Основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:19, лекция

Краткое описание

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, т.к. государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Состав участников налоговых отношений определен в НК РФ. Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция налоги.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

В ст. 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без  определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:

  1. Субъекты налога

Субъектами  налога являются налогоплательщик и (или) плательщик сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

  1. объект налогообложения;

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями НК РФ.

Объект налогообложения  часто дает название самому налогу (земельный налог, подоходный налог  и т.п.).

  1. налоговая база;

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Общие вопросы исчисления налоговой базы закрепляются в ст. 54 НК РФ. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Названный порядок распространяется на налогоплательщиков-организации.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ (п. 2 ст. 54 НК РФ).

Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (п. 3 ст. 54 НК РФ).

  1. налоговый период;

Под налоговым периодом понимаются календарный год или  иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

  1. налоговая ставка;

Налоговая ставка (норма  налогового обложения) представляет собой  величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ (ст. 53 НК РФ). В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми или процентными.

  1. порядок исчисления налога;
  2. порядок и сроки уплаты налога.

Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи данных элементов устанавливается  налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.

Льготами по налогам  и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

 

5. Сборщики  налогов и сборов. Исчисление и уплата налогов. Способы обеспечения обязательности по уплате налогов и сборов. Изменение срока уплаты налогов и сборов.

Сборщики налогов и сборов в  налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному  получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов выполняют: налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы самоуправления.

Исчисление налога, подлежащего  уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. Исчисление налога может производиться самостоятельно налогоплательщиком, налоговым агентом, налоговым органом.

Способы уплаты налога:

- кадастровый;

- «у источника»;

- по декларации;

- по уведомлению.

Порядок уплаты налога устанавливается  в соответствии с НК применительно  к каждому налогу. Уплата производится разовой уплатой всей суммы налога и ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами.

Исполнение обязанности  по уплате налогов и сборов может  обеспечиваться:

- направлением требования  об уплате налогов и сборов;

- залогом имущества (§3 гл.23 ГК, Закон от 25.05.1995РФ 32872-1 «О залоге»);

- поручительством(§5 гл.23 ГК)

- пеней (ст.75 НК);

Пеней признается установленная денежная сума, которую налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся с сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный  день просрочки исполнения обязанности  по уплате налога или сбора, начиная  со следующего за установленным законодательством  о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР.

Сумма соответствующих пеней назначается и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения:

- других мер обеспечения исполнения  обязанности по уплате налога  или сбора;

- мер ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Пени не начисляются на сумму  недоимки:

- которую налогоплательщик не  мог погасить в силу того, что  по решению налогового органа  или суда были приостановлены  операции налогоплательщика в  банке или наложен арест на  имущество налогоплательщика;

- которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти в пределах его компетенции.

Пени могут быть взысканы принудительно  за счет денежных средств налогоплательщика  на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке  предусмотренном НК.

 

- приостановлением операций по счетам в банке;

- наложением ареста  на имущество налогоплательщика.

 

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты на более поздний срок.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство.

Срок уплаты налога может  быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов  на неуплаченную сумму налога. Изменение  срока уплаты налога и сбора может  производиться под залог имущества либо при наличии поручительства.

В зависимости от вида налога и сбора, решение об изменении сроков вправе принимать:

- ФНС России;

- территориальные налоговые органы (по региональным и местным налогам);

- ФТС России и уполномоченные таможенные органы (по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России);

- органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Решения об изменении  сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Решение об изменении  сроков по региональным и местным  налогам принимается по согласованию с соответствующими финансовыми  органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется формах:

  1. отсрочки;
  2. рассрочки;

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены  при наличии хотя бы одного из следующих  оснований:

  1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  3. угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;
  6. при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК.

В случае предоставления отсрочки или рассрочки по первому или второму из указанных оснований на сумму задолженности проценты не начисляются. При предоставлении отсрочки или рассрочки по иным основаниям, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, как правило, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБР.

 

  1. инвестиционного налогового кредита.

 Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Он предоставляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией  внедренческой или инновационной  деятельности, в том числе создание  новых или совершенствование  применяемых технологий, создание  новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией  особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Уменьшение производится по каждому  платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Проценты на сумму кредита устанавливаются  по ставке, ней менее одной второй и не превышающей три четвертых  ставки рефинансирования ЦБР.

 

Решение об изменении  срока уплаты налога, принятое любой из установленных форм, прекращается:

Информация о работе Основы налогообложения