Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства, направлено на улучшение качества налогового администрирования, которое не должно препятствовать развитию предпринимательской деятельности. Такие меры должны способствовать увеличению доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов, повышению качества, ускорению и упрощению налоговых процедур, общему повышению "комфортности" налоговой системы.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Основы налогового администрирования в Российской Федерации.
1.1. Понятие и сущность налогового администрирования в Российской Федерации, функции налогового администрирования
1.3. Анализ методов оценки деятельности налоговых органов.

ГЛАВА 2. Характеристика проблемных вопросов налогового администрирования
2.1. Меры государственной политики, направленные на решение проблемных вопросов налогового администрирования.
2.2. Оценка эффективности применения современных технологий в работе налоговых органов.
2.3. Анализ факторов, влияющих на результаты налогового администрирования.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования процедур налогового администрирования.
3.1. Использование новых технологий для целей налогового администрирования.
3.2. Построение эффективных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

после.вариант.docx

— 88.17 Кб (Скачать файл)

Проект федерального закона устанавливает порядок осуществления  налоговыми органами контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом по исполнению поручений на уплату налога, предоставлению сведений и т.д.

Эти меры будут способствовать повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению  от налогообложения.

 

2.2. Оценка эффективности применения современных технологий в работе налоговых органов.

В условиях перехода России на инновационный путь развития первоочередное значение уделяется вопросам создания принципиально новой системы  государственного управления и регулирования  всех экономических процессов, в т.ч. и налогообложения. Налоги, выступая основным источником доходов бюджета, являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому положительный эффект модернизации экономики находится в прямой зависимости от научно обоснованного управления налогами.

Главная задача, стоящая  перед государством на современном  этапе, это создание эффективной  системы контроля за поступлением налогов, в связи с чем необходима комплексная модернизация работы налоговых органов.

Модернизация налоговых  органов Российской Федерации предполагает переход от фискального органа, главной  задачей которого является обеспечение  максимальных поступлений налоговых  платежей в бюджет, к становлению  их как сервисного ведомства, от имени  государства осуществляющего формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками  в процессе исполнения ими конституционной  обязанности по уплате налогов.

Налоговая служба функционирует  в среде информационных технологий, ни одна инспекция не может работать, не используя программные продукты, обеспечивающие поддержку работы инспекции, создавая сервис для пользователя при организации его рабочего места. Традиционные формы работы с налогоплательщиками устарели и не удовлетворяют современным требованиям.

Модернизация налоговых  органов предусматривает внедрение  новых форм взаимодействия с налогоплательщиками  с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, четко сформулированным налоговым законодательством, максимально  приближенным к налогоплательщикам, при условии полной автоматизации  всех рабочих процессов.

На сегодняшний день необходимо влиять на менталитет налогоплательщиков в применении современных форм сдачи  отчетности, повышать их налоговую  грамотность, улучшать информационное обслуживание плательщиков, внедрять новые технологии работы с ними.

Становление налоговых органов  как сервисной компании невозможно без использования передовых  информационных технологий, поэтому  основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный социально-экономический  и научно-технический процесс  обеспечения потребностей налоговых  органов в получении необходимых  им сведений на базе информационных систем и сетей.

При этом на первый план выходят  не традиционные количественные параметры  информатизации, такие как число  компьютеров, серверов, а направления  создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.

Реалии сегодняшнего дня  требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Кроме того, эксперты высказываются о необходимости оптимизации численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основными целями проекта  модернизации налоговых органов  на современном этапе являются [12]:

- Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников инспекций) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

- Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам - фактически перевод в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

- Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. Объем уже накопленной в налоговой службе информации составляет порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции и анализа этой информации в первую очередь для выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы.

- Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов - соблюдение регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России .

Основываясь на выше обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых органов, включающую пять основных составляющих [13]:

- Во-первых, максимальное  разделение информационной системы  на два блока функций: автоматической  обработки информации (налоговый  автомат) и интерактивной работы  пользователей.

Во-вторых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных  реестров по запросам государственных  органов и органов местного самоуправления в электронном виде.

В-третьих, глобальная перестройка  сервиса "Личный кабинет", который  должен стать местом доступа налогоплательщиков (как физических, так и юридических  лиц) к информации, содержащейся в  интернет-ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом.

В-четвертых, формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационно-технологическом  состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.

В-пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой  инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных  решений, основанных на взаимном обмене проблемно ориентированной информацией  через базы данных общего пользования.

Примеры эффективной работы с налогоплательщиками рассмотрим ниже.

Пример 1. Налоговыми инспекторами ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в 2013 году проведена выездная налоговая проверка ООО «Абсида» за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 года. При этом выявлен и доказан факт применения схемы уклонения от налогообложения налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость. По сделкам с контрагентом ООО «МеталлКомплект-Пермь», не осуществляющим хозяйственной деятельности и имеющим номинального руководителя реально завышены затрат и налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость. 

По результатам проверки ООО «Абсида» дополнительно начислено  к уплате в бюджет 3 млн. 828 тыс. рублей, в том числе налогов – 2 млн.782 тыс. рублей, пени – 808 тыс. рублей и  штрафных санкций – 238 тыс. рублей.

ООО «Абсида», не согласившись с выводами инспекции, представила  в УФНС России по Пермскому краю апелляционную жалобу. Решением УФНС России по Пермскому краю аргументы  Общества признаны не обоснованными, а  его жалоба оставлена без удовлетворения.  

С пояснениями Управления налогоплательщик согласился, с результатами проверки согласился. Доначисленная сумма поступила в бюджет в полном объеме.

Пример 2. Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области в отношении налогоплательщика ООО «Свет» проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой установлена неуплата налога на прибыль, соответствующих сумм штрафа и пени в размере 25 579 644 рублей. 
Налогоплательщик не согласился с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Волгоградской области, по результатам рассмотрения которой было отказано в удовлетворении заявленных требований. 
При обжаловании в Арбитражных судах предметом рассмотрения явились обстоятельства, связанные с оценкой способа распределения денежных средств – дохода, полученного организацией при реализации товара, явившегося финансовым результатом деятельности общества и основой для выплаты дивидендов его учредителям. 
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа позиция налогового органа признана правомерной и обоснованной. В удовлетворении требования налогоплательщика отказано, поскольку указанный способ распределения денежных средств (дохода от реализации) на основании договора об организации предпринимательской деятельности в интересах учредителей общества путем исключения части доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль противоречит положениям ст. 251 Налогового кодекса РФ и является незаконным.

Пример 3.Гражданка Е.В. Попова обратилась в суд с иском к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми о признании недействительным решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, которым ей был доначислен НДС в сумме 3 420 000 рублей, как налоговому агенту в соответствии с ч. 3 ст. 161 НК РФ.  

В иске Заявитель просила  решение отменить, указывая на то, что  приобретенный по договору купли-продажи  объекта муниципальной собственности  от 06.03.2009 у Департамента имущественных  отношений администрации г. Перми  комплекс строений Дачи в предпринимательской  деятельности не использовался, а так  же на тот факт, что на момент государственной  регистрации права на недвижимое имущество истица не обладала статусом индивидуального предпринимателя. 

Суд первой инстанции пришел к следующим выводам. Реализация муниципального имущества признана в соответствии с действующим  законодательством операцией облагаемой НДС. 

В соответствии с ч. 3 ст. 161 НК РФ предусмотрен порядок уплаты НДС в бюджет налоговыми агентами при реализации (передаче) публичного имущества.

Кроме этого нормами вышепоименованной  статьи установлено, что в случае реализации (передачи) публичного имущества  налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) данного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить  расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. 

Таким образом, истице как  налоговому агенту, следовало самостоятельно исчислить сумму НДС и уплатить ее в бюджет.

Довод истицы о том, что  вышеуказанная сделка носила разовый  характер, расчеты производились  с лицевого счета, не используемого  в предпринимательской деятельности, а так же разрушенное состояние  объекта недвижимости объективно не позволяло использовать его в  предпринимательской деятельности, не приняты судом во внимание, поскольку  определяющим является факт наличия  статуса индивидуального предпринимателя  и характеристика имущества, которое  по своему назначению может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности.

Юридически имущество  индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях не обособленно от имущества, непосредственно  используемого для осуществления  индивидуальной предпринимательской  деятельности (Постановление от 17.12.1996 № 20-П, определение от 15.05.2001 № 88-О). 

Суд так же не согласился с позицией относительно того, что обязанность по определению налоговой базы у истицы не возникла, по причине отсутствия статуса индивидуального предпринимателя (Е.В. Попова  снята с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя 13.04.2009) на момент государственной регистрации права на недвижимое имущество 21.04.2009 года.  

Момент определения налоговой  базы определен в статье 167 НК РФ, согласно которой моментом определения  налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных  прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. 

Суд указал под датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных  прав признается дата первого по времени  составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи) для  доставки покупателю. В случае, если товар не отгружается и не транспортируется но происходит передача права собственности на этот товар, то в соответствии с п.3 ст.167 НК РФ такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке. 

Информация о работе Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования