большинство работ по данной проблематике посвящено налогам и сборам, как средству пополнения государственного бюджета или как экономической категории, встречаются работы, посвященные вопросам уплаты и исчисления налогов.

В то же время наблюдается острый дефицит научных исследований в области компетенции налоговых органов при реализации государственной налоговой политики и их месте в системе исполнительной власти вообще, а на примере конкретного субъекта Федерации - в частности.

 

Предмет, цели и задачи исследования.

Предметом настоящего исследования является место налоговых органов Российской Федерации в системе органов исполнительной власти на примере Калининградской области и их компетенция. В связи с чем, объект исследования составляют законодательные акты, содержащие нормы, закрепляющие полномочия налоговых органов РФ по сбору налогов, контролю за правильностью и своевременностью их уплаты, а также по профилактике, предупреждению и раскрытию налоговых правонарушений.

В соответствии с предметом исследования, его цель состоит в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства, регулирующего деятельность системы органов исполнительной власти вычленить место и роль налоговых органов; на основе имеющегося опыта их функционирования и теоретических положений определить место налоговых органов Калининградской области в системе ее исполнительной власти, а также пути совершенствования законодательства РФ о налоговых органах и их компетенции.

Эта цель достигается решением следующих задач:

на основе анализа научной юридической литературы проанализировать понятия «налоговая система», раскрыть понятие «социального государства» и его современное наполнение;

рассмотреть возможные варианты взаимодействия экономики и государства, способы государственного управления экономикой и обосновать необходимость государственного регулирования рынка и рыночных отношений с целью определить наиболее оптимальное сочетание саморегуляции рыночных институтов с государственным регулированием экономки;

проанализировать такой инструмент государственного управления рыночной экономикой, как налоговую политику - один из важнейших способов косвенного регулирования и место в ней налоговых органов;

на основе анализа действующего российского законодательства исследовать компетенцию налоговых органов Российской Федерации.

на основе сложившихся теоретических концепций и практики функционирования в России существующей налоговой системы сформулировать практические предложения, направленные на совершенствование российского законодательства о налоговых органах.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что она относится к числу немногих научных исследований, посвященных анализу концепции реформирования российской системы исполнительной власти, налоговой системы и повышения ее эффективности не за счет изменения состава, ставок или порядка уплаты налогов и иных сборов, а за счет изменения полномочий налоговых органов и их места в системе органов исполнительной власти. Студент предпринимает попытку представить наиболее актуальные проблемы становления и развития конституционного регулирования системы органов исполнительной власти в РФ, законодательного ее регламентирования; смоделировать применительно к РФ на данном этапе и в перспективе конституционные основы взаимодействия налоговых и исполнительных органов в РФ, обеспечивающие демократическую и эффективную систему их построения в Российской Федерации. В этой связи в дипломной работе вносятся предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства и законодательства субъектов в исследуемой сфере.

Исследование этого ракурса на примере Калининградской области особенно актуально для современного правового и экономического состояния этого субъекта Российской Федерации.

 
Сущность и функции налогов.

Определение «налоговая система» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле «налоговая система» означает совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке; а в широком смысле налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. К элементам налоговой системы относятся: система налогов и сборов, система налоговых правоотношений, система участников налоговых правоотношений, нормативно-правовая база в сфере налогообложения, система принципов организации налоговой системы.

Само по себе слово «система» говорит об определённом порядке в расположении и связи действий. Таким образом, все элементы налоговой системы тесно взаимосвязаны между собой. С философской точки зрения система — это объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому, другим частям занимают соответствующие им места.

Нередко налоговую систему отождествляют с системой налогов и сборов. Это связано с тем, что такое значение было закреплено в Законе РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Однако в юридической литературе большинство авторов придерживается следующей точки зрения: понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов».

В рамках новой рыночной модели, где государство должно выступать не собственником, а гарантом прав собственности, налогообложение начинает играть решающую роль. В рыночной экономической системе, основой которой являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, отчуждение части дохода, получаемого юридическими и физическими лицами от использования находящихся в их собственности активов, становится главным материальным источником деятельности государства. Регулировать эти отношения призвана система налогообложения. Система налогообложения – это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно – правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными признаками налогообложения. Подобно тому как в законодательном акте определение налога дается с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп.

Понятие «система налогообложения» не следует путать с понятием «налоговая система». Налоговая система – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. Это понятие характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогообложения при этом – только элемент налоговой системы.

Система налогов и сборов представляет собой «центр» налоговой системы как целостный и сложный комплекс взаимосвязанных структурных единиц.

Налоги — это одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; в свою очередь налоги — это один из признаков государства.

Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ содержит понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога. К ним относятся:                                                                                         1.  обязательность;

2. индивидуальная безвозмездность;

3. денежная форма уплаты;

4. публичные цели налогообложения.

Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Таким образом, возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашении государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. «О налогах не договариваются» — правовая аксиома налогового законодательства.

Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Какие-либо отступления от предусмотренной нормативной модели поведения в налоговом правоотношении практически невозможны. Ядром налогового правоотношения выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы, а с другой — право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

Информация о работе Налоговая система РФ