Налогообложение прибыли предприятия: проблемы на современном этапе, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексное исследование системы налогообложения по вопросу взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Монолит-Екб». Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
 рассмотреть теоретические основы взимания налога на прибыль в России, в частности историю возникновения и характеристику элементов данного налога;
 проанализировать действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты различных уровней, рассмотреть механизм исчисления налога предприятием;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы налогообложения прибыли организаций………………....5
1.1 Сущность прибыли предприятия, ее формирование и использование……...……5
1.2 Экономическая сущность налога на прибыль организаций……………………...14
1.3 Роль налога на прибыль организаций в бюджетной системе РФ,………………….
доходов бюджета разных уровней…………………………………………………….20
1.4 Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций………………………………………………………………………………24
1.5 Характеристика Элементов налога на прибыль организаций……………………27
1.6 Налог на прибыль в развитых странах…………………………………………….33
2. Анализ действующего механизма исчисления и взимания налога на прибыль (На примере ООО «Монолит-Екб»)………………………………………………………..46
2.1 Краткая характеристика ООО «Монолит-Екб»……………………………………46
2.2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль организацией…………………48
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых платежей объекта
исследования……………………………………………………………………………51
2.4 Влияние налоговых платежей на результаты деятельности предприятия……….57
3 Направления совершенствования исчисления и взимания налога на прибыль организаций в РФ…………………………………………………………………….…64
3.1 Пути совершенствования порядка исчисления и уплаты
налога на прибыль……………………………………………………………………….64
3.2 Оптимизация налогообложения прибыли ООО «Монолит-Екб»………………..72
Список используемых источников……………………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………………….75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом просто пример.docx

— 173.29 Кб (Скачать файл)

Налоговая база по каждому виду хозяйственных операций, прибыль, по которой облагается по иным ставкам, отличным от общей ставки, формируется отдельной налоговой базой.

Существенным моментом в налоговом  законодательстве, регулирующем налог  на прибыль, является полное отсутствие налоговых льгот с 1 января 2002 г. Для того чтобы смягчить негативные последствия такой отмены предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на прибыль к ним относятся, например:

    • доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
    • доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств и т. д.

В НК РФ существует также перечень предприятий и организаций, освобожденных  от обязанностей плательщика налога на прибыль, например, применяющие систему  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами  по налогу являются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено  налоговым законодательством, налогоплательщики  исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного  периода налогоплательщики исчисляют  сумму ежемесячного авансового платежа  в порядке, установленном НК РФ, и  уплачивают её не позднее 28 числа каждого  месяца.

Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.

Налогоплательщики, независимо от наличия  у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого  отчетного и налогового периода  представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту  нахождения каждого обособленного  подразделения, если иное не предусмотрено  НК РФ, соответствующие налоговые  декларации.

Налогоплательщики представляют налоговые  декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания  соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации (налоговые  расчеты) по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта  года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

Таким образом, элементы налога –  это обязательные принципы построения и организации любого налога и  налог на прибыль не является исключением. С 1 января 2002 года элементы налогообложения  по налогу на прибыль установлены  в главе 25 НК РФ.

По итогам данной главы дипломной работы можно сказать, что одним из самых эффективных решений в налоговой политике и практике современности является, пожалуй, широкое распространение налога на прибыль. На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, и поступления от данных налогов и сборов всегда составляли весомую часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве. Современный налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г. на всей территории России. С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены главой 25 НК РФ.

 

 

 

 

 

1.6 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, в частности в области  финансов. Особое место здесь занимает налоговая система - важнейший инструмент государственной экономической  политики и регулирования рыночных отношений.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно  отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное лицо” имеют налоговые  системы США, Канаде, Германии. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Для современных стран с развитой экономикой характерно расширенное  и усиленное вмешательство государства  в различные сферы экономической  жизни. Разная составляющая лишь в степени этого вмешательства. В США и Канаде, например, оно меньше, во Франции больше, Германия находится на среднем уровне. Основными инструментами государственного регулирования является финансовое воздействие на предприятия и индивидуальных предпринимателей через налоговую политику.

Каждой стране присуща своя, отличная от других налоговая система, которая  складывалась под воздействием разных экономических, политическими социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой  базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами.

В основу создания налоговой системы  закладываются различные параметры. Например: отношение совокупности налоговых  изъятий к внутреннему валовому продукту, прогрессивность, пропорциональность и регрессивность налоговых ставок и т.д. Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения.

Система налогообложения является механизмом аккумуляции доходов  госбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру, его  размещение, на темпы научно-технического развития. Налоги стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения  частных предприятий и фирм, повышения  их конкурентоспособности на мировом  рынке.

Налогами можно ограничивать или  стимулировать деловую активность. Иногда налоги используются для решения  довольно частных проблем. Так в  Германии в начале века, с целью  прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В  той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В  частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США.

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США

 

 

Налоговая система США  исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в  максимально возможном использовании  объективно действующих рыночных регуляторов  экономического развития. С организационной  точки зрения данная система налогообложения  является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных  территориальных образований).

С точки зрения использования  экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал  налоговой системы США реализуется  через следующие главные элементы:

- применение норм ускоренной  амортизации основных фондов  предприятий, позволяющих увеличивать  долю издержек и соответственно  снижать долю прибыли в цене  продукции и услуг, что представляет  собой форму льготы в части  налога на прибыль, а также  способ стимулирования инвестиций  в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся  инвестиций в научно- исследовательские  и опытно-конструкторские работы  вплоть до полного освобождения  соответствующих затрат и результатов  от большинства видов налогообложения;

- специальные налоговые  скидки за использование альтернативных  видов энергии в производственно-хозяйственной  деятельности субъектов экономики,  которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов  оборудования, исключаемых из налогооблагаемой  базы.

Несмотря на законодательно установленные широкие права  территорий, региональный потенциал  в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между  регионами (штатами) централизованно  с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее  время сформировалась ощутимая тенденция  увеличения собственных налоговых  доходов штатов, например, в таких  сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного  порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90 % расходов. Тем не менее главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70 %) остаются субсидии федерального бюджета.

Реализацию отраслевого  потенциала рассматриваемой налоговой  системы (в силу отмеченной принципиальной особенности экономики США) также  нельзя признать существенной. Она  ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими (и  представляющими собой фактически исключение из общего правила) налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации за истощение недр.

Конкурентный потенциал  системы налогообложения США  задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

- прогрессивное налогообложение  доходов корпораций, которое предполагает  увеличение ставок налога на  прибыль при росте налогооблагаемой  базы;

- использование налогов  на сверхприбыль, то есть специальных  ставок налога (которые могут  достигать 90%) в случае, если прибыль  хозяйствующего субъекта значительно  выше среднеотраслевой.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой  системе США характеризуется  в первую очередь тем, что в  ее основе лежит налогообложение  физических лиц (населения).

 При этом основными  видами налогов являются:

- подоходный налог, за  счет которого формируется более  40 % доходов федерального бюджета  и примерно такая же для налоговых доходов штатов;

- отчисления в фонды  социального страхования, которые  в равных долях делают наниматель (юридическое лицо-субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения  составляет более 15 % доходов федерального  бюджета).

Необходимо отметить и  то, что в условиях переноса основного  налогового бремени на население  представляется объективно оправданной сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода, включающая возможность исключения (полного или частичного) определенных видов доходов, скользящий необходимый минимум дохода, ряд индивидуальных (для отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая шкала ставок налога, три ступени которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких доходов) – понижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.

При этом налогообложение  юридических лиц (хозяйствующих  субъектов) в рассматриваемой системе  ограничено применением таких налогов, как:

- налог на прибыль корпораций (около 9 % доходов федерального  бюджета и в среднем не более  5 % доходов бюджетов штатов);

- налог на доходы от  продаж и капитальных активов;

- налог штатов на деловую  активность, определяемую размерами  капитала и оборотом.

Последние два налога не имеют существенного финансового  значения, а несут регулирующую нагрузку.

Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе  носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей  собственного потребления налогом  не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50 % стоимости) применяется  только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Важной характерной чертой системы налогообложения США  является незначительная роль, которую  играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж по отдельным  штатам колеблется от 0 до 8 %.

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАНАДЫ

 

 

Система налогообложения  Канады в целом похожа на систему  США в силу сходного государственного устройства, включающего федеральный  уровень, провинции и местный  уровень, и схожих экономических  принципов.

Так же как и в США, инвестиционный потенциал данной налоговой системы  ориентирован на использование норм ускоренной амортизации основных средств, на льготное налогообложение научных  и конструкторских разработок, что  фактически означает комплексное стимулирование развития высокотехнологичных производств.

Информация о работе Налогообложение прибыли предприятия: проблемы на современном этапе, пути решения