Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

Анализ налоговой  системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в ней с момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль (57,1% в общей сумме налогов). Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.

В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился  с 4,7 до 16,2%.

В структуре  косвенных налогов лидирующие позиции  принадлежат налогу на добавленную  стоимость (52,3%), платежам, исчисленным  из выручки от реализации продукции (20,9%), акцизам(20,1%).

Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения  доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики.

На государственный  сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как  на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей.

В анализируемом  периоде наполняемость бюджета характеризовалась нарастанием концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.

Основную часть  налоговых поступлений в консолидированный  бюджет обеспечивают юридические лица (96,1% всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц  сформировано  2,7 и 1,2% всех поступлений соответственно.

Не следует  забывать о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.

При стремительно стареющем населении и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009-10гг. нагрузка на бюджет вырасла.

Нельзя сказать, что налоговая система Республики Беларусь на сегодняшний день является отлаженной и стабильной. Подвижки в отдельных элементах налогового законодательства в этих условиях неизбежны, однако следует заметить, что вносимые изменения зачастую недостаточно хорошо апробированы и согласованы с существующими налоговыми нормами. Пока еще не найдено оптимальное сочетание распределяемого между отдельными категориями плательщиков налогового бремени и приемлемых форм налоговых льгот.

По своим  основным характеристикам налоговая  система значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Эти отличия  носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

1 Количество  применяемых в Беларуси налогов,  сборов, различных отчислений и  платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает  стандартный минимум, который  считается оптимальным, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.   

2 Вторым важным  системным отличием являются  существенные расхождения в налоговой  структуре. Если в экономически  развитых странах основная доля  доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится  на прямые налоги (индивидуальный  подоходный налог, налог на  прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

К отличиям методологического  характера налоговой системы  Республики Беларусь от оптимальной  относятся прежде всего различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов.

В ходе написания  работы и анализа элементов налоговой  системы был выявлен ряд недостатков  действующей системы налогообложения:

- особое внимание  уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета;

- актуальна  проблема увеличения удельного  веса косвенных платежей; высокий  уровень налогообложения субъектов  хозяйствования;

- еще не найдены  и оптимальные значения ставок  налогов;

- количество  налогов и сборов, а также их нестабильность;

- нестабильность  налоговых законов;

- применение  различных внебюджетных (целевых  бюджетных) фондов;  - требует доработки вопрос предоставления налоговых льгот;

налоговая система  почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;

- недостаточная  разработка механизмов налогообложения  инновационной деятельности Республики  Беларусь.

С целью совершенствования налогообложения в Республики Беларусь предлагаем следующие меры: 
-следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

-представляется  возможным отмена отчислений  в государственные целевые фонды,  включаемые в цену или себестоимость;

-целесообразно  осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий;

-возможность  комментировать и разъяснять  законодательные акты предоставить  исключительно органам, их принявшим; 

- при расчете  подоходного налога следует исключать  сумму установленного минимального  потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы.

Позитивные  результаты от изменений налоговой  системы должны быть получены не путем  введения новых налогов или повышения  налоговых ставок, а посредством  рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего  переходного периода и его  продолжительность, кризисное состояние  экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Во главу угла должна быть поставлена не фискальная задача пополнения бюджета, а всемерное стимулирование производства, привлечение инвестиций.

При проведении налоговых реформ должна анализироваться  взаимосвязь всех видов налогов, обеспечиваться взаимная компенсация изменений их влияния на экономическое поведение потребителей и производителей, соблюдаться интересы бюджета, а, следовательно, и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. 5.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 - № 166-3 // www.ncpi.gov.by 26 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть и особенная части) от 29.12.2009г. №71-з (с изм. и доп.)// Вестник – ИНФО. Налоговое законодательство. – 2012- №1. С. 97–137.
  2. 8 О бюджете Республики Беларусь на 2004 год:Закон Респ.Беларусь от 29 дек.2004 г. № 259-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – №3. –2/1008.
  3. 9 О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: Закон Респ.Беларусь от 18 нояб.2004 г. № 339-з// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – №6. –2/1008.
  4. 10 О бюджете Республики Беларусь на 2006 год: Закон Респ.Беларусь  от 31.12.2005 г. № 81-3  // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. –2006. –№7. –2/1178.
  5. 11 О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: Закон Респ.Беларусь  от 29.12.2006 г. №191-3  // Наци. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – №16. – 3/1288.
  6. 1 Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика): С.И.Иванов. – Минск: Элайда, 2005. – 568с.
  7. 2 Адаменкова, С.И. Налоговая система Республики Беларусь: Учеб.пособие/ С.И. Адаменкова. – Минск: Тонпик, 2006. – 200с.
  8. 2.Василевская, Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко – Минск: Белпринт, 1999.- 44-46 с.
  9. 7.Брестский, В.Г. Нововведение в Налоговом кодексе РБ // Валютное регулирование и ВЭД -2011- №2 – С.23-25
  10. 3 Вешторт, В. Налогообложение. До идеала далеко/ В. Вешторг// Национальная экономическая газета. – 2005. – 29 марта. – С.6.
  11. Гаджиев, Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. 592 с.
  12. 14. Герасимова, А.В. Хорошая новость- налогов меньше. Правда ставка НДС- больше./ В. Герасимова// Финансы Учёт Аудит – 2010 - №1- С.11-12
  13. 4 Главное требование к проекту бюджета на 2007год-его социальная направленность//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http// www.president.gov.by/.– Дата доступа :18.03.2010.
  14. 5 Головачев, А.С. Налогообложение: Учеб.пособие. / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич.– Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 132с.
  15. 6 Дадалко В.А. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. Пособие / В.А. Дадалко. – Минск: Армета – Маркетинг, 2008.– 359с.
  16. 7 Ермак, Д. Холодно, местами заморозки/ Д. Ермак// Национальная экономическая газета. – 2005. – 7 июня. – С.6.
  17. 1.Иванова, Е.Л. Бюджетно-налоговая политика//Экономический бюллетень – 2011. - № 5
  18. 12. Забайлович, И.А. Сравнительный анализ налоговых систем европейских стран и РБ / И.А. Забайлович // Налоги Беларуси – 2011- №14 – С.81-85
  19. 24 Заяц, Н.Е. Налоги: Учебник / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И. Василевская[и др.];            под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. –  Минск: БГЭУ, 2008. –368с.
  20. 12 Заяц, Н.А., Налог как экономическая категория/ Н.А. Заяц // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. – №9. – С.28-30.
  21. 8. Заяц, Н.Е., Бондарь Т.Е. Налоги и налогообложение. Учебник Под общей редакцией / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь - Минск : 2005. –С44
  22. 9. Заяц, Н.Е., Фисенко М.К., Василевская Т.И. Налоги: Учебник для экон. спец. вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская - Минск: БГЭУ, - 2000.- С.4-7
  23. 3.Знаткевич, И.И.Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг/ И. Знаткевич // Финансы Учёт<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь