Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.
1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
1.3 Исторические
аспекты налогообложения
Налоговая система возникла
и развивается вместе с государством.
На ранних ступенях государственной
организации начальной формой налогообложения
можно назвать
Простейшей, исторически более ранней
формой налогообложения явились прямые
налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно
с доходов или имущества налогоплательщиков.
Однако первыми видами денежных платежей
граждан явились не прямые налоги, а пошлины,
т.е. плата за услуги, доставляемые государством
отдельным гражданам. Налоги как таковые
использовались в качестве чрезвычайной
меры. Более того, обложение налогами собственных
подданных, считалось сначала оскорбительным
, напоминая дань с покоренных народов,
и не совместимым со званием свободного
гражданина.
Закладывая основы государства
в Древней Греции в VII - IV вв. до н.э.,
представители знати ввели налоги
на доходы в размере одной десятой
или одной двадцатой части
доходов. Однако, имелось серьезное
противодействие
Поскольку налоги вносились деньгами, они уже выполняли не только фискальную функцию, но и играли роль своеобразного стимулятора развития хозяйства, так как население было вынуждено производить излишки продукции для продажи. Таким образом, происходило расширение товарно-денежных отношений, углублялся процесс разделения труда.
Первые упоминания о взимании дани в истории налогообложения в России относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.
В Киевской Руси единицами
обложения считались "дым" (количество
печей в каждом хозяйстве), орудия
для пахоты и количество пашни.
Способы определения дохода с земли в
разное время и в различных странах были
разнообразны. Самый старый способ состоял
в измерении земли и обложении по ее количеству:
по югерам в Риме, по хайдам в Англии, по
гуфам в Германии, по сохам в России.
В XII - XIII вв. широкое распространение
получил натуральный оброк - разновидность
феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми
крестьянами феодалам. Фактически оброк
означал обусловленную
Но уже на довольно ранней
ступени цивилизации из-за несправедливости
обложения земли по ее количеству
этот способ изменяют: земли разделяют
по их плодородию. Так, в Древней
Руси различались соха доброй и соха
худой земли. Другим старинным способом,
еще более распространенным и
долго державшимся, была десятина, т.е.
взимание налога в размере 1/10 валового
дохода с земли.
Таким образом, со второй половины XIV в.
налоги преимущественно взимались с "сохи",
ставшей главной единицей обложения. В
данный период получила развитие посошная
подать, включавшая в себя и земельный
налог. Земельный налог устанавливался
по качеству и количеству земли, а также
по социальному положению налогоплательщика.
С образованием Московского государства в России земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых, объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм.
Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами - более простое по сравнению с посошным - позволило определить четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.
Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения, стало Соборное уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 гг., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера) [5].
В Соборном уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей.
Важной вехой в развитии
земельного налога стали реформы
Петра I. В основе его политики лежал
принцип усиления тяжести налогообложения
путем увеличения числа и объема
налогов. Реформа закрепляет право
дворян самим ведать раскладкой и
сбором налогов со своих крепостных,
что стало модификацией старинного
оброчного принципа. Подушная система,
введенная Петром I, несмотря на ее существенные
недостатки, отвечала в целом социально-
Отмена крепостного права,
начало земельной реформы, попытки
правительства решить крестьянский
и земельный вопросы дали новый
виток развитию земельного и податного
законодательства. Манифест и Положение
от 19.02.1861 (общее положение о крестьянах,
положение о выкупе и др.) декларировали
отмену крепостной зависимости, установив
право крестьян на земельный надел
и порядок осуществления
Был издан ряд указов императора о прямых
податях и поземельных сборах, многочисленные
разъяснения Министерства финансов, государственных
имуществ и внутренних дел о порядке взимания
сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято
более 300 различных документов о государственных
и земских повинностях.
Несмотря на то что документы
принимались в столице и
Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 г. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя "...собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности".
Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX в. Объяснялось это несколькими причинами:
- заметным ростом числа крестьян - собственников земли, а также арендаторов;
- уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединением их в сословие крестьян с единой юрисдикцией, т.е. расширением числа налогоплательщиков;
- раскладочным характером
налога, увеличением оклада.
После Октябрьской революции 1917 г. первые
шаги правительства РСФСР были направлены
на отмену ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР
своим декретом "О социализации земли"
(1918 г.) и декретом от 30.10.1918 о введении обложения
сельских хозяев натуральным налогом
формально отменяет земельный налог. Отменив
земельный налог, советское правительство
вводит сельскохозяйственный налог. Общим
для этих налогов являлся объект - земля.
Облагаемый доход от сельскохозяйственных
источников определялся по установленным
нормам доходности.
В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.
С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.
Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды[6].
Своеобразная система
Основными видами налогов являлись:
В Казахстане вначале налоги взимались в натуральной форме, затем постепенно перешли в форму денежную. Налоги как инструмент финансовой политики особое значение имеют в преобразовании основ экономических и производственных отношений[7].
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом в
Республике Казахстан
2.1 Действующий
механизм исчисления
Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:
1) на праве собственности;
2) на праве постоянного землепользования;
3) на праве первичного
безвозмездного временного
По решению юридического
лица его структурные
Не являются плательщиками земельного налога:
1) плательщики единого
земельного налога по
2) государственные учреждения;
3) государственные предприятия
исправительных учреждений
4) участники Великой
-- земельным участкам,
занятым жилищным фондом, в том
числе строениями и
5) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», по:
--земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; придомовым земельным участкам;