Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:42, дипломная работа
Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия. Действия компании по определению оптимальных объемов называют налоговым планированием. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, если предприятие выделяется из общей массы весьма маленькой налоговой нагрузкой, то рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.
Вероятно, нет ни одного налогоплательщика, который не хотел бы минимизировать налоговые платежи. Но многие налогоплательщики плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования и почему государство вообще дает налогоплательщику возможность минимизировать налоговые платежи.
С учетом анализа налоговых платежей, целесообразно предложить следующие методы оптимизации налогообложения:
Приказом ФНС России от 20.05.2007 №ММ-3-06/333@ определены критерии налоговых рисков для самостоятельной оценки налогоплательщиками своей финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления возможных ошибок и неточностей в исчислении налогов и сборов.
По данным критериям налоговые органы отбирают организации для выездных проверок. Если организация удовлетворяет трем и более критериям, налоговыми органами будет проведена выездная проверка, если двум – вероятность проверки высока; если организация соответствует только одному критерию или не подходит ни под один из них, то, скорее всего, проверки не будет.
Предлагается провести анализ налоговых рисков ООО «М-Трэйд», присваивая каждому критерию качественную оценку: «существенный», «средний» или «несущественный».
Критерий 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.
Нагрузка определяется в процентах как отношение всех начисленных налогов к сумме выручки от реализации и внереализационных доходов.
ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, (1)
где - ННорн - налоговая нагрузка на Предприятие при применении общего режима налогообложения;
НП – общая сумма всех начисленных налогов;
В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
ВД – внереализационные доходы.
Согласно Приложению №3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 «ММ-3-06/333@ расчет налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2006 и 2010 годы произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование [16].
В разделе 2.3. был проведен подробный анализ налоговых платежей и определена налоговая нагрузка за 2009, 2010 и 2011 гг. По данным расчетам налоговая нагрузка без учета страховых взносов в пенсионный фонд в 2011 г. составляет 3,74%. Среднеотраслевая налоговая нагрузка согласно концепции системы планирования выездных налоговых проверок, должна составлять 1,9%. Налоговая нагрузка организации выше среднеотраслевой на 1,84%.
Так как налоговая нагрузка организации выше среднеотраслевой, то данный налоговый риск можно оценить как несущественный.
Критерий 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
При определении данного критерия риска необходимо руководствоваться тем, что под убытками понимается отражение убытка, как в бухгалтерском учете, так и по налогу на прибыль или единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Данный критерий риска возникает в деятельности налогоплательщика, если им отражаются убытки на протяжении 2-х и более календарных лет подряд.
По итогам 2009, 2010 и 2011 гг. в отчетности ООО «М-Трэйд» была отражена прибыль. Таким образом, данный критерий налоговых рисков можно оценить как несущественный.
Критерий 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Данный критерий налоговых рисков оценивается только налогоплательщиками, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Организация находится в зоне риска, если доля НДС к вычету от суммы начисленного налога за год более 89%.
Доля НДС к вычету рассчитывается по следующей формуле:
НДСв / НДСн *100%, (2)
где - НДСв-сумма НДС к вычету;
НДСн-сумма начисленного НДС.
Сумма НДС к вычету за 2011 г.=13 702,2 тыс. руб.
Сумма начисленного НДС за 2011 г.=17 062,7 тыс. руб.
Доля вычетов по НДС за 2011 г.= 13 702,2/17 062,7*100%=80,3%
Доля НДС к вычету не превышает нормы, следовательно, данный критерий налоговых рисков можно оценить как несущественный.
Критерий 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
При оценке данного критерия риска налогоплательщик сравнивает темп роста доходов по отношению к темпу роста расходов. Сравнению подлежат темп роста выручки от реализации (стр. 010 Формы № 2) с темпом роста себестоимости (стр. 020 Формы № 2).
Темп роста доходов и расходов рассчитывается по следующей формуле:
(Б – А) / А * 100%, (3)
где - А – сумма доходов / расходов за более ранний из сравниваемых периодов;
Б – сумма доходов / расходов за более поздний из сравниваемых периодов.
Таблица 12 Анализ темпов роста доходов и расходов
Показатель |
Период |
Темп роста показателя | |
2010 |
2011 | ||
Доходы |
110 208 |
170 627 |
35,40 |
Расходы |
87 100 |
137 022 |
36,43 |
Темп роста доходов ниже темпа роста расходов на 1,03%. Превышение темпа роста расходов над темпом роста доходов незначительное, и данный критерий налоговых рисков можно оценить как средний.
Критерий 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Данный критерий налоговых рисков рассчитывается налогоплательщиком по следующей формуле:
«Общая сумма фонда заработной платы по организации (за календарный год)» / «Среднесписочную численность работников» / 12.
Полученный показатель не должен быть ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Таблица 13 Анализ среднемесячной заработной платы на одного работника в ООО «М-Трэйд» за 2009-2011 гг.
Показатель |
Период | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
3 600 |
4 836 |
5 884 |
Среднесписочная численность работников, человек |
18 |
21 |
23 |
Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб. |
16,670 |
19,193 |
21,319 |
Среднеотраслевой уровень заработной платы в г. Москве, тыс. руб. |
15,959 |
18,406 |
20,323 |
Таким образом, среднемесячная заработная плата на одного работника, выплачиваемая в 2011 году организацией, выше среднеотраслевого показателя (21 319 руб. > 20 323 руб.), в связи с чем ООО «М-Трэйд» уточнять свои налоговые обязательства нет необходимости, т.к. данный критерий налоговых рисков можно оценить как несущественный.
Критерий 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
Так как ООО «М-Трэйд» ведет свою деятельность на общем режиме налогообложения, то данный критерий налоговых рисков у организации отсутствует.
Критерий 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Данный критерий налоговых рисков рассчитывается только налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями, представляющими налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц.
Так как ООО «М-Трэйд» является юридическим лицом и ведет свою деятельность на общем режиме налогообложения, то данный критерий налоговых рисков у организации отсутствует.
Критерий 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
О наличии данного критерия в деятельности налогоплательщика свидетельствует получение им необоснованной налоговой выгоды. Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим Постановлением:
Сформулированы критерии, по которым судьи арбитражных судов могут прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:
Приведенные высшей судебной инстанцией формулировки весьма размыты. Налоговые органы могут истолковать их так, как посчитают нужным. Но в то же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика.