Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

По способу  формирования источника выплаты налоги различают:

- налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после  реализации продукции;

- налоги, сборы, пошлины,  выплачиваемые из прибыли;

- налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического  лица (подоходный налог, отчисления  в пенсионный фонд).

По принципу включения  в структуру цены налоги и неналоговые  платежи разделены на следующие  группы:

- включаемые в себестоимость  продукции (отчисления в фонд  социальной защиты населения,  платежи за землю, экологический  налог, отчисления в инновационный фонд, налог на недвижимость);

- налоги уплачиваемые  из дохода(налог на игорный  бизнес, налог на доходы от  осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения  электронных интерактивных игр);

- включаемые  в цену продукции (Налог на добавленную стоимость, налог на услуги, акцизы) [46, c.194-195].

Если проанализировать взаимозависимость и близость изменений  темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета , то можно сделать вывод  об эластичности национальной налоговой  системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2003-2007гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах

 

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

Темп роста  ВВП

105,0

107,0

111,0

110,0

109,9

Доходы консолидированного бюджета

100,9

115,1

117,9

112,7

114,8

Налоговые поступления

99,5

113,4

118,7

110,8

112,5


Примечание - Источники :[16, 21, 18].

 

Вводя новые или отменяя прежние  налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.

Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в Приложении 1.

Фискальный  потенциал прямых налогов непосредственно  зависит от доходов юридических  лиц и граждан. Именно поэтому  прямые налоги наиболее зависимы от экономической  конъюнктуры и могут стать  надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился  с 4,7 до 16,2%.

Анализ налоговой  системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в ней с момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.

Динамика основных косвенных налогов (с 2010г. налог с продаж отменен) в Республике Беларусь, % к ВВП на рисунке 2.4 [31, 1, 41].

Рисунок 2.4 - Динамика основных косвенных налогов 2000-2006 гг. в Республике Беларусь, % к ВВП

 

Доля акцизов в % к ВВП увеличилась с 2,6% в 2001г. до 3,6% в 2006г., а доля налога с продаж уменьшилась с 0,9% в 2002г. до 0,5% в 2006г. Доля налога на добавленную стоимость в ВВП существенно не меняется и находится на уровне 9%.

За 2008 год поступления  косвенных налогов увеличились по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах на 5,5 процента, их удельный вес в ВВП составил 17,8 процента и сократился на 1,1 процентных пункта, что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста – 109,9 процента) [45].

Динамика прямых налогов в Республике Беларусь, % ВВП представлена в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Динамика прямых налогов в Республике Беларусь, % ВВП

Налоги

1998

1999

2000

2001

2002

2006

Налог на недвижимость

0,9

0,3

0,8

1,2

1,6

1,1

Подоходный  налог

3,7

3,2

3,0

3,2

3,7

3,1

Налог на прибыль

4,4

4,9

4,4

0,6

3,1

4,0

Налог на доходы

0,1

0,1

0,5

0,6

0,7

0,4

Единый налог  с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

-

-

-

0,3

0,5

0,3


Источник: [1, 27].

 

Как свидетельствуют  данные таблицы на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 1,3% ВВП. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости основных фондов, изменяющейся из года в год в зависимости от результатов переоценки  [37].

Практически по всем прямым доходным источникам, кроме  налога на доходы и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в 2008 году отмечалась положительная динамика (Рисунок 2.6 [31]).

Рисунок 2.6 - Структура прямых налогов

Поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2 процента, а доля налога в ВВП  выросла на 0,3 процентных пункта и  составила 4 процента. Налог на прибыль  является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики [31].

В результате роста  реальных денежных доходов населения  в целом по республике на 17,5 процента, поступления подоходного налога увеличились на 18,9 процента. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентных пункта и составил 3,1 процента в ВВП [31].

По налогу на недвижимость сложилась положительная  динамика поступлений (темп роста – 100,3 процента), а его доля в ВВП  к концу прошлого года составила 1,1 процента и по сравнению с 2007 годом существенно не изменилась [31].

Поступления единого  налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1 процента, а их удельный вес в ВВП – на 0,1 процентных пункта и составил 0,3 процента. Отрицательная  динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25 процентов, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается [31].

На существенное снижение поступлений по налогу на доходы значительное влияние оказал перевод в 2006 году банков - основных плательщиков налога на доходы - на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. В связи с этим налоговые поступления сократились на 48,3 процента, а его доля в ВВП на 0,3 процентных пункта [31].

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2007-2008 гг.представлена в приложении 3.

Представленный  анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета и  в ВВП позволяет отметить, что рыночные реформы в Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики - повышение собираемости налогов, т. е. приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем, по мере укрепления позиций национальной экономики, следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.

Небезгранична и продуктивность фискального потенциала косвенных налогов. Возможность наращивать объем поступлений за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются низким платежеспособным спросом. Рыночный механизм формирования цен в нашей республике делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, соответственно, - потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.

На текущий  момент предприятия уплачивают налоги и другие платежи, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость.

Основанием  для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных или ввоз таких товаров на территорию страны, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную направленность, например, экологический налог, стимулирующий рациональное использование природных ресурсов [1,c. 99-103].

На учете  в налоговых органах Республики Беларусь состоит свыше трех миллионов  плательщиков - физических и юридических  лиц.

Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов  плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения  доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики. Так, уплачиваемые государственными унитарными предприятиями доходы в абсолютном изменении растут, однако их доля по отношению к доходам в целом уменьшается при одновременном росте доли доходов коммерческих организаций с иностранными инвестициями и других коммерческих и некоммерческих организаций (Приложение 2).

На государственный  сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей. Если говорить о негосударственном секторе, то в 2004г. удельный вес НДС в общей сумме платежей по сектору составил 16,47%, а уже в 2006г. только 15%, в тоже время общая сумма косвенных платежей возросла за счет увеличения акцизов.

По итогам работы за 2008г. основную часть налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет обеспечивают юридические лица (96,1% всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц сформировано  2,7 и 1,2% всех поступлений соответственно [21, c.5].

Среди юридических  лиц наибольший объем налоговых  платежей приходится на государственные  и приравненные к ним организации, которые обеспечивают 56,6% всех налоговых поступлений.

Вклад юридических  лиц негосударственного сектора  в поступления, контролируемые налоговой  службой, составил 29,5% и по сравнению  с прошлым годом увеличился на 2,4% [21,c.5].

Среди них выделяется особая категория плательщиков – крупные бюджетообразующие организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности национальной экономики.

В целях отслеживания тенденций изменения налогового потенциала категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь.

Отраслевая  структура бюджетообразующих организаций  в 2008 году классифицируется следующим  образом:

- нефтеперерабатывающая  промышленность. В 2008 году организации  отрасли обеспечили 11,7 процента поступлений в бюджет, контролируемых налоговыми органами;

- производство  и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (5,6 процента);

- торговля нефтепродуктами  (5,5 процента);

- производство  спирта и алкогольных напитков (4,1 процента);

- добывающая  промышленность (3,2 процента);

- машиностроение  и металлообработка (2,6 процента);

- трубопроводный  транспорт (2,5 процента);

- химическая  и нефтехимическая промышленность (1,5 процента);

связь (1,5 процента);

- прочие отрасли народнохозяйственного комплекса (4,8 процента) [32].

В анализируемом  периоде наполняемость бюджета  характеризовалась нарастанием  концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей  отрасли, электроэнергетики, а также  крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.

Так по сравнению  с предыдущим годом доля организаций  нефтеперерабатывающей промышленности в формировании консолидированного бюджета возросла на 3,3 процентных пункта, организаций электроэнергетики  – на 1,1 процентных пункта, крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации – на 0,4 процентных пункта. Такая динамика обусловлена законодательным повышением ставок акцизов на автомобильное топливо, увеличением предельного норматива отчислений в инновационные фонды, а также ростом импорта сырой нефти из Российской Федерации [32].

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь