Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:42, дипломная работа
Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия. Действия компании по определению оптимальных объемов называют налоговым планированием. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, если предприятие выделяется из общей массы весьма маленькой налоговой нагрузкой, то рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.
Вероятно, нет ни одного налогоплательщика, который не хотел бы минимизировать налоговые платежи. Но многие налогоплательщики плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования и почему государство вообще дает налогоплательщику возможность минимизировать налоговые платежи.
Иными словами нужно
убедить суд в том, что «спорный»
факт хозяйственной
Данный критерий налоговых рисков не поддается количественной оценке. Таким образом, этот критерий налоговых рисков можно оценить как существенный.
Критерий 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы имеют право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Основаниями для Уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:
В случае если налогоплательщик, после получения письменного уведомления, направленного налоговым органом в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ, уклоняется от представления в течение пяти дней необходимых пояснения или внесения соответствующих исправлений в установленный срок без объективных причин, такой налогоплательщик считается соответствующим данному критерию налоговых рисков.
Таким образом налоговые органы призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в интересах организации.
Данный критерий налоговых рисков можно оценить как средний.
Критерий 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
Под неоднократным снятием и постановкой на налоговый учет понимается два и более случаев с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица. Данный критерий налоговых рисков возникает в том случае, если изменение местонахождения налогоплательщика – юридического лица влечет за собой постановку на налоговый учет в иной территориальный налоговый орган.
Работа с этим критерием строится при помощи реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения. Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется у организаций, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемые «адреса массовой регистрации».
За всё время ведения своей финансово-хозяйственной деятельности организация ООО «М-Трэйд» ни разу не меняла свое место регистрации. Таким образом данный критерий налоговых рисков можно оценить как несущественный.
Критерий 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Данный критерий налоговых рисков рассчитывается налогоплательщиками – юридическими лицами, применяющими общий режим налогообложения.
Под значительным отклонением
рентабельности понимается
При определении данного критерия налоговых рисков используется расчет двух видов рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность активов.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» формы № 2.) к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» формы № 2).
Рентабельностью активов рассчитывается как отношение сальдированного финансового результата (строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» формы № 2.) и стоимости активов организации (строка 300 «Активы» формы №1).
Таблица 14 Анализ показателей рентабельности
Показатель |
Период | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Рентабельность продаж, % |
6,79 |
7,15 |
8,03 |
Среднеотраслевая рентабельность продаж, % |
8,30 |
7,60 |
7,60 |
Отклонение рентабельности продаж от среднеотраслевого показателя, % |
-1,51 |
-0,45 |
0,43 |
Продолжение таблицы 14
Показатель |
Период | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Рентабельность активов, % |
16,15 |
20,60 |
26,15 |
Среднеотраслевая рентабельность активов, % |
7,90 |
7,40 |
7,40 |
Отклонение рентабельности активов от среднеотраслевого показателя, % |
8,25 |
13,20 |
18.75 |
Показатель рентабельности продаж в 2011 г. не должен быть ниже 6,84% (7,6%-(7,6%*10/100) = 6,84%). Показатель рентабельности продаж у ООО «М-Трэйд» выше среднеотраслевого показателя (8,03%>6,84%).
Показатель рентабельность активов в 2011 г. не должен быть ниже 6,66% (7,40%-(7,40%*10/100)=6,66%). Показатель рентабельности активов у ООО «М-Трэйд» выше среднеотраслевого показателя (26,15%>6,66%).
Таким образом, организации по одиннадцатому критерию налоговых рисков уточнять свои налоговые обязательства нет необходимости и данный критерий можно оценить как несущественный.
Критерий 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС РФ. В настоящее время указаны четыре схемы:
1.Первая из них связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. Здесь включаются в цепочку хозяйственных связей лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.
2.Вторая схема популярна в компаниях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании), — вексельная схема. Покупатель квартиры, заключивший договор инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретенным у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.
3.Третья схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.
4.Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга.
По сути, данный критерий дополняет критерий № 8 («цепочка контрагентов»). В обоих случаях речь идет о необоснованной налоговой выгоде плательщика, но здесь инспекторы расширяют рекомендации ВАС РФ.
Органы ФНС России рекомендуют налогоплательщикам, у которых риски высоки, и желающим их снизить:
Уведомить - значит подать в свою инспекцию уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.
В дополнение к декларациям
налоговики предлагают
Сомнительную операцию не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента.
Данный критерий налоговых рисков не поддается количественной оценке. Таким образом, этот критерий налоговых рисков можно оценить как существенный.
Подведем итоги анализа налоговых рисков ООО «М-Трэйд», отразив их в таблице 15.
Таблица 15 Оценка налоговых рисков ООО «М-Трэйд»
Критерии |
Оценка |
1. Налоговая нагрузка ниже |
Несущественный |
2. Отражение в отчетности |
Несущественный |
3. Отражение в налоговой |
Несущественный |
4. Опережающий темп роста |
Средний |
5. Выплата среднемесячной |
Несущественный |
Продолжение таблицы 15
Критерии |
Оценка |
6. Неоднократное приближение к
предельному значению |
Отсутствует |
7. Отражение индивидуальным |
Отсутствует |
8. Построение финансово- |
Существенный |
9. Непредставление |
Средний |
10. Неоднократное снятие с учета
и постановка на учет в |
Несущественный |
11. Значительное отклонение |
Несущественный |
12. Ведение финансово- |
Существенный |
С учетом анализа налоговых рисков целесообразно предложить следующие методы минимизации налоговых рисков:
- разработать регламент проверки контрагентов, в котором необходимо отразить: