Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

Одним из главных условий  успешного осуществления налоговой  реформы является максимальное сближение, как правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов  и точек зрения всех, участвующих  в процессе налогообложения сторон (государства в лице налоговой администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой стороны).

В свою очередь налогоплательщики, юридические и физические лица, должны быть полностью уверены, что налоговое  законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы гарантировать  хотя бы на ближайшую перспективу  законность совершаемых в соответствии с ним действий без риска невольно оказаться жертвой его очередного внезапного изменения; во-вторых, в  равной степени защищает интересы всех, участвующих в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости, можно рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по своей форме, но и, по сути, не делая  ни для кого исключений и объективно отражая истинные потребности всего  общества; в четвертых, принято не задним числом, а гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая налогоплательщиков.

Следующим критерием, отражающим привлекательность налоговой реформы  в социально-экономическом плане  для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих отдельных  видов налогов.

Исследования по налогам  на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя составляет при  нынешних экономических условиях более 50 процентов. Из истории становления  налоговых систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если доля налоговых изъятий  в общей сумме валовых доходов  производителей (за вычетов сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию производства, в  пределах 45-50% - обеспечивается процесс  простого воспроизводства, ну а для  обеспечения расширенного воспроизводства  необходимо, чтобы удельный вес налогов  в валовом доходе товаропроизводителей не превышал 30%.

Важно заметить также, что  лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей  налоговой системы, возможно, разрешить  одну из злободневных проблем казахстанской  экономики - низкую собираемость налогов.

Налоговая система тесно  связана с бюджетной, налоги должны в первую очередь обеспечить в определенной степени доходы бюджета. Подтверждение этому было в процессе проведения анализа влияния подоходного налога на бюджеты разных уровней.

Но, если в условиях рынка  рассматривать этот вопрос системно, то увидим, что налоговая система  также влияет на расходную часть  бюджета.

Одна из предпосылок нормального  функционирования системы налогообложения  – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики  и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи  с разработкой смежных законодательных  актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки[23c.97].

Все это дестабилизирует  хозяйственную деятельность, усиливает  риски предпринимательства. Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение доходов  хозяйствующих субъектов в течение  финансового года. Все подобные изменения  должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они  могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать  эти изменения в хозяйственных  договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно  не представляя конечных результатов  труда.

Подавляющее большинство  налогоплательщиков предпочитает использовать метод учета доходов по мере поступления  выручки на расчетный счет предприятия, что обусловлено следующими особенностями  экономической ситуации в Республике Казахстан:

-инфляция делает невыгодным  использование метода начислений, поскольку более поздний момент  поступления реальных денег к  продавцу по сравнению с моментом  уплаты налога автоматически  повышает реальный уровень эффективной  налоговой ставки;

-кризис неплатежей в  экономике приводит к тому, что  хозяйствующим субъектам, использующим  метод начислений, грозит изъятие  через налоги части оборотных  средств, поскольку в этом случае  налоги уплачиваются в том  числе с доходов, реальное получение  которых весьма проблематично. 

Таким образом, необходимо, для простоты и удобства, чтобы  налоговый и бухгалтерский учет были едины, при этом вся отчетность и весь учет производился по бухгалтерскому учету.

Все казахстанские налоги, в том числе и подоходный налог, уплачиваются независимо от отрицательной  рентабельности или полученного  балансового убытка. Объектом налогообложения  стал не результат, а процесс предпринимательской  деятельности[24c.71].

В настоящее время экономистам  Казахстана, СНГ и зарубежными  экономистами обсуждается, идея единого  налога на доход. Идея справедливости в налогообложении впервые прозвучала в теории единого налога. Практический аспект теории единого налога был  связан с преобразованиями в налоговой  системе. Во все времена и эпохи  человеческий ум много изощрялся  над изобретением налогов и целых  податных систем. Как выразился один политический деятель: В основе теории единого налога лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного источника - доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем  множество отдельных налогов. Идея единого налога появилась еще  в средние века, когда в целях  привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев  общества, была создана теория единого  акциза.

Против единого налога в своё время выступал П. Прудон. По его мнению, все налоги несправедливы. Единый налог был бы сумой фискальных несправедливостей, идеально несправедливым налогом. При нем, считал он, будут видны все негативные моменты, свойственные каждому налогу, но которые не так заметны, поскольку они раздроблены. Неравномерность обложения при едином налоге усилится, при этом недостатки одного налога не будут компенсироваться достоинствами другого. Против единого налога выступал и Ф. Нитти, который считал, что введение его не позволит реализовать принципы равномерности и всеобщности.

В настоящее время данная тема широко обсуждается в экономической  литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно ввести налог  на валовую выручку (НВВ) со ставкой 7%. При этом, из валовой выручки  при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные  отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально-пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что  ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной  пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального  налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20%.

Часто предприниматели сталкиваются с такой проблемой, когда одно и то же положение по-разному трактуется в законодательных актах, например, в Гражданском кодексе и в  стандартах бухгалтерского учета говорится, что: если право собственности не передано и остается за продавцом  продукции, то нельзя считать, что произошла  реализация. В республике в налоговом  учете действует метод начисления, то есть, если вы продали продукцию  или услуги, но денег при этом не получили, процесс реализации все  равно произошел с точки зрения налогового законодательства и обязательства по налогам возникли (подоходный налог с юридических лиц и др.). Если данное положение не будет учтено, то бизнес юридического и физического лица будет задушен штрафными санкциями.

Помимо совершенствования  законодательной базы необходимо совершенствовать и механизм взимания.

Ныне действующий механизм подоходного налогообложения юридических  и физических лиц, не стимулирует  увеличению объемов выпускаемой  продукции, снижению себестоимости, а  наоборот способствует искусственному раздуванию вычетов и уклонения от налогов.

Для решения проблем, связанных  с подоходным налогообложением, выдвигаются  различные предложения, например, А.Алипов предлагает применить на практике налогообложение  совокупного валового дохода (валовой  выручки). Ее принципиальное отличие  от действующего ныне механизма обложения  заключается в том, что объектом обложения рекомендуется рассматривать  сумму совокупного валового дохода за минусом налога на добавленную  стоимость, включенного в стоимость  выпускаемой продукции, выполненных  работ и оказанных услуг. При  этом подоходный налог предлагается взимать по ставке 5%. Для рентабельных и сверх рентабельных предприятий  предусматривается понижающий коэффициент  основной ставки - соответственно 25% и 50%. С целью повышения заинтересованности предпринимателей в инвестировании производства предлагается пересмотреть состав затрат, относимых на вычеты, включив в него НДС по основным средствам и увеличив ставки амортизационных отчислений.

Единственным методом  налогового учета, применяемым в  настоящее время, остался метод  начисления, веденный с 01.02.97г., при котором  доходы и вычеты учитываются с  момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования  имущества, независимо от времени оплаты. Применение этого метода учета приводит к тому, что возникает в буквальном смысле парадокс: налог взимается  с дохода, который поступит только в будущем, если он конечно вообще поступит. Нередки случаи, когда  юридическое лицо не получив деньги за реализованные товары (работы, услуги) уплачивает налог.

На мой взгляд, был бы справедливым возврат к уплате налога текущими платежами, когда уплата налога производится по фактически полученному  доходу.

В настоящее время данная тема широко обсуждается в экономической  литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно ввести налог  на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При этом, из валовой выручки  при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные  отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально- пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что  ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной  пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального  налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20%[25] .

Во всем мире государственная  поддержка малого бизнеса, а также  стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом - это не простое  снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать  развитие этих хозяйствующих субъектов.

На мой взгляд, применение налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо применять для рентабельных и  сверхрентабельных предприятий  понижающий коэффициент ставки налога-

10% и 25% соответственно. Практика  показала, что большинство посреднических  и торговых предприятий в этих  льготах не нуждаются. 

В мировой практике в качестве льготы применяется налоговый инвестиционный кредит, он был рассмотрен выше, т.е. вычет из налога на прибыль части  инвестиционных расходов компании (часто  с условием использования этого  кредита для последующих инвестиций).

Применительно к практике налогообложения подоходным налогом  в Республике Казахстан хорошо известны налоговые кредиты (хотя их так не называют) по налогу на добавленную  стоимость. К примеру, обороты по реализации товаров, готовой продукции за пределы СНГ облагаются по нулевой ставке, в то же время по материалам и другим затратам на производство разрешен зачет на НДС, следовательно, через бюджет Республики - эти налогоплательщики финансируют свою деятельность. Даже при условиях невозвратности НДС из бюджета денежными средствами, такое состояние расчетов с бюджетом наиболее выгодное для налогоплательщика, т.е. он освобождает себя от авансовых платежей по НДС, использует данную задолженность бюджета в будущем. Кроме того, в этой ситуации НДС не восстанавливается и его можно квалифицировать как невозвратный налоговый кредит.

В нашем случае, мы предлагаем для стимулирования развития предприятий, производителей товаров, предприятий  малого и среднего бизнеса, занимающихся производством товаров разрешить  использовать до 50% подоходного налога с юридических лиц или до 10% единого совокупного налога для  заранее оговоренных законом  инвестиции. Это позволило бы в  течение 5 лет поднять предприятия-производителей, которые в последующем компенсировали бы потери бюджета от отданной льготы сполна[25].

Среди налоговых льгот, используемых во многих странах -полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в  условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога).

При выборе пути реформ необходимо должным образом оценить действующую  налоговую систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь  созданная стоимость. Первый тип - налог  на добавленную стоимость, которым  облагается вновь созданная стоимость  на этапе потребления и второй тип - подоходные налоги, которыми облагается вновь созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже  их можно было потребить.

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан